18 февраля 1895 г. 120 лет назад в Париже полностью провалилась выставка-продажа картин Поля Гогена
Большую часть своей жизнь Поль Гоген прожил в бедности, депрессии и болезни. Его работы часто не находили спроса, художник влачил нищенское существование, порвал с семьей, скитался. В течение ряда лет он жил в Бретани, на Панаме и острове Мартиника, в 1888 году вместе с Ван Гогом работал в Арле. Неприятие современного ему общества пробудило у Гогена интерес к традиционному укладу жизни. В 1891 году в Париже прошла выставка картин Гогена, и на средства от проданных картин он уехал в Океанию, на остров Таити. На Таити Гоген очень продуктивно провел время, написав 47 картин. Новая коллекция была выставлена на аукционе в парижском доме Друо. Выставка открылась 18 февраля 1895 года. Вопреки ожиданиям было продано только девять картин и то за небольшую сумму. Все деньги, вырученные на аукционе, ушли на то, чтобы расплатиться с аукционистами. Благодаря средствам собранным друзьями, он смог вернуться после неудачи на аукционе в Париже в Полинезию. Ему грозили штраф в 1000 франков и заключение в тюрьму, которых он избежал, умерев от сердечного приступа. После смерти Гогена цикл работ, созданных художником на Таити, признали шедевром. Его полотна были уникальны по декоративности цвета, плоскостности и монументальности композиции, обобщенности стилизованного рисунка и оказали влияние на творческие поиски многих художников начала 20 века.
18 февраля 1911 г. 104 года назад впервые была осуществлена доставка почты самолетом
Авиапочта – вид почтовой связи, при котором почтовые отправления транспортируются воздушным путем с помощью авиации. На сегодняшний день авиапочта наиболее современный и используемый вид почты. Доставка писем по воздуху имела место задолго до появления авиапочты как регулярной службы, доступной для широкой публики. Так, появление в 1903 году аэропланов сразу же вызвало интерес относительно их привлечения к перевозке почты. Первый такой официальный рейс состоялся 18 февраля 1911 года в Индии из Аллахабада до Наини (Naini), во время которого Анри Пике перевёз 6,5 тысяч писем и 250 специальных открыток на расстояние 13 км. Письма были погашены специальным штемпелем с надписью: «First aerial post. U. P. Exhibition. Allahabad. 1911» («Первая воздушная почта. Объединённая национальная выставка. Аллахабад. 1911»). Специальный штемпель аллахабадской авиапочты ставили красной краской, небольшая часть корреспонденции служебного характера получила оттиски чёрного цвета. Штемпель был изготовлен по заказу правительства Индии почтовым ведомством в городе Алигаре и является уникальным: клише было уничтожено сразу же после окончания полёта. На штемпеле изображён силуэт летящего биплана над горами Азии. Проект штемпеля был нарисован инициатором полёта Уолтером Уиндхэмом, владельцем автомобильной фирмы, основавшим в 1908 году авиационный клуб. Сумма, вырученная от перевозки авиапочты, была передана гостинице «Оксфорд и Кембридж» на содержание студентов.
18 февраля 1930 г. 85 лет назад американский астроном Клайд Уильям Томбо открыл планету Плутон
Плутон, до недавнего времени считавшийся девятой планетой Солнечной системы, расположенной в 40 раз дальше от Солнца, чем Земля, долгое время оставался совершенно неизученным. Его существование теоретически предсказал американский астроном Персиваль Ловелл в 1915 году. Через 15 лет после этого планету открыл сотрудник обсерватории Ловелла Клайд Томбо. В этой обсерватории Томбо работал с 1929 года. Задачей молодого ученого стало систематическое получение изображений ночного неба в виде парных фотографий с интервалом между ними в две недели с последующим сравнением пар для нахождения объектов, изменивших своё положение. Для сравнения использовался блинк-компаратор, позволяющий быстро переключать показ двух пластинок, что создаёт иллюзию движения для любого объекта, который изменил позицию, или видимость между фотографиями. 18 февраля 1930 года, после почти года работы, Томбо обнаружил возможно движущийся объект на снимках от 23 и 29 января. 13 марта 1930 года, после того, как обсерватория получила другие подтверждающие фотографии, новость об открытии была телеграфирована в обсерваторию Гарвардского колледжа. Право дать название новому небесному телу принадлежало обсерватории Ловелла. Варианты названия начали поступать со всего мира. Имя «Плутон» первой предложила Венеция Берни, одиннадцатилетняя школьница из Оксфорда. Она интересовалась не только астрономией, но и классической мифологией, и решила, что это имя — древнеримский вариант имени греческого бога подземного царства — подходит для такого, вероятно, тёмного и холодного мира. Официально объект получил имя 24 марта 1930 года. А спустя 76 лет, 24 августа 2006 года на проходившей в Праге ассамблее Международного астрономического союза Плутон лишили статуса планеты Солнечной системы. Он теперь лишь «карликовая планета». После недели обсуждений 2,5 тысячи астрономов, представлявших 75 стран мира, утвердили путем голосования критерии, которым должно соответствовать небесное тело для получения статуса планеты. Согласно новому определению, статус планеты присваивается «небесному телу, которое движется по орбите вокруг Солнца, принадлежащей исключительно данному небесному телу, обладает достаточной массой для образования гравитационного поля, вследствие чего данное небесное тело получает шарообразную форму». После исключения Плутона из числа планет это название закреплено лишь за 8 небесными телами: Меркурием, Венерой, Землей, Марсом, Юпитером, Сатурном, Ураном и Нептуном. Согласно новой классификации, Плутон относится теперь к категории малых планет, или планетоидов.
18 февраля 1942 г. 73 года назад в Карибском море затонула французская подводная лодка «Сюркуф»
«Сюркуф» — французская подводная лодка, спущенная на воду 18 октября 1929 года, была крупнейшей подводной лодкой в мире до постройки японских лодок I-400. Она предназначалась для крейсерских действий на океанских коммуникациях и помимо торпедного вооружения, обычного для подлодок, была вооружена двумя 203-мм орудиями, несла гидросамолёт предназначенный для разведки и корректировки арт-огня. В начале февраля 1942 года «Сюркуф», выполняя приказ, должен был прибыть на Бермуды. Но пришел с опозданием, получив по пути повреждения главной двигательной установки. 12 февраля «Сюркуф» покинул Бермуды. Способный идти лишь в надводном положении, «Сюркуф» вышел в море и взял курс на Панамский канал для перехода в Тихий океан. На лодке исправно работал лишь один двигатель, и она не могла развивать скорость свыше 13 узлов. В Панамский канал лодка не прибыла. По официальным данным, «Сюркуф» затонул ночью 18 февраля 1942 года после столкновения с военным кораблем США «Томсон Лайкс». «Томсон Лайкс» в рапорте доложил, что вынужден был вернуться после столкновения с неопознанным судном, которое сразу затонуло в 10 градусах северной широты, 79 градусах западной долготы. Корабль вел поиск до 8 часов 30 минут 19 февраля, но кроме нефтяного пятна ничего найдено не было. Ни людей, ни обломков обнаружить так и не удалось. 130 человек пропали без вести вместе с подлодкой.
Календарь событий