В понедельник 13 марта президент Литвы Даля Грибаускайте, глава внешнеполитического ведомства Линас Линкявичюс, депутаты Сейма и профильные чиновники встречались с прибывшей в республику делегацией Политического комитета Парламентской ассамблеи НАТО. Стороны обсудили геополитическую и региональную ситуацию, отношения Альянса с государствами-партнерами.
Консенсус искать не пришлось — в своем видении мира литовские аппаратчики и заезжие натовские функционеры были единодушны: Путин представляет опасность, милитаризация Восточной Европы должна быть продолжена.
Литовцы любезничали. Грибаускайте хвалила Альянс за реализацию «мер сдерживания» России, призывала европейцев не скупиться и инвестировать в оборону, критиковала намерения брюссельских федералистов по созданию единой европейской армии: нечего всяким юнкерам покушаться на натовское господство в Европе. Президент подчеркнула необходимость вовлекать в натовские мероприятия нейтральные страны — Финляндию и Швецию, плотнее работать с партнерами — Грузией и Украиной.
Линкявичюс традиционно призывал «поддерживать последовательную и твердую позицию по отношению к России», «оказывать полную поддержку Украине»; в который раз клялся в верности Альянсу. «Солидарность с союзниками остается одним из основополагающих принципов для Литвы», — говорил высокопарно министр, совершая свой дипломатический ритуал.
Депутаты Сейма оказались оригинальнее. «Россия уже напала на Литву», — открыли глаза натовским чиновникам в литовском парламенте.
«Практически в данный момент мы переживаем первые фазы, так сказать, нетрадиционной войны, которые проявляются в недружественных действиях в информационном и кибернетическом пространстве, а также в сфере энергетики», — сообщил глава Комитета Сейма по нацбезопасности и обороне Витаутас Бакас (Союз крестьян и «зеленых»).
Ведущего «нетрадиционную войну» с Россией депутата Бакаса пришлось успокаивать заграничным гостям. «Хотел бы заявить от имени всех государств — членов и партнеров НАТО, что мы стоим на вашей стороне. Вы не одни. Если Путин сделает хоть один шаг через границу, он столкнется со всеми нами — 28 странами», — проявил психотерапевтический талант руководитель делегации, глава Парламентской ассамблеи НАТО Карл Ламерс.
Восприятие «российской угрозы» переходит в новое качество. Москва не просто планирует напасть на Прибалтику, но уже напала. Неизвестно, заметили ли это в самой Москве, но в Литве, Эстонии и Латвии заметили точно. Самыми зоркими оказались латыши.
В Латвии уже заметны элементы «гибридной войны», еще в начале 2015 года рассказывала тогдашний премьер-министр республики Лаймдота Страуюма. «Мы ощущаем распространяемые отдельными должностными лицами России заявления о правах человека в Латвии. Это один из элементов», — говорила премьер.
Любопытное оружие. Справедливая критика института неграждан со стороны Москвы, оказывается, была «гибридовоенной» атакой. Не пора ли, в таком случае, цивилизованным странам во главе с Латвией дать отпор главным «гибридовоенным агрессорам», выступающим с «заявлениями о правах человека», — ООН и ее пособникам: ОБСЕ, Human Rights Watch и прочим Amnesty International?
Столь же нелепыми соображениями о российском нападении (но уже на Эстонию) на днях поделился экс-президент республики Тоомас Хендрик Ильвес. Участвуя в слушаниях Комитета по иностранным делам нижней палаты Конгресса США на тему дезинформации, Ильвес рассказал о «похищении» россиянами сотрудника эстонских спецслужб Эстона Кохвера как примере «военной агрессии России» против его страны. Американцы не поверили.
Убежденный соратник Трампа и глава Комитета Дейна Рорабейкер посчитал информацию бывшего эстонского президента излишне тенденциозной. «Итак, у вас была ситуация коррупции на границе, исчез один из ваших пограничников. Я имею в виду военную агрессию? Имели ли место какие-либо трансграничные военные действия со стороны русских в Эстонии?» — интересовался Рорабейкер. «Фактура» экс-президента Ильвеса не удовлетворила политика.
Конгрессмен сообщил присутствующим, что посетил страны Балтии, наслушавшись рассказов про военную агрессию России, однако никаких реальных фактов такой агрессии там не обнаружил.
Неудивительно: российское нападение видят только прибалтийские функционеры; чтобы его разглядеть, нужен особый талант. Талант камуфлировать внутренние проблемы угрозой с востока, скрывать нерешенные задачи рассказами о путинской агрессии. Апофеозом этой стратегии по праву можно считать заявление руководителя латвийской Полиции безопасности Нормунда Межвиетса в интервью передаче ЛТВ «Утренняя панорама».
Чрезмерно критикуя работу государственных и муниципальных учреждений, мы поддерживаем работу российской пропаганды в Латвии, сообщил главный спецслужбист страны, если мы сомневаемся во всём, что делают государственные и муниципальные органы, мы участвуем в подрыве безопасности, сказал Межвиетс.
Задача нарратива о российском нападении, которое уже произошло, как раз и состоит в том, чтобы уничтожить всякую критику, победить всякое сомнение в правильности действий прибалтийских властей, в их политике. Если Россия атаковала, значит, страны Балтии уже перешли на военное положение. Ну а в военное время любая критика власти есть подыгрывание врагу и должна пресекаться радикальным образом.