9 сентября 1776 г. 240 лет назад объединенные колонии Америки переименованы в Соединенные Штаты Америки
9 сентября 1776 года Континентальный конгресс утвердил новое название Америки – «Соединенные Штаты Америки» (вместо названия «Объединенные колонии», принятого конгрессом 7 июня 1775 года). В 1770-е годы конфликт Англии со своими колониями на восточном побережье Атлантики принял открытые формы. К весне 1776 года большинство американских колоний высказалось за независимость от метрополии. В связи с этим была образована комиссия для подготовки Декларации Независимости, а в июле 1776 года она была принята на Континентальном конгрессе. Декларация провозгласила образование 13 новых суверенных государств на Атлантическом побережье Северной Америки. Первоначально это были самостоятельные, необъединенные в федеративный союз штаты – Нью-Хемпшир, Массачусетс, Род-Айленд, Коннектикут, Делавэр, Мериленд, Виргиния, Северная Каролина, Южная Каролина, Джорджия, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Пенсильвания. В Декларации Независимости впервые было использовано название «Соединенные Штаты». Считается, что это оно было предложено Томасом Пейном, общественным и политическим деятелем США и Великобритании. Именно такая форма и более краткая – «Штаты» – употреблялись в протоколах Континентального конгресса. Аббревиатура «U.S.»встречается в бумагах Джорджа Вашингтона в 1791 году, а аббревиатура «U.S.A.» впервые появилась в 1795 году. Но еще в течение двух лет после провозглашения независимости официально употреблялось название «Соединенные Штаты Северной Америки»; слово «Северной» было исключено из названия решением Континентального конгресса в 1778 году. Континентальный конгресс, прошедший в 1777 году в Филадельфии, принял резолюцию, устанавливающую вид американского флага, на котором было 13 белых и красных полос, а также 13 звезд – по количеству первых объединившихся колоний. В последствии было решено навсегда оставить число полос неизменным, а в честь каждого нового штата добавлять еще одну звезду, которых сейчас уже 50.
9 сентября 1913 г. 103 года назад Петр Нестеров первым в мире выполнил «мертвую петлю»
9 сентября 1913 года над Сырецким аэродромом Киева военный летчик Петр Николаевич Нестеров первым в мире выполнил замкнутую кривую в вертикальной плоскости, названную впоследствии «петлей Нестерова», или «мертвой петлей». Этим маневром Нестеров положил начало высшему пилотажу. Петля Нестерова своё название «мёртвая» получила из-за того, что первые попытки выполнить эту фигуру осуществлялись на заре авиации на самолётах, которые не выдерживали возникающих при этом перегрузок и разрушались, а пилоты обычно не выживали. В то время по инструкции в полетах на аэропланах категорически запрещались всякие крены, крутые виражи и спирали. Но 9 сентября 1913 года нестеровский «Ньюпор» взмыл в небо. На высоте 800-1000 м летчик выключил мотор и начал пикировать. На высоте около 600 м мотор был включен, и самолет устремился вертикально вверх, потом на спину, описал петлю и пошел в пике. Мотор снова выключился, самолет выпрямился и плавно приземлился. Чего только не писали газеты о том полете! Многие причисляли поступок Нестерова к «безрассудным». Но куда больше было откликов подобных этому: «Ваше открытие в области авиации принадлежит к числу светлых, прекрасных: оно ведет не к разрушению, а к сохранению жизни многих летчиков. «Мертвая петля» не должна уже так называться: она стала живой. Вы победили смерть разумом и силой воли! Научите и других – смелых – побеждать дух смерти в воздухе...». Киевское товарищество воздухоплавания и научно-техническое общество во главе с генерал-майором Вербицким решили выдать Нестерову золотую медаль за «первое в мире удачное решение, с риском для жизни, вопроса об управлении аэропланами при вертикальных кренах». Такую же медаль получил от общества только профессор Жуковский. Вскоре и другие авиаторы, у нас и за границей, начали выполнять «мертвые петли». Больше всех прославился своими фигурными полетами французский авиатор Адольф Пегу, сделавший «мертвую петлю» вторым после Нестерова. Нестеров прожил короткую, но изумительно яркую жизнь. В годы Первой Мировой войны совершил первый в истории воздушный таран и геройски погиб. Имя его золотыми буквами внесено в летопись русской и мировой авиации.
