Такие заявления, сделанные на государственном канале в прайм-тайм, «являются экстремизмом в хрестоматийном виде», настаивает «Гражданская платформа», ведь под соответствующее определение подпадает публичное, заведомо ложное обвинение лица, замещающего госдолжность.
Заподозрен в экстремизме также историк Андрей Зубов (третий номер в партсписке) — в своих выступлениях он утверждает, что сторонники президента Путина («путинисты») являются преемниками большевиков, они захватили власть в стране и попирают самоуправление, гражданское общество и парламентаризм.
Такая агитация разжигает социальную ненависть и вражду по отношению к сторонникам политики президента Путина, настаивает «Гражданская платформа».
Ну а кандидат от «Парнаса» Вячеслав Мальцев прямо призывает «тряхнуть Россию, шатнуть» и обосновывает необходимость готовить революцию.
Также Мальцев обвиняет президента во «втравливании в войну с братским народом».
Убеждая избирателей голосовать за «Парнас», Мальцев отождествляет тиранию и экстремизм с Путиным и тем самым «возбуждает у граждан чувства ненависти и вражды в отношении представителя власти — президента», говорится в заявлении, поданном «Гражданской платформой» в суд.
Лидер «Гражданской платформы» Рифат Шайхутдинов сказал «Ведомостям», что поводом внимательно отнестись к высказываниям представителей «Парнаса» стали первые дебаты, которые проходили на «России 1», где Мальцев призывал к революции и посадить царя на кол.
«Нельзя после майдана и Украины к таким заявлениям относиться несерьезно, - настаивает Шайхутдинов.
- Мы смотрели за ними на дебатах, на встречах с избирателями. Их заявления подпадают под статью об экстремизме, поэтому мы предложили суду это рассмотреть».
Юрист «Парнаса» Данила Катков называет претензии «Гражданской платформы» «безосновательными» - в поисках компромата та использовала даже оговорки Касьянова, замечает он.
По мнению Каткова, критика «Парнаса» - основная задача «Гражданской платформы» на этих выборах и партия настойчиво реализует эту стратегию.
Экстремизм в агитации — основание для снятия партии с регистрации, подтверждает член комитета по политтехнологиям РАСО Олег Захаров. Это старая норма, но применяется она достаточно редко, отмечает он.
Тем не менее именно за экстремизм в 2005 г. был снят с выборов в Мосгордуму список «Родины», напоминает эксперт. Впрочем, добавляет он, суд не принимает подобные решения без лингвистической экспертизы.
Такая экспертиза может быть организована достаточно быстро и, если партия этого не сделала, ее намерения вряд ли были слишком серьезны, рассуждает Захаров.
С другой стороны, по его словам, назначить экспертизу либо пригласить в заседание эксперта может и сам суд.