По словам Коболева, единственное, что может спасти транзитный статус «незалежной» — срочная дележка этим бизнесом с западными партнерами. Пусть даже и в ущерб Киеву. Конкретнее — привлечение крупной европейской компании к управлению газотранспортной системой. Чтобы потом единым фронтом давить на «Газпром».
Причем, не исключено, что процесс сокращения транзита уже начался. Ранее обозреватель Forbes Кеннет Рапоза обратил внимание на данные Европейской сети операторов систем транспортировки природного газа (ENTSOG), согласно которым в последнюю неделю 2016 года объем газа, поставляемого из Россию в Европу через Украину, значительно снизился — примерно на 19 процентов. Похоже, этот факт всерьёз напугал Киев и подвигнул Андрея Коболева на паническое, но весьма реалистичное заявление.
— Думаю, что заявление главы «Нафтогаза» — крик отчаянья, — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — Ещё несколько лет назад на Украине были приняты специальные законы, позволяющие создать оператора украинской ГТС. По ним 50 процентов акций «Нафтогаза» могут быть проданы частным структурам, в том числе иностранным.
Таким образом, американским и европейским компаниям как бы намекали: мы готовы продать вам половину своей газотранспортной системы. Соответственно, отдаём и половину доходов от транзита. А вы уж договоритесь с Россией, чтобы она гарантировала определённый объём прокачки через территорию «незалежной».
Для этого, в том числе, необходимо всеми средствами ставить палки в колёса всем газопроводным проектам в обход Украины. Видимо, желающих, а, главное, способных выполнить такую договорённость не нашлось.
И нынешнее заявление Коболева означает примерно следующее: «Спасите нас хоть кто-нибудь. А мы, возможно, не только 50 процентов своей ГТС отдадим, но и все 100. Мы ведь за свободный либеральный рынок, за евроинтеграцию и т. д».
— Почему всё же нет желающих купить украинскую «трубу»?
— Чтобы система украинской ГТС эффективно работала и после 2019 года, в её модернизацию и ремонт, по некоторым оценкам, необходимо вложить до 7 миллиардов долларов. Такие деньги американцы или европейцы готовы были бы дать, если бы были гарантии загрузки. Однако они видят, что «Газпром» уже не первый год ведёт целенаправленную политику на то, чтобы обойти Украину «с флангов». Выходит, никаких гарантий нет.
Да, теоретически можно продлить транзит по территории «незалежной» на год, на два. Но ясно, что десятилетиями такая система работать не сможет. «Газпром», так или иначе, уйдёт от украинского транзита.
На Западе это прекрасно понимают и не хотят вкладываться в заведомо убыточный проект. Всё больше европейских компаний, наоборот, заинтересованы в том, чтобы войти в проекты «Газпрома» по обходным газопроводам.
Мы видим, что уже пять крупных европейских компаний «зашли» в реализацию «Северного потока-2». И в «Южном потоке» готовы были участвовать многие европейские компании, как и сейчас в «Турецком потоке».
Европейцам проще вкладывать деньги в российские проекты, чем пытаться удержать украинский транзит. Поэтому у Украины мало шансов остаться транзитной страной. Либо это будут минимальные объёмы газа. Скажем, для снабжения Молдавии.
— Однако, как считают некоторые эксперты, даже введение в действие «Северного потока-2» не позволит нам без Украины прокачивать свой газ в Европу в тех объёмах, которые существуют сейчас.
— Стратегическое решение минимизировать или полностью избавиться от газового транзита через Украину Москвой принято задолго до второго Майдана. При Януковиче, который на самом-то деле не был таким уж пророссийским президентом, строился первый «Северный поток». И «Южный поток» пытались реализовать.
До 2014 года ещё была вероятность, что «Северный поток-2» Россия строить не будет, а сохранит объёмы транзита через территорию Украины на уровне хотя бы 10−20 миллиардов кубометров газа в год. Правда, для этого было бы необходимо, чтобы европейцы согласились покупать российский газ на нашей границе с Украиной, а все риски, связанные с транзитом, брали на себя.
Мы, кстати, предлагали такой вариант европейцам. Те отказались, поскольку не хотели этой головной боли — решать проблемы с прокачкой уже купленного газа через «незалежную».
Поэтому я не вижу сейчас варианта, при котором Россия будет готова заключить новый долгосрочный контракт с Украиной на транзит газа после 2019 года. Пусть даже Янукович снова станет президентом. Это ничего не изменит.
— Даже если «Газпром» приобретёт в собственность украинскую ГТС, как собирался когда-то?
— К такому варианту уже не вернутся. Именно «газовая война» 2009 года дала возможность главе «Газпрома» Алексею Миллеру убедить Владимира Путина, что с транзитом через Украину надо заканчивать. Я думаю, что президент России вообще стал придерживаться принципа: не зависеть ни от каких стран-транзитёров.
— Однако совсем избавиться от зависимости невозможно. Не получится ли, что с тем же «Турецким потоком» мы окажемся в зависимости теперь уже от довольно своенравного Эрдогана?
— Да, риски есть и тут. Но мы стараемся выбрать меньшее из зол. Конечно, можно было попробовать вернуться к «Южному потоку». Тем более, что Болгария уже не раз давала понять, что хотела бы реанимировать этот проект. Однако решено сделать ставку на Турцию, поскольку она, по крайней мере, не настолько зависит от Вашингтона, как та же Болгария.
Первая нитка «Турецкого потока» (15 миллиардов кубометров газа ежегодно) предназначается для самой Турции и тут какие-то проблемы вряд ли возможны. А вот вторая ветка задумывалась как транзитная. Через территорию Турции она должна пойти в Европу. И вот здесь возникает много вопросов. До сих пор неясно, стоит ли строить эту вторую нитку, поскольку Эрдоган очень сложный партнёр, везде пытающийся продавить свои интересы. Россия для него не авторитет. Как, впрочем, и европейцы, и американцы. Турция всегда исходит из собственных интересов. Путин это всё, думаю, понимает. Но всё же, повторюсь, делает ставку на меньшее из зол.
Алексей Полубота