«Погранцы в доле»: что происходит на украинско-венгерской границе и о чем молчат в Киеве
В середине октября главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос признал, что 150-километровый участок украинско-венгерской границы фактически является частным, а пограничники не имеют полноценного доступа к нему.
«Частная граница. Фактически 150 км — это земельные участки, которыми (по 2 га) сельский поселковый совет наделил местных жителей.
После этого они были аккумулированы в отдельно взятых руках, выстроенная коммуникация, и там кластеры вообще „гуляйполевских” времен, когда барон, говорят у цыган… руководит центром этих людей, которые, извините, не хочу никого обидеть, экзальтированно смотрят на руку, „дающую” им.
Не может проехать пограничный наряд, потому что с вышек частной границы начинается ослепление светом, а то и стрельба», — рассказал о дикой ситуации, сложившейся на границе, Матиос.
Украинское издание «Вести» попыталось выяснить, действительно ли «частная граница» есть и почему местные считают, что Матиос сам нарушил закон.
В Закарпатье гектары земли вдоль границы с Венгрией, Словакией и Румынией были переданы в аренду или частные руки сельским жителям, подтвердил директор департамента информационной политики Закарпатской ОГА Ярослав Галас. Правда, он утверждает, что речь идет не о 150 км, поскольку сама граница протяженностью всего 130 км, и большая ее часть проходит вдоль рек.
«Эта история поднималась еще в 2016 году. Действительно 150 га земли вдоль контрольной полосы переданы селянам. Т. е. контрольная полоса, по которой ходят пограничники, свободна, а буквально в десятке метров начинаются поля кукурузы и картошки.
Сейчас часть земель уже возвращены, по некоторым участкам идут суды», — говорит Галас.
По его словам, сами пограничники объясняют эту ситуацию тем, что у них нет денег, чтобы оформить соседнюю землю на свое ведомство. А этим пользуются сельсоветы и городские власти.
Такая ситуация сложилась в Ужгородском, Тячевском и больше всего в Береговском районе. Местные жители вспоминают, что в 2016 году коллега военного прокурора Матиоса, Олег Цицак, привел журналистов на один из таких участков и фактически устроил провокацию.
«Тут никто не стрелял, но кто-то из охранников полей угрожал им травматическим оружием. Тогда был скандал. Правда, Цицак вместо того, чтобы заняться этими участками, теперь у Матиоса на повышении — он военный прокурор зоны АТО», — рассказал источник среди пограничников.
Т. е. фактически в ведомстве Матиоса совершали преступления, зная, что граница не охраняется, ничего не делали, а сейчас в этом признались, добавляют пограничники.
Местные жители говорят, что часто такие участки используются не для выращивания кукурузы, а для контрабанды.«В кукурузе хорошо прятаться и переносить коробки с сигаретами. А вышки для охраны урожая стоят, чтобы не кукурузу с картошкой охранять, а следить — не идет ли кто посторонний во время переноса товара.
Я не верю, что погранцы не в доле. Как с нашей стороны, так и с той. Так что Матиос пусть приезжает и сам своих подопечных тут вылавливает», — смеются жители Берегово.