"Нафтогаз" в результате этого прецедента отодвигается в сторону от поставки российского газа украинским потребителям. Для того, чтобы понять, почему это стало так необходимо, стоит присмотреться к тому, что происходит с газом на Украине. А его там не хватает, просто потому что денег у Киева нет ни на что, в том числе и на закупку газа.
Но, поскольку от способности Украины закачать газ в ПХГ зависит, в том числе, возможность Украины в осенне-зимний период обеспечивать транзит российского газа через свою территорию, Евросоюз оказывается заинтересован в том, чтобы Украина откуда-то взяла деньги на закупку этого газа.
Европа отреагировала, поняв неспособность Украины обеспечить себя достаточным объемом газа
За последние два месяца произошло следующее. После того, как Украина начала забор газа из хранилищ, в которые он был закачан в недостаточном, для спокойствия Евросоюза, объеме, Украине дали денег.
Предполагалось, что эти деньги будут потрачены Украиной на покупку газа. Естественно, газ Украина будет покупать у европейских же компаний. получался очень интересный бизнес. Потому что после того, как Украина получает деньги, она должна выплачивать кредит, но она, по сути, в туже кассу эти деньги опять и вносит, покупая у европейцев российский газ.
Выглядело это очень хорошо, но в реальности получилось несколько иначе. Но произошла неприятная вещь. Денег было дано ровно столько, чтобы закачать необходимое количество газа, но в пути некоторые суммы непонятным образом испарились. Очевидно, Европе надоело ломать голову над тем, где оседают эти средства, куда их осваивают. И вместо того, чтобы купить газ на 500 млн и обеспечить энергетическую безопасность Европе, в этой прекрасной желто-блакитной стране купили газа на заметно меньшую сумму.
И в этот раз терпение, очевидно, лопнуло. Европейцы пришли и сказали: "Нафтогаз", дорогой, ты подвинься. Мы сейчас будем давать вам денежку на газ, но передавать ее мы будем не "Нафтогазу", а напрямую своей компании Engie, которая вместо "Нафтогаза" будет работать с вашими потребителями.
А вы всем расскажете про либерализацию рынка, расскажете про интеграцию в единое европейское пространство. Конечно, для того, чтобы поставлять потребителям газ в осенне-зимний период, его надо транспортировать и хранить. И они подписывают соглашение о транспорте газа и о праве пользоваться хранилищами", - прокомментировал он ФБА "Экономика сегодня".
К слову, компания Engie является акционером "Северного потока-2" и основным покупателем российского газа во Франции. А туда поступило на 1,5 млрд кубометров больше, чем год назад.
Инна Усова