«К вашему сведению, Украина сама производит очень эффективные противотанковые ракетные комплексы. Мы не получили ни от кого в мире никакого летального вооружения, но остановили „российскую агрессию“. Мы развиваем 250-тысячную армию — одну из наиболее эффективных в Европе, и очень этим гордимся. Мы имеем твердые гарантии от американских партнеров относительно поддержки, хотя не говорим о Javelin, но речь идет об оборудовании радиоэлектронной борьбы. Оно поможет нам спасти жизни наших военных и увеличит последствия для Путина (президент РФ Владимир Путин — ред.), если он решит атаковать», — заявил Порошенко.
При этом 21 сентября пресс-служба Белого дома проинформировала, что президент Трамп во время встречи в Нью-Йорке призвал Порошенко продолжить борьбу с коррупцией и улучшить бизнес-климат.
«Президент Трамп приветствовал реформы в Украине, которые способствовали экономическому росту и обороноспособности страны, и призвал президента Порошенко продолжить работу по устранению коррупции и улучшению бизнес-климата», — говорится в сообщении.
Также Трамп выразил поддержку суверенитета и территориальной целостности Украины, обсудив с украинским президентом пути достижения мира в Донбассе.
В свою очередь, 22 сентября народной депутат Украины от партии «УКРОП» Виталий Куприй считает, что Трамп поставил Порошенко условие — закрыть тему возможных поставок американского летального оружия. По его словам, таким образом, США склоняют Украину к капитуляции.
«США как мантру диктуют нам, что нужно выполнять минские договоренности. Для многих украинских патриотов это означает приговор. Это означает, что нас принуждают к капитуляции. Нас разменяли в геополитической игре», — считает Куприй.
Он также заметил, что украинский президент резко изменил риторику после общения с Трампом. «То, что господин Порошенко сказал на сессии, когда выступал перед народными депутатами, оно красиво звучало. Но потом он резко изменил свою риторику, поехав в Соединенные Штаты. И уже нет вопроса о летальном оружии», — сказал Куприй.
При этом украинская журналистка Мирослава Гонгадзе считает, что президент Порошенко якобы подобрал ключ к Трампу.
«По моим оценкам и оценкам экспертов, встреча (Порошенко и Трампа — ред.) прошла достаточно успешно. Она длилась примерно час. Я имею в виду государственного секретаря США, специального представителя по Донбассу Курта Волкера, вице-президента Пенса. Оба лидера нашли общий язык, было видно дружелюбное отношение друг к другу. Я бы назвала Петра Порошенко «Master communicator», потому что он действительно нашел ключ к президенту Трампу», — сказала Гонгадзе.
Кроме того, директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак считает, что противотанковые комплексы Javelin — одно из самых актуальных типов вооружения, которое ожидает украинская армия.
«Самая большая проблема на фронте — скорость обратной реакции на атаку, когда вражеский танк выходит на позицию, уходит от одной до полутора минут, чтобы контратаковать. Как только мы получим возможность мгновенно контратаковать, у российских руководителей в Кремле и на Донбассе изменится риторика», — сказал Бадрак.
Он также выразил свое разочарование отсутствием на передовой новой техники. «И деньги вроде бы есть, а новое вооружение почти не поступает в армию… Печально», — признал Бадрак на своей странице в Фейсбук.
В свою очередь, украинский военный эксперт, полковник запаса ВСУ Олег Жданов признал, что вопрос передачи Украине летального оружия США зависит от позиции России.
«США выделяют нам ежегодно, это третий год подряд, помощь, которая в прошлом году была 300 миллионов, в этом 350, в следующем будет 500 миллионов на военно-техническую помощь. Что будет в рамках этой помощи, пока еще ничего не ясно. Есть план передачи летальных оборонительных вооружений. Он находится в Белом доме на согласовании. Это прерогатива США и лично его, выдавать нам летальное оружие или не выдавать. И если такое решение будет принято, то нам его дадут в рамках помощи или вне рамок этой помощи, которая заложена в бюджет США.
Что касается того, дадут или не дадут летальное вооружение, это исключительно на сегодняшний день политический вопрос, который зависит от переговорного процесса США и РФ в плане договоренностей о дальнейшем совместном существовании. Либо, в случае резкой конфронтации на востоке Украины, нам будет предоставлено летальное оружие. Вот это два фактора, которые могут повлиять, чтобы летальное оружие появилось в Украине», — сказал Жданов.
В то же время посол Украины в США Валерий Чалый охарактеризовал провальные переговоры между Трампом и Порошенко установлением между президентами некоего «настоящего доверия».
«Полноформатная встреча президента Украины Петра Порошенко и президента США Дональда Трампа важна не только тем, что лидеры двух стран обсудили достигнутые результаты и наметили следующие стратегические шаги партнерства, но и особой атмосферой и установлением настоящего доверия», — говорится в сообщении Чалого в Facebook.
Стоит заметить, что еще в августе 2015 года президент Порошенко в интервью изданию The Wall Street Journal заявил, что ВСУ нуждаются в более чем 1 тыс. комплексов Javelin. «Мы нуждаемся только в 1 тыс. 240 ракетных комплексов Javelin, и это вполне справедливо», — отметил Порошенко, отвечая на вопрос об оружии, которое необходимо украинской армии.
Напомним, президент Украины в рамках рабочего визита в США провел 21 сентября встречу с президентом этой страны Дональдом Трампом. Переговоры, которые длились час, украинский лидер назвал продуктивными. Он отметил, что Украина и США имеют общее видение сотрудничества в сфере безопасности, а также то, что сотрудничество Украины со странами-партнерами в поддержке реформ будет продолжаться. Отдельно он подчеркнул, что Вашингтон поддержал украинский вариант введения миротворческой миссии ООН в Донбасс.
На вооружении ВСУ стоят противотанковые ракетные комплексы государственного конструкторского бюро (ГосККБ) «Луч» (г. Киев) ПТРК «Стугна-П» (экспортное название — «Скиф»). Комплекс поражает бронированные цели до 5 км. В то же время Javelin поражает цели на расстоянии 2,5 км. Несмотря на это, американская разработка обладает рядом достоинств. Так, после наведения и захвата цели американская ракета не требует участия оператора-стрелка, в отличие от украинского аналога. Ракета Javelin имеет инфракрасную головку самонаведения, что позволяет работать по принципу «выстрелил — забыл».
Она может атаковать цель двумя способами: напрямую и сверху. Такая возможность позволяет поражать почти все современные танки. Ракета также оснащена системой «мягкого пуска», что дает возможность стрелять даже с закрытых помещений. К преимуществам ПТРК FGM-148 Javelin относят и возможность наводить ракету в сложных погодных условиях или при задымленности, ракете сложно противодействовать средствами оптико-электронного подавления. «Стугна-П» — тяжелее в несколько раз, управляться с украинским ПТРК сложнее, поскольку его следует устанавливать на треногу.
К минусам противотанкового комплекса FGM-148 Javelin относят высокую стоимость пускового устройства с ракетой, а также тот факт, что головка самонаведения ракеты нуждается в предварительном охлаждении (не менее 25–30 секунд). Экспортная цена американского комплекса достигает $250 тыс. и около $100 тыс. — самой ракеты. Украинские ракеты — дешевле в пять раз.