«Порошенко слишком труслив, чтобы напасть на Донбасс. В начале его выгонят в шею, а потом нападут на Донбасс»
Огромное количество людей на Украине ненавидят друг друга значительно больше, нежели Донбасс или Россию.
Осталось только поднести спичку и все это взорвется...
О политической ситуации на Украине рассказывает президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко.
– Нынешняя рада справедливо названа самой антироссийской за все время «независимой» Украины. Если провести выборы сейчас, ситуация измениться?
– Нет, конечно. Знаете, на Украине всегда проводили опросы и всегда нынешняя Рада, нынешний президент и нынешний Кабмин не нравились людям. Как только они менялись, или в результате выборов или в результате переворота, они сразу начинали не нравится населению.
Но у Порошенко был шанс, как у президента. Шанс был не у Верховной Рады, не у Кабмина, а у Порошенко, как президента. Так как он приходил с заявлением, что он будет «президентом мира». И если бы он действительно добился мира, то его бы до сих пор бы любили. А так у него ничего не получилось.
– Что сегодня представляет собой электоральное поле Украины? Есть там конструктивные политические силы? Кого бы вы назвали?
– Там есть конструктивные политические силы, которые хотят делить оставшуюся собственность в свою пользу. Есть силы, которые хотят быть не такими нацистскими.
– Какие это силы?
– Их можно называть условно более прогрессивными. Но на самом деле все эти силы привели Украину к этому состоянию, в котором она находится сейчас. И в этом состоянии Украина будет находиться ровно до тех пор, пока эти силы, начиная от «Оппозиционного блока» и заканчивая партией Порошенко находятся у власти или будут на нее претендовать.
Даже если сейчас привести к власти коммуниста Симоненко, то серьезных изменений не будет. Да, они, может быть, не будут бомбить Донбасс, может быть, они попытаются установить с Россией более нормальные отношения. Но ситуация на Украине сильно не изменится. Потому что они все равно будут воровать и все равно население будет их ненавидеть.
– В случае досрочного голосования партия Порошенко не может претендовать на лидерство. Как вы считаете, почему рейтинг президента Порошенко намного выше рейтинга его политической силы – БПП-Солидарность?
– Я вижу, что те рейтинги, которые выходят не только на украинскую, но и на международную публику, свидетельствуют о том, что рейтинг Порошенко очень колеблется. Он нестабилен. Так как по оценкам одних, у него – 3%, по оценкам других – 13%. Понимаете разницу? То есть, говорить о каком-то рейтинге, который имеет точное социологическое обоснование невозможно.
А то, что рейтинг Порошенко должен быть больше рейтинга его партии, в этом я уверен. Если у Порошенко будