Маркин прокомментировал открытие памятника Мазепе на Украине
7 мая 2016, 19:41
Официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин прокомментировал новость о том, что украинский президент Петр Порошенко открыл в Полтаве памятник гетману Ивану Мазепе.
«Символично, что именно в пасхальную неделю Порошенко открывает памятник Иуде. Яка страна, такие и герои», – написал Маркин в Twitter.
Так официальный представитель СК прокомментировал новость о том, что Порошенко в субботу в Полтаве открыл памятник украинскому гетману Ивану Мазепе. Монумент был открыт в парке Соборного майдана в Полтаве в присутствии нескольких тысяч местных жителей.
Согласно исторической справке, Мазепа (1639-1709) родился в семье шляхтичей в Киевском воеводстве польского королевства, позднее состоял в числе «покоевых» дворян короля Яна Казимира. Затем Мазепа делал карьеру уже в Малороссии и при московском престоле: с 1687 года он стал гетманом Войска Запорожского левого берега Днепра, а с 1704 года – Войска Запорожского обеих сторон Днепра. В 1700 года был удостоен звания кавалера ордена Андрея Первозванного и был одним из ближайших сподвижников Петра I.
В 1708 году Мазепа тайно перешел на сторону Швеции, которая вела с Россией войну. Однако после поражения Карла XII под Полтавой в 1709 году бежал в Османскую империю и умер в городе Бендеры.За измену присяге в России он был предан гражданской казни с лишением полученных от царя титулов и наград, а Русская православная церковь предала Мазепу анафеме. Кроме того, Петр I приказал изготовить в единственном экземпляре Орден Иуды, которым предполагали наградить беглого гетмана за предательство.
По оценке основоположника русской исторической мысли Николая Костомарова (1817–1885), «гетман Мазепа как историческая личность не был представителем никакой национальной идеи».
«Это был эгоист в полном смысле этого слова. Поляк по воспитанию и приемам жизни, он перешел в Малороссию и там сделал себе карьеру, подделываясь, как мы видели, к московским властям и отнюдь не останавливаясь ни перед какими безнравственными путями. Самое верное определение этой личности будет сказать, что это была воплощенная ложь. Он лгал перед всеми, всех обманывал – и поляков, и малороссиян, и царя, и Карла, всем готов был делать зло, как только представлялась ему возможность получить себе выгоду или вывернуться из опасности», – написал историк в своей книге «Мазепа».