И волки голодны, и овцы съедены
Совет Безопасности ООН 6 сентября внес изменения в устав Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ), скорректировав процедуру назначения судей в его апелляционную палату (она же — «апелляционная камера», согласно уставу, что, конечно, символичней). Соответствующая резолюция была принята единогласно. Просто Кармел Агиус, председатель гаагского судилища, пожаловался на нехватку судей для рассмотрения дела генерала Ратко Младича.
Формально с юридической точки зрения, разумеется, всё в порядке. В МТБЮ работает семь судей: четверо в Апелляционной палате, а трое ведут дело Младича. Тонкость заключается в том, что если по делу Младича подадут апелляцию, будет невозможно создать апелляционную коллегию в составе пяти судей, что требуется согласно Уставу МТБЮ, «поскольку судьи, ведущие дело Младича, в этом случае оказались бы в ситуации коллизии обязанностей», и из одной палаты в другую судей переводить нельзя.
Здесь уместно сослаться на официальный «Центр новостей ООН» для того, чтобы освежить некоторые недавние эпизоды, непосредственно касающиеся дела Ратко Младича. На самые интересные моменты я хотел бы обратить внимание.
Согласно сообщению Центра новостей от 11 июля этого года, председатель Международного уголовного трибунала ООН по бывшей Югославии Кармел Агиус в понедельник «прибыл в мемориальный центр Поточари, чтобы почтить память жертв геноцида в Сребренице». Также Кармел Агиус добавил, что «гордится тем, что Югославский трибунал неопровержимо доказал, что в июле 1995 года в Сребренице был совершен геноцид». «Он также отметил, что в последние годы благодаря заслугам отдельных личностей произошел определенный прогресс в примирении народов бывшей Югославии. 21 год назад, 11 июля 1995 года, в Сребренице произошло самое страшное массовое убийство в Европе с момента окончания Второй мировой войны. Армия боснийских сербов захватила мусульманский анклав Сребреница, солдаты отделили мальчиков и мужчин от остального населения и расстреляли более 7000 человек», — говорится с сообщении ООН.
Кроме того, в этом же тексте сказано, что «в апреле 2004 года Аппеляционная палата Трибунала в судебном процессе против Радислава Кристича впервые определила, что в 1995 году в Сребренице был совершен геноцид».
Во-первых, РФ прошлым летом заблокировала в СБ ООН резолюцию, признающую события 1995-го года в Сребренице геноцидом. Но, как видим, Организации Объединенных наций до этого нет абсолютно никакого дела. Тем более, до мнения РФ нет никакого дела и гаагскому судилищу. Для ООН и МТБЮ «геноцид в Сребренице» — «неопровержимый факт». И ложь о семи тысячах расстрелянных «мальчиков и мужчин» не просто спокойно распространяется мировыми СМИ — они это делают с 1995 года — она уже стала устойчивым историческим мифом, о котором сочиняют книги и ставят фильмы. Кроме того, в марте этого года экс-президент Республики Сербской Радован Караджич был приговорен гаагским судилищем к 40 годам тюремного заключения, в том числе за тот самый «геноцид».
В новости ООН говорится о той самой «апелляционной палате», которая не сможет работать по делу Младича без назначения судей, и которая впервые определила, что в 1995 году в Сребренице был «совершен геноцид». Стоит отметить, что по предложению Агиуса в состав апелляционной палаты будет назначен судья с Багамских островов Бертон Холл, ранее уже осуждавший сербов на длительные сроки заключения. Таким образом, поддержав резолюцию ООН о назначении судьи, Россия фактически согласилась с оценкой Апелляционной палаты и легитимизировала ее последующее выводы в отношении Ратко Младича.
Впрочем, тут сразу вспоминаются другие тонкости. Например, сомнительная легитимность создания самого МТБЮ. Это первое. Об этой сомнительности говорили много. Особенно с началом «новой эпохи» российской внешней политики, «отказа» от внешнеполитического курса «дорогого Андрея» (министр иностранных дел России Андрей Козырев c 11 октября 1990 до 5 января 1996 ), провозглашения «национальных приоритетов» на международной арене и тому подобное. Впрочем, этот вопрос на актуальную повестку дня так и не поставили. Зато подняли другой вопрос — завершение работы МТБЮ в предусмотренные решением о его создании сроки. Это второе.
