Третий ядерный арсенал в мире не доверили Киеву
Так случилось, что в 1991 году вследствие геополитического катаклизма Украина стала обладательницей третьего в мире арсенала ядерного оружия.
176 шахтных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, несколько десятков стратегических бомбардировщиков (около сотни крылатых ракет). Всё вместе это давало более 1 800 ядерных боеголовок. Плюс более 2 500 зарядов тактического ядерного оружия. Суммарно почти 4 500 ядерных боеголовок — такого арсенала до сих пор нет ни у кого, кроме США и России. И не будет.
Все понимали, что данное недоразумение необходимо как можно быстрее решить. Причём в данном вопросе было достигнуто полное взаимопонимание между всеми странами ядерного клуба. В декабре 1994 года был подписан Будапештский меморандум, по которому Украина отказывалась от ядерного арсенала в обмен на гарантии безопасности и некоторое количество бесплатного ядерного топлива для своих АЭС.
Именно об этом документе сейчас и любят вспоминать патриоты Украины. И очень не любят вспоминать в Вашингтоне, Лондоне и Париже.
«Патриоты» Украины никак не могут понять, что вопрос на самом деле был не в том, чтобы обеспечить Киеву безопасность, а в том, что главным мировым игрокам не нужны новые члены ядерного клуба. Тем более такие неадекватные, как в Киеве.
Вашингтону, Лондону и Парижу, как и Москве, не нужны тысячи ядерных боеголовок, которые благодаря алчности и безответственности украинских чиновников могли расползтись по всему миру. А потому и было принято коллективное решение об изъятии опасных игрушек из арсенала Украины. И жалеть «патриотам» совершенно нечего — «не по Сеньке шапка».
И невдомёк им, что обладание ядерным оружием сделало бы жизнь государства Украины очень короткой. Первая же раскрытая утечка боеголовок за границу и, не дай бог, их применение стали бы для Киева приговором. Причём никто бы не стал мешать Москве наводить там свой порядок. Мировая общественность с пониманием бы отнеслась к таким действиям России.
Ну не американским же войскам, в самом деле, вторгаться на территорию Украины и изымать из её арсеналов опасные игрушки? Как бы это выглядело?
Но «патриоты» Украины неумолимы и продолжают талдычить: нас обманули, и мы хотим всё вернуть назад.
«Грязная» или «чистая» ядерная бомба
Мы будем использовать все имеющиеся у нас ресурсы, в том числе для создания эффективного оружия. Детализация этого вопроса — я не считаю, что это стоит того, чтобы об этом говорили в прямом эфире или создавали на этом какие-то информационные сообщения. Это закрытые военно-технические программы, которые мы будем реализовывать. Какое оно там: грязное или чистое, — это уже отдельный технологический вопрос.
Александр Турчинов
Что главный путчист Украины, заявивший об этом в апреле 2015 года как глава СНБО, имел в виду под термином «грязное» или «чистое» оружие?
По международной классификации атомным оружием являются не только те заряды, которые способны породить неконтролируемую ядерную реакцию (ядерный взрыв), но и боеприпасы с обычным зарядом, способным заразить местность значительным количеством радиации. Первый тип бомб называют «чистыми».
Они после себя создают очень мало радиации, но много разрушений. Основная её часть излучается в первые минуты, максимум часы, после взрыва.
Второй тип — это «грязные» бомбы. Они изначально снаряжены высокорадиоактивными изотопами, которые после взрыва попадают в атмосферу и поражают всё живое на протяжении минимум десятков и сотен лет.
«Чистые» бомбы — это для мировой элиты, «грязные» — оружие для бедных. Для получения «чистой» боеголовки страна должна обладать высокими технологиями, главной из которых является возможность разделения изотопов до необходимой чистоты. Простое наличие на складах отработанного ядерного топлива или других источников не даёт возможность создать «чистый» боезаряд. Например, для плутониевой боеголовки необходимо, чтобы изотопа Pu240 было всего 7% в общей массе с Pu239. Плюс по максимуму надо удалить других плутониевых «побратымов».
Такие технологии есть только у ограниченного числа стран, входящих в ядерный клуб держателей ядерных боеголовок.
Плюс Бразилия и Иран, которые бомб не имеют.
Только они могут сделать «чистую» бомбу сегодня.
Для такой страны, как Украина, имеющей значительное число специалистов-атомщиков и практически полный цикл производства атомной бомбы, технические проблемы сводятся к созданию центрифуг и некоторых элементов специализированной атомной индустрии.
Это примерно 10 лет и около 3–5 млрд долларов. Без учёта тех, которые при этом разворуют.
И данный процесс не может остаться незамеченным для членов ядерного клуба, а значит, они предпримут превентивные меры.
А вот «грязную» бомбу можно сделать на коленке буквально за несколько месяцев и из подручных материалов. И стоить такой боезаряд Украине будет всего пару миллионов долларов.
Ещё меньше проблем с носителем. Даже имеющиеся на вооружении ВСУ ОТР «Точка-У» способны будут доставить «грязную» бомбу на удаление до 120 км. При этом в данном случае особо не нужна точность, важно запустить и подорвать. Тем более опасным оружием для соседей будут ОТР «Сапсан» (когда их создадут). Проблемы с ними у Украины в основном не технические, а финансовые.
300–400 млн долларов (опять же без учета тех, которые разворуют), 3–5 лет — и комплекс будет готов.
То есть технически все вопросы решаемы. При желании Киев быстро и легко может обзавестись своим, пусть и в «лайт-версии», ядерным оружием. Но вопрос в другом: каковы будут для него последствия?
Последствия создания ядерного оружия Украиной
Обладание оружием массового поражения делает такую страну, как Украина, сильнее только до того момента, пока она его не применила. Если это случится, события начнут разворачиваться с калейдоскопической быстротой и неотвратимостью.
Никто и никогда не заступится за страну, которая первая применила это грозное оружие против своего соседа, а тем более по своей территории.
Если вдруг кому в голову придет сбросить такой заряд на Донбасс.
Ответ будет мгновенным. Уже через несколько недель режим падёт, а его основных лидеров будут искать как военных преступников. Страны ЕС отвернутся окончательно от таких «союзников», а США даже не подумает вмешаться. И при этом для населения Украины такая реакция со стороны России встретит понимание, потому что в сознании людей пока остались «красные линии», которые пересекать нельзя.
Если Киев рискнет применить ядерную бомбу, он потеряет всё. Тогда в чём смысл?
Также очень опасно делать такую бомбу «на всякий случай». Как показывает украинская практика, «всякий случай» не случается, а бомба очень легко может оказаться в руках террористов, например, ИГИЛ (террористическая организация, запрещённая в РФ — ред.).
Контакты украинских «патриотов» и ИГИЛ существуют, а потому это будет лишь вопрос суммы.
Что будет потом, догадаться нетрудно. Отследить, где была сделана бомба, не составит труда (ядерное оружие имеет свой почерк), а значит, для Киева наступят точно такие же последствия, как и в предыдущем случае. В общем, и тут тупик.
Выводы
Итак, технических проблем получить «грязную» бомбу у Киева нет. Создать «чистую» намного труднее, но это тоже решаемо. Правда, тут главным фактором является время, которого у киевского режима нет. Не существует проблем и со средствами доставки.
Главной точкой преткновения для Киева есть нежелание потенциальных «союзников» помогать ему в атомной программе, а главное — покрывать его и отвечать за это.
Очевидно, что плюсы от наличия подобного оружия у Киева намного меньше, чем потенциальные риски и минусы.
Это вложит в руки Москва железные аргументы в переговорах с Западом и даст ей оправдание на практически любые действия в отношении Украины.
Не думаю, что США на это готовы, а значит, они будут делать всё, чтобы нынешний киевский режим не совершил ещё одну стратегическую глупость, которая ускорит его падение.