9 сентября 1970 г. 46 лет назад начат серийный выпуск автомобилей Волжского автомобильного завода «ВАЗ-2101» - «Жигули»
Первый автомобиль – «ВАЗ-2101» («копейка») – сошел с конвейера Волжского автомобильного завода (построенного незадолго до этого события) 19 апреля 1970 года, а 9 сентября того же года начался серийный выпуск автомобилей «ВАЗ-2101». ВАЗ-2101 «Жигули» – легковой заднеприводный автомобиль с кузовом типа седан. Эта модель оказалась маленьким шедевром: ни до, ни после «копейки» таких долговечных автомобилей наши сборщики создать не смогли… Будучи изначально лицензионной копией иностранной модели «ФИАТ-124», прототип был доработан и адаптирован так, что обрел статус народного автомобиля. «Копейка» быстро стала одним из наиболее распространённых легковых автомобилей в СССР и одним из символов советского автопрома, сыграв важную роль в автомобилизации Советского Союза. Не случайно заводская статистика знает за «копейкой» достижения, достойные книги рекордов. Капитальный ремонт, согласно испытаниям, требовался лишь после того, как автомобиль проходил расстояние, равное 10-ти путешествиям из Москвы до Владивостока. Есть случаи, когда автомобили «ВАЗ-2101» обходились без капитального ремонта и более 20 лет при постоянной эксплуатации. На спидометрах таких машин от 300 тысяч километров и больше. Они не раз «обогнули земной шар». За выпуск данной модели в мае 1972 года Волжскому автомобильному заводу была вручена Международная премия «Золотой Меркурий» – своеобразный «Оскар» европейской торговли. За все время производства (с 1970 по 1983 годы) Волжский автомобильный завод дал жизнь 2702657 малолитражкам «ВАЗ-2101». Автомобили «ВАЗ-2101» неоднократно участвовали в съемках фильмов на различных площадках страны. «Копейку» можно увидеть в кинолентах «Мимино», «Особо опасен» и многих, многих других.
Памятные даты → Россия
9 сентября 1999 г. 17 лет назад в результате теракта в Москве разрушен жилой дом по улице Гурьянова, погибли 106 человек
В ночь на 9 сентября 1999 года в 9-этажном жилом доме номер 19 по улице Гурьянова (юго-восток Москвы) прогремел взрыв, в результате которого обрушились 2 подъезда дома, а от взрывной волны произошла деформация конструкции соседнего дома номер 17. В результате теракта пострадали 370 семей – 933 человека, в том числе 257 детей. Погибли 106 человек, более 200 получили ранения различной степени тяжести. Как было установлено взрывотехниками, мощность взрывного устройства составила 350 кг в тротиловом эквиваленте. В Москве террористы готовили взрывы по нескольким адресам – на улице Гурьянова, Каширском шоссе, Борисовских прудах и на Краснодарской улице. За трагедией на улице Гурьянова последовал еще один взрыв. 13 сентября на Каширском шоссе был взорван 8-этажный жилой дом, погиб 121 человек. Взрывы по другим адресам правоохранительным органам удалось предотвратить. На улице Гурьянова через несколько дней после взрыва дома номер 17 и 19 были уничтожены взрывотехниками, жители переселены в другие дома. Семьям, пострадавшим в результате произошедших в столице взрывов, была оказана материальная и психологическая помощь. В апреле 2003 года Генеральная прокуратура России завершила расследование уголовного дела о взрывах жилых домов, совершенных 9 и 13 сентября 1999 года в городе Москве. 12 января 2004 года Мосгорсуд приговорил исполнителей терактов Адама Деккушева и Юсуфа Крымшамхалова к пожизненному лишению свободы. Трагические события сентября – боль и горе многих москвичей. По их просьбе и по ходатайству патриарха Московского и всея Руси Алексия II на месте взорванного жилого дома по улице Гурьянова был установлен обелиск в память о жертвах теракта. А позднее возле места трагедии был возведен храм-часовня в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», который стал местом поминовения всех невинно убиенных людей.
Календарь событий