В августе 2003 года СБ ООН принимает резолюцию № 1503 с призывом к МТБЮ «принять все возможные меры для того, чтобы завершить расследования к концу 2004 года, завершить все судебные процессы в первой инстанции к концу 2008 года и завершить всю работу в 2010 году». Обратим внимание, что на момент принятия этой резолюции Слободан Милошевич уже в тюрьме, но еще жив. А Радован Караджич и Ратко Младич удачно скрываются от судилища. Но уже в марте 2004 года СБ принимает резолюцию № 1534, в которой «с озабоченностью отмечаются признаки того, что, возможно, не удастся осуществить стратегии завершения работы МТБЮ, изложенные в резолюции 1503 (2003)», однако «объявляет о решимости Совета проанализировать ситуацию», чтобы «сроки, указанные в стратегиях завершения работы и утвержденные в резолюции 1503 (2003), могли быть соблюдены».
Постпред РФ в ООН Виталий Чуркин вспоминает о том, что МТБЮ должен завершить свою работу в 2008 году летом того же года в связи со скандалами, связанными с оправданиями косовских албанских головорезов. Он заявляет о том, что МТБЮ по сути констатирует свою «неспособность выполнить в срок резолюции Совета Безопасности, принятые по главе VII Устава ООН». «Так, например, МТБЮ планирует завершить дела по первой инстанции лишь в 2010 году, тогда как это должно быть сделано уже до конца этого года», — говорит Чуркин.
И снова, голосуя за резолюцию ООН по назначению судей, представители РФ в ООН начинают реанимировать тело издыхающего политического уродца — гаагского судилища — с поразительным упорством воздерживаясь от наложения вето на продление его деятельности. Разумеется, это лицемерие (балаган, предательство — можно называть как угодно, ведь при голосовании о бомбёжках Ливии представитель РФ тоже воздержался от голосования и не наложил вето на резолюцию, развязавшую большую войну) представлялось в российских СМИ так: «Совбез ООН продлил полномочия судей МТБЮ, Россия решение не поддержала».
Например, 22 декабря 2010 года Чуркин, соглашаясь на продление работы МТБЮ, заявил в ООН: «Российская делегация воздержалась при голосовании по следующим причинам. Принятие сегодняшней резолюции — это вынужденный шаг Совета, вызванный затягиванием трибуналами своей деятельности. Работа трибуналов должна была прекратиться в сроки, установленные резолюциями1503 (2003) и1534 (2004) Совета Безопасности в рамках стратегии завершения их работы. Возможности для этого у трибуналов имелись. Однако этого не произошло. Мы твердо исходим из того, что сегодняшняя резолюция — последняя по вопросу о сроках деятельности трибуналов и они будут полностью свернуты к концу 2014 года».
Ну, а как мы знаем, в 2014 году РФ согласилась на закрытие трибунала уже до конца 2017 года (Россия в 2014 году воздержалась при голосовании за резолюцию о продлении полномочий судей МТБЮ — прим. EADaily). В итоге все подсудимые (а это, по большому счету, только сербы) осуждены, находятся в тюрьмах, многие умерли. А российская дипломатия на страницах российских СМИ изображает праведное негодование деятельностью МТБЮ. И овцы целы, и волки сыты. Только в крайне извращенном виде — когда и волки голодны, и овцы ими съедены.
При этом сербские граждане в массе своей продолжают пребывать в святой уверенности, что РФ не поддерживает деятельность гаагского судилища. Однако и они начинают уже «что-то подозревать». Так в комментариях к новости о решении СБ ООН по судье в деле Младича, которая, кстати, была озаглавлена «Всё, чтобы только навредить сербам: СБ ООН изменил устав Гаагского трибунала из-за дела Ратко Младича» (СВЕ ДА НАПАКОСТЕ СРБИМА: СБ УН променио статут Хашког трибунала због случаја Ратка Младића) наивный сербский читатель вопрошает «Если это решение так плохо для Младича, как вы пишите, то почему братья русские за это проголосовали?» («Pa sto nisu braca Rusi stavili veto ako je to lose za Srbe»)».
Я только предполагаю, какой может быть реакция сербских патриотов из числа русофилов, когда они все-таки поймут, что эти долгие годы их, мягко говоря, «водили за нос» с МТБЮ. Впрочем, не только с МТБЮ.
А Ратко Младич? Ему суждено остаться в народной памяти одним из величайших сербских героев, преданным и оклеветанным мучеником.
Михаил Ямбаев