Не обошлось без традиционных оговорок.
Например, Байден сказал, что готов поддержать отмену процедуры «филибастера» (тактика препятствовать законопроектам меньшинством путём внесения огромного количества поправок), потому что она, дескать, сильно изменилась с того момента, как он сам использовал её в Сенате 120 лет назад.
Как и следовало ожидать, Белый дом не станет выводить все войска из Афганистана до первого мая 2021 года — по плану, согласованному Трампом ещё в прошлом году.
При этом талибы уже предупредили, что как только «дедлайн» будет нарушен, боевые действия возобновятся, и эта двадцатилетняя война продолжится.
Отчитался, что за 58 дней сделано 100 млн прививок. И уже более 100 млн человек получили чеки на 1400 долларов из нового пакета государственной помощи.
Также Байден пообещал обеспечить полную открытость в освещении пограничного кризиса, но не смог сказать, когда же журналистов начнут допускать в места содержания мигрантов (тем временем нелегалы бросились штурмовать границы США в надежде попасть под обещанную Байденом амнистию).
Девальвация доллара и битва с Китаем за первенство
На пресс-конференции Байден объявил о намерении провести «саммит демократий».
Технологически это означает ослабление ООН, в Совбезе которой Россия и Китай имеют право вето и активно им пользуются. А после саммитов страны-участники будут вводить санкции против лидеров «недемократических стран».
«Зато Байден порадовал всех обещанием подумать о выдвижении на выборы-2024. Через три года он будет вести кампанию, уже совсем не приходя в сознание. Впрочем, это для демократов и к лучшему: будучи в коме, Байден больше ничего не ляпнет и не окажется в центре новых скандалов», — пишет в своем Telegram-канале американский политолог Малек Дудаков.
Другие полагают, что Байден смотрелся выигрышнее своего предшественника.
Хейс Браун, обозреватель NBC, говорит, что, в отличие от Трампа, Байден «не кусался».
«Он давал вдумчивые, содержательные ответы и старался быть нескучным. Он шутил о том, что был избран в Сенат более 120 лет назад. Он также в шутку сказал, что скучает по Трампу», — говорит Браун.
Американский политолог Питер Стоун рассказывает, что брифинг Байдена вызвал противоречивые мнения в США.
«Одни считают, что так и должен выступать настоящий президент и что им уже не стыдно за лидера США. Другие критикуют Байдена за популизм и запинки и уверены, что чем больше будет таких брифингов, тем больше политических очков будет у Трампа. При этом часть его тезисов спорна. Например, прогноз о росте ВВП до 6% скорее всего если и оправдается, то за счет девальвации доллара. По внешней политике — Байден говорил о Китае, потому что для США это сейчас проблема номер один», — говорит Стоун.
Уже сейчас Америка уступает КНР в инвестициях в науку и инфраструктуру. Эксперты говорят: в выступлении Байдена читалось опасение уступить китайцам первенство в мире, особенно если сблизятся Китай и Россия.
Некоторые уже прогнозируют США поэтапное возвращение к эпохе изоляционизма, который исповедовала страна до Первой мировой войны.
Курс на жесткое экономическое противостояние и конкуренцию с Китаем будет сказываться и на Украине.
«И речь не только о „Мотор-Сичи”. Это может оказать влияние на другие сферы взаимной торговли и сотрудничества с Китаем, который является главным торговым партнером Украины с 15 млрд товарооборота. Осложнение отношений между США и Китаем будет вести к осложнению отношений между Украиной и Китаем, поскольку Украина позиционирует себя как партнер США в Восточной Европе.
В то же время Украина пытается пропетлять между капелек — с одной стороны, сделать то, что понравится американским партнерам, а с другой — дать знаки китайцам о том, что мы не нацелены на конфронтацию и хотим дальше покупать ваши товары, и „по-партизански” развивать отношения с Китаем», — говорит политолог Руслан Бортник.
«Большая стройка» по-американски
Но, по сути, как считает часть экспертов, Байден сильно разочаровал своей пресс-конференцией из-за отсутствия новой идеи, яркого предложения или свежей мысли.
«У Байдена не было реальных новостей ни по одному из задаваемых вопросов», — написала Сьюзен Глассер, корреспондент New Yorker.
«Единственная новость — это то, что он подтвердил намерение идти на второй срок. Философия его правления примерно такая: тут оставим все как есть, там сделаем косметический ремонт — и будем надеяться, что все оно не развалится и само собой как-то устроится. Даже на самые острые и насущные вопросы (что делать с сенатским правилом филибастера, с миграционным кризисом, с законами об оружии и как быть со все более борзым Китаем), у Байдена ответ один: „ХЗ, что-нибудь придумаем”.
Мне кажется, тут сказывается его избыточный опыт работы в Сенате. Там для успеха надо было ни с кем не ругаться, оставаться в середине стаи с большинством, не делать резких движений и стараться пересидеть, переждать любую проблему.
Но сейчас Байден — президент, ему надо принимать решения, иногда непопулярные. И это, похоже, ему очень не нравится. Такое поведение было бы еще нормальным, если бы он возглавлял какую-нибудь Словению или Данию. Но от решений Вашингтона зависит судьба всего мира. И если этих решений нет, в мире начинается х@р знамо что.
Я бы даже сказал, что он просто не знает, что делать дальше, а думать об этом ему неохота», — написал журналист-международник Иван Яковина на своей странице в соцсети.
В целом же, полагают в в экспертной среде, сложилось впечатление, что Байден ощущает хрупкость своего положения.
«Огромные риски внутренней дестабилизации, внутренний кризис в США не завершен. Это риски, связанные с тяжелыми неоднозначными выборами, с пандемией, с экономической ситуацией, с отказом от части политики Трампа в отношении мигрантов. Это вопросы, которые остро стоят в США. Ситуация внутри страны нестабильна.
Поэтому ключевые усилия администрация Байдена направляет на внутреннюю стабилизацию в Америке. Этому служили месседжи и об увеличении вакцинации до 200 млн, и о росте ВВП. Заявление о возможном втором сроке — это, вероятно, попытка убедить, что Байден силен как никогда — и политически, и физически. Мол, я не только один срок могу отработать, но даже два.
Прослеживалось желание Байдена реинкарнировать американскую мечту, в значительной мере подорванную экономической ситуацией и грязными выборами», — говорит Руслан Бортник.