Да, министр финансов Украины отчасти прав, говоря о положительном сигнале для инвесторов. Новый транш открывает путь для политических инвестиций со стороны США и ЕС. Теперь с большей степенью уверенности можно говорить, что правительство США даст Украине кредитные гарантии еще на миллиард долларов — под них, в свою очередь, Киев может разместить еврооблигации, указывает Вадим Иосуб из «Альпари». Кроме того, ЕС может наконец дать Украине 1,2 млрд евро в виде макрофинансовой помощи.
Еще один положительный момент — поддержка МВФ дает Украине возможность все-таки получить от европейских банков кредиты на покупку импортного газа на 500 млн долларов. Это значит, что у Европы будет больше шансов не замерзнуть зимой.
В совокупности это, конечно, поддержит украинскую экономику, но вряд ли выведет ее из пике. Для выхода из кризиса необходимо, чтобы Украина научилась больше зарабатывать, чем тратить, а пока до этого далеко. Экспорт и переводы гастарбайтеров были и остаются основными источниками прихода валюты в страну, но оба эта источника после Майдана подводят по понятной причине: с Россией связи разрываются, а с Европой в той же мере не налаживаются.
Цена кредита
Какой ценой был получен этот миллиард долларов? В обмен на кредит украинские власти серьезно урезали социальные расходы и повысили тарифы. Так, уже весной тарифы на газ для населения стали близкими к европейским, тарифы на другие коммунальные услуги к этому вплотную приближаются. В итоге у некоторых украинцев сумма коммунальных платежей превышает их заработок.
Также госбюджет Украины под давлением МВФ отказался помогать школам, больницам и детсадам с оплатой коммунальных услуг. Главная задача фонда — добиться от украинских властей сокращения дефицита государственного бюджета.
Он действительно угрожающе растет. За семь месяцев 2016 года децифит бюджета страны составил уже 22,88 млрд грн — и это очень много. Для сравнения, в 2015 году был профицит около 15 млрд грн, хотя в конце года образовался дефицит больше 31 млрд грн.
Как объясняет украинский экономист Александр Охрименко, это была такая хитрая уловка Яценюка, когда он в течение года «рисовал» профицит госбюджета и хватил себя и свои «реформы», но в конце концов все это закончилось дефицитом бюджета и эмиссией гривны. «Теперь нет Яценюка, но ничего не поменялось. При таком раскладе есть опасность, что по итогам 2016 года дефицит госбюджета может быть около 100 млрд грн», — считает Охрименко.
Выданного МВФ 1 млрд долларов может хватить как раз на то, чтобы залатать уже имеющуюся дыру в бюджете в 22,8 млрд грн (0,87 млрд долларов). Однако на затыкание новой дыры, которая, скорее всего, появится до конца года, этого недостаточно. А будет ли четвертый транш в этом году — большой вопрос.
Что это означает для населения Украины? По большому счету ничего. Это лишь временное купирование проблемы рекордного дефицита бюджета. Миллиард лишь позволит «закрыть какие-то сиюминутные нужды, провалы в бюджете Украины», говорит РИА «Новости» первый зампред комитета Госдумы по экономической политике Михаил Емельянов.
Даже ассоциация с Евросоюзом не помогла Украине. Спустя два с половиной года после ее подписания и начала сотрудничества с МВФ можно констатировать: экспорт Украины в ЕС был больше до подписания соглашения об ассоциации с ЕС и создания зоны свободной торговли.
Что будет дальше
Что касается возможного следующего транша от МВФ для Украины, то за него украинским политикам придется заплатить не меньше. И снова цена будет касаться социальных обязательств. Глава МВФ Кристин Лагард вполне четко дала понять, чего теперь ждет от Киева.
Она призвала Украину к пенсионной реформе и «взвешенной налоговой политике». Украинские власти не должны допустить изменения налоговой политики, которые приводят к росту дефицита, заявила Лагард. По сути, МВФ призывает как минимум не снижать налоговую нагрузку, которая в последние два года на Украине существенно возросла. Главное, что МВФ считает для Украины неправильным другой путь — снижение налоговой нагрузки для того, чтобы местный бизнес стал выходить из тени, чтобы это привлекло частных инвесторов, в том числе иностранных.
Кроме того, МВФ давно пытается заставить Киев сократить дефицит бюджета Пенсионного фонда путем повышения пенсионного возраста.
Наконец, МВФ будет ждать от Украины дальнейшей борьбы с коррупцией и повышения эффективности управления. Плюс укрепления банковской системы через рекапитализацию и решения проблем с кредитованием и обесцененных активов. Нацбанк Украины, услышав МВФ, в среду даже снизил ставку с 15,5 до 15%. Столь небольшое смягчение кредитно-денежной политики пока вряд ли разморозит кредитование в стране, которое сейчас фактически отсутствует.
Еще одним условием Лагард назвала необходимость окончательно урегулировать вопрос суверенного долга, очевидно, имея в виду долг перед Россией в 3 млрд долларов. Москва голосовала против выдачи кредита Украине, хотя понимала, что в целом это ситуацию не может изменить.
«Заседание совета директоров фонда по этому вопросу прошло слишком быстро, дискуссии практически не было. Москва настаивает на том, что ни о каких деньгах (от МВФ) речи быть не должно, пока не решится вопрос по долгу Украины России», — заявил министр финансов России Антон Силуанов.
Он уверил, что Россия будет отстаивать свои права и дальше. «Речь идет о судебном процессе, который начнется в начале следующего года. Если украинская сторона сделает конструктивные предложения по урегулированию нашего спора, мы готовы в досудебном порядке рассматривать эти предложения. Но при условии, что предложения должны быть лучше, чем у коммерческих кредиторов», — сказал Силуанов.
Как кредиты МВФ вредят экономике Украины
Самое удивительно, как именно Лагард, выдавая кредит Украине, оценила текущее экономическое состояние страны. По ее словам, Украина проявляет признаки восстановления, несмотря на сложные внешние условия и тяжелый экономический кризис: активность набирает обороты, инфляция замедляется, а уверенность растет. Лагард считает, что этот прогресс связан с разумной макроэкономической политикой властей, шагами по повышению тарифов, а также мерами по восстановлению банковской системы.
«Слезы наворачиваются на глаза, когда читаешь заявление пани Лагард, почему они дали Украине очередную подачку. Лагард — великий комик, ибо только так можно понять ее слова, что экономика Украины возрождается, что, оказывается, доходы населения растут ускоренными темпами, а реформы просто-таки сделали на Украине экономическое чудо. При этом пани Лагард не назвала ни одной цифры, которая подтверждала бы ее слова», — комментирует Александр Охрименко.
«Для того, чтобы оценить эффект реформ МВФ, достаточно любому украинцу открыть свой кошелек, подсчитать, сколько там денег, и вспомнить, сколько было денег в сентябре 2013 года, когда Украина не брала кредиты МВФ и не выполняла гениальные рекомендации МВФ», — возмущается эксперт. «Фактически Украина попала в стадию глубокого и затяжного кризиса, который во многом и образовался по вине рекомендаций МВФ», — говорит Охрименко. На Украине получение очередного транша МВФ, конечно, представляют как великий успех Петра Порошенко. При этом мало кто задумывается о последствиях кредитной кабалы.
«В 2013 году Украина фактически рассчиталась по кредитам МВФ. Тогда оставалось погасить около 2 млрд долларов, и можно было бы раз и на всегда расстаться с вредными советами и рекомендациями МВФ. Но после Майдана наша власть очень полюбила МВФ и начала брать новые кредиты. В результате теперь нужно будет погасить около 12 млрд долларов. При этом никто не задает вопрос, как мы эти кредиты будем погашать», — говорит Александр Охрименко.
В этом году Украина пока еще погашает только проценты по кредитам МВФ, но уже в 2017 году она должна будет погашать также тело кредита. В целом в 2017 году Киев должен вернуть фонду чуть более 1 млрд долларов. В 2018 году, подсчитал Украинский аналитический центр, Киев должен будет вернуть фонду более 2,2 млрд долларов. В 2019 году — еще 1,7 млрд долларов, и далее каждый год отдавать МВФ по 1,2 млрд долларов — вплоть до 2025 года.