«МВФ считает, что надо отказаться от дотаций физическим лицам. И он прав, но украинские реалии не позволяют пойти на такой шаг», — рассказал RT источник в украинском правительстве.
За последние три года цены на коммунальные услуги на Украине выросли в среднем в два раза, а на отопление — в шесть раз. Если в 2014 году собственники стандартной трёхкомнатной квартиры площадью около 70 кв. м платили за отопление 300 грн, то сейчас — 2 тыс. грн в месяц. В зимний период с учётом отопления стоимость квартплаты доходит до 4,5–5 тыс. грн в месяц. Для сравнения: средняя заработная плата по стране, по данным Государственной службы статистики, составляет 9,3 тыс. грн в месяц.
Однако у представителей МВФ своё видение перехода к рыночной экономике в стране. «Цены на газ на Украине очень низкие по сравнению с соседями. И наконец, если Украина мечтает об энергетической независимости, она должна инвестировать в инфраструктуру, что возможно лишь при условии, когда цены на газ будут отражать развитие событий на рынке», — заявил заместитель директора-распорядителя Международного валютного фонда Дэвид Липтон в интервью украинскому изданию «Экономическая правда». Он также подчеркнул: «Важно, чтобы цены на газ определялись рыночными сдвигами, и надо избегать возникновения неадресных и скрытых субсидий».
Украинское правительство уже пыталось урегулировать этот вопрос с МВФ, когда члены кабмина намеревались изменить механизм расчёта цены на газ для населения. Методика расчёта, которая является обязательным условием меморандума Украины с МВФ, заключается в том, что при определении стоимости газа для Украины используется средняя цена топлива на немецком хабе NCG за 12 месяцев. Однако правительство Украины разработало проект, в котором предлагалось рассчитывать цену на газ с учётом периода, когда его стоимость на европейском рынке максимально низкая, то есть с 1 апреля по 1 октября. Но главный кредитор страны был непреклонен и отказался от предложения украинского правительства.
Под давлением
Взаимоотношения между Украиной и МВФ непростые. В соответствии с программой расширенного финансирования EFF, которая была принята в марте 2015 года, за четыре года фонд планировал выделить Украине $17,5 млрд.
Но на сегодняшний день стране удалось получить только четыре транша помощи на сумму $8,7 млрд. Пятый транш, на $1,9 млрд, должен был прийти летом или в начале осени, но фонд откладывает выделение средств до тех пор, пока не будет принята пенсионная реформа, не повышены цены на газ и не начнётся работа над созданием антикоррупционного суда. Пенсионную реформу, согласно которой для получения помощи от государства необходимо заработать не менее 35 лет страхового стража, Верховная рада уже утвердила. С созданием же антикоррупционного суда всё гораздо сложнее.
Законопроект о создании антикоррупционного суда был зарегистрирован в украинском парламенте в феврале 2017 года депутатами от Блока Петра Порошенко Светланой Залищук, Мустафой Найемом и депутатом от «Самопомощи» Егором Соболевым. Но 19 октября авторы законопроекта его отозвали, поскольку, по заявлению Венецианской комиссии, внести подобный законопроект может только президент Пётр Порошенко. Однако глава государства не торопится регистрировать этот документ.
«Пётр Порошенко выступает против создания антикоррупционного суда. Пока в этом направлении он ничего не предпринимает», — заявил RT источник в администрации президента.
С ценами на газ тоже всё непросто. «Повышать цены на газ для населения мы не хотим, поскольку это ударит по политическим рейтингам пропрезидентских сил. Потребители, особенно в сельской местности, и так платят за него слишком много», — пояснил источник в правительстве Украины.
«Четвёртый пересмотр программы советом исполнительных директоров МВФ возможен только после принятия мер, необходимых для завершения этого пересмотра. Он фокусируется на пенсионной реформе, на мерах, направленных на ускорение приватизации, а также на обеспечении конкретных результатов в антикоррупционной деятельности, — заявил постоянный представитель Международного валютного фонда (МВФ) на Украине Йоста Люнгман. — Не менее важным является следование программе и соблюдение ранее достигнутых договорённостей относительно мер в фискальном и энергетическом секторах».
По словам источника RT в украинском правительстве, из-за требований МВФ ряд влиятельных депутатов в партии «Народный фронт» вообще выступают за отказ от дальнейшей работы с фондом.
Высокие требования МВФ к реформам, которые необходимо провести правительству, — снять мораторий на продажу земли, создать антикоррупционный суд, провести приватизацию госактивов, реформу Государственной фискальной службы и предоставить Национальному антикоррупционному бюро право на прослушку — вызывают у депутатов серьёзные опасения.
Сотрудничество под вопросом
«Украина не нуждается в новом сотрудничестве с МВФ, поскольку у нас появилась неплохая альтернатива», — заявил в разговоре с RT источник в партии «Народный фронт». По его мнению, хорошим знаком является тот факт, что в середине сентября Украина вышла на рынок заимствований и смогла разместить облигации на $3 млрд на 15 лет под 7,375% годовых.
«Это признак того, что инвесторы снова начинают верить в Украину, верить в то, что мы движемся в правильном направлении», — заявил премьер Владимир Гройсман. Для сравнения: МВФ выдаёт займы под 3% годовых.
Но сможет ли Украина обойтись без сотрудничества с фондом? Представители МВФ считают, что в таком случае страна может «откатиться на три года назад». Главный экономист компании Dragon Capital Елена Билан уверена, что Украина не сможет отказаться от сотрудничества с фондом.
По её данным, за три года государственному сектору нужно выплатить $16 млрд основной суммы внешнего долга плюс проценты по этому долгу, из которых около $4 млрд — в 2018 году, ещё $6 млрд — в 2019 году и столько же в 2020 году. Платить придётся со счетов правительства, на которых сейчас находится всего $2,5 млрд.
Взять недостающую сумму можно было бы у кредиторов, поскольку все средства МВФ идут только на пополнение золотовалютных резервов страны, но без взаимодействия с МВФ кредиторы денег Украине не дадут. Фонд детально изучает финансовое положение своего заёмщика и фактически даёт гарантии, что инвестировать в страну безопасно. Если же программа по выделению средств замораживается, то это свидетельствует о серьёзных проблемах и создаёт риски для потенциальных инвесторов.
«Без „зонтика“ в виде МВФ привлечь в бюджет достаточно валютных средств, чтобы справиться с растущими выплатами внешнего долга, будет сложно и дорого. А международные организации, которые предоставляют самое дешёвое бюджетное финансирование, и шагу не сделают без действующей программы МВФ», — считает Елена Билан.
Поэтому правительству, вероятнее всего, придётся пойти на непопулярные меры и согласиться с требованиями Международного валютного фонда.