Поначалу массовая волна анонимных звонков очень походила на часть крупных антитеррористических учений спецслужб, однако сейчас эта версия выглядит маловероятной — вряд ли необъявленные учения могут идти непрерывно в течение недели и сопровождаться настолько масштабными эвакуациями.
Позже появилась куда более экстравагантная и фантастическая версия происходящего. Некоторые СМИ с подачи лидера незарегистрированной организации «Христианское государство — Святая Русь» Александра Калинина выдвинули предположение, что это может быть связано с деятельностью противников вызывающего бурные споры в обществе фильма «Матильда», которые ранее успели отличиться поджогами автомобилей.
Вот только такая теория разбивается о тот простой факт, что целями телефонных террористов стали далеко не только кинотеатры. Жертвами анонимных сообщений становились средние и высшие учебные заведения, торговые центры, вокзалы, аэропорты, гостиницы и другие общественные заведения, с массовым скоплением людей.
Украине доставляет эстетическое удовольствие любой вред России
Куда более весомой выглядит другая версия. Уже в середине недели стали звучать сообщения о том, что в истории с всплеском телефонного терроризма прослеживается украинский след. Как сообщил информированный источник агентству «Интерфакс», технические исследования показывают, что более 90 процентов анонимных таких звонков поступили по каналам IP-телефонии с устройств, находящихся на территории Украины. Фонетический анализ сообщений, по его словам, также позволил сделать вывод о принадлежности абонентов к соседнему государству.
«Ни для кого уже не секрет, что за три года мы с Украиной уже в общем-то стали врагами, причем не только на уроне политиков. Этот вирус, к сожалению, захватывает все больше и больше людей», — заявил газете ВЗГЛЯД вице-президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», подполковник запаса Алексей Филатов. По его мнению, возможно, что Украина может быть с этим связана. «Тем более, мы были очевидцами, когда украинские радикальные группировки валили мачты электропередач, чтобы электричество не поступало в Крым», — напомнил собеседник. Такую версию в комментарии назвал возможной и другой ветеран «Альфы» — член президиума организации «Офицеры России», полковник запаса Игорь Шевчук.
Еще большую уверенность в причастности Украины выразил первый зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич.
«Это спланированная акция спецслужб Украины в отношении вероятного противника»,
— заявил он газете ВЗГЛЯД. «Как специалист, я однозначно прихожу к такому выводу, имея достоверную информацию о планах и проведении подобных вещей», — указал он.
«Сегодня на территории Украины идут учения. И в их рамках кроме прочих задач есть такая: применение так называемого центра информационно-психологических операций. Такие центры созданы в каждом их стратегическом командовании. Одесский центр, по нашей информации, применил подобные методики для создания атмосферы дестабилизации, страха, психологического напряжения на территории вероятного противника», — объяснил Клинцевич.
«Сегодня об этом никто не говорит. Но такие мероприятия проходят, и я хотел бы, чтобы эти все вещи озвучивались», — подчеркнул сенатор. «Любой вред, который в результате его деятельности получит Россия, нынешнему украинскому руководству доставляет эстетическое удовольствие. Они получают от этого радость, тестостерон. Они даже меряются, кто больше доставил беспокойств», — отметил он.
Такие акции не в традициях ИГИЛ
Существуют также и другие версии произошедшего. В частности, были сообщения о том, что за анонимными звонками может стоять террористическая группировка «Исламское государство». Однако это несколько нетипичная тактика для ИГИЛ. Обычно эта терорганизация вначале сообщает теракты, а уже потом берет на себя ответственность за них, да и ее действия всегда сопровождаются жертвами.
Как напомнил Клинцевич, ИГИЛ на себя ответственность за эти телефонные звонки не взял, так что вряд ли тут можно говорить о его причастности.
Филатов также опровергает эту версию: «Я практически уверен, что ИГИЛ отношения к этому не имеет». «Во-первых, это не в их традициях. Во-вторых, „Исламское государство“, как правило, всегда берет на себя ответственность, даже если непосредственного отношения к этому теракту или террористу не имело», — объяснил он. Кроме того, собеседник отметил, что сейчас основные «потуги» ИГИЛ направлены на Европу, а не на Россию.
Филатов выдвинул также версию, что это может быть результатом деятельности сил внутри самой России, которые хотят дестабилизировать обстановку в стране. «Меня напрягает, что это началось практически с окончанием единого дня голосования. К сожалению, у нас внутри есть силы, которые могут встать на тропу проведения террористических актов», — рассказал он.
Шевчук также отметил, что не видит никакого смысла в организации «Исламским государством» подобных акций, так как не совсем понятно, какие цели и задачи они могли бы этим преследовать. «Это в большей степени похоже на конвульсии белоленточные, чем на действия ИГИЛ», — отметил он.
Силовики вместо реальной работы вынуждены «заниматься ерундой»
Как бы то ни было, речь идет об организованных действиях. «Формально это не теракт, но судя по результату, который мы видим после этих сотен звонков, можно спокойно говорить, что это совокупное деяние, приравненное к террористическому акту», — подчеркнул Филатов. «А цель любого теракта — это посеять панику, страх, неуверенность в завтрашнем дне, неуверенность во власти, то есть подорвать государственность, подорвать стабильность», — указал он. По его словам, чтобы нанести ущерб, необязательно убивать сотнями людей, подрывать здания или крушить какие-то объекты инфраструктуры, достаточно просто подорвать стабильность.
«Силовики вместо того, чтобы заниматься плановой работой по борьбе с терроризмом, отработке агентурных сообщений, проведению оперативных мероприятий, вынуждены заниматься ерундой — отрабатывать ложные вызовы», — также подчеркнул Филатов, добавив, что количество силовиков не безгранично. То же самое касается и всех остальных служб. «Из-за того, что скорая задействована на каком-то мероприятии, она вовремя может к больному не приехать», — объяснил он. В то же время собеседник отмел как несостоятельные заявления о том, что частые выезды повышают расходы спецслужб. «В основном люди, приезжающие на отработку этих ложных вызовов, на окладе, и даже если они будут сидеть без вызовов, то все равно буду получать зарплату, и минно-розыскные собаки будут все равно кушать и тренироваться», — объяснил он.
Кроме того, Шевчук предположил, что эта волна телефонного терроризма может быть направлена на то, чтобы «раздергать силовые структуры и ослабить их бдительность». Кроме того, по его мнению, организаторы могли ставить целью посмотреть, каким образом будет срабатывать система безопасности, чтобы найти какие-то лазейки для подготовки будущих терактов.
Аналогичного мнения придерживается и Клинцевич.
«Зная нравственные качества украинских спецслужб, это может быть подготовительное мероприятие. А потом может произойти реальный взрыв или террористический акт»,
— указал он.
Ясно, что это тщательно подготовленная операция, которую осуществляли высокоорганизованные хакеры, а уж точно не обычное телефонное хулиганство, уверен бывший начальник управления ФСБ по борьбе с международным терроризмом, генерал-майор Юрий Сапунов. Это самый дешевый способ заявить о себе, а также апробировать одну из технологий, заявил он газете ВЗГЛЯД. Он также отметил, что это имело как психологический, так и экономический ущерб.
Действительно, это наносит ощутимый удар бизнесу, который вынужден прерывать свою работу, чтобы отреагировать на поступающие сообщения. Как ранее сообщали «Ведомости», если из-за звонка телефонного террориста крупный торговый центр площадью 100 тыс. кв. м закроется на час, то арендаторы могут недосчитаться 100 тыс. долларов совокупной выручки.
Для установления преступников надо использовать техсредства и агентуру
Телефонный террорист, сообщивший о якобы готовящейся атаке на Шереметьево, — не единственный, кого удалось вычислить спецслужбам. Еще в пятницу сообщалось о том, что уже появились первые задержанные по делам о массовых звонках. На них было заведено уголовное дело по статье 207 Уголовного кодекса РФ «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма». Однако следственные мероприятия еще далеки от завершения.
Ведется активная работа в этом направлении, подчеркнул Сапунов. «Я думаю, что в ближайшее время российским спецслужбам в ближайшие дни удастся осуществить поимку негодяев». По его словам, в арсенале силовиков есть все необходимые для этого технические средства.
В то же время Филатов указал, что люди, которые звонят, также обладают серьезными техническими возможностями, а потому отследить их с помощью техсредств очень сложно и надо сделать ставку на другие методы. «Кроме оперативных технических есть еще агентурные сообщения, и я надеюсь, что с помощью агентуры удастся найти исполнителя и заказчика этих преступлений», — подчеркнул он.
Филатов также отметил, что поднятая вокруг телефонного терроризма шумиха в определенной степени может даже играть на руку спецслужбам. «В такой суматохе, как правило, силовики переходят в боевой режим, вплоть до того, что люди вызываются с отпусков. Их количество сейчас в городах на улицах больше, чем в обычное спокойное время», — объяснил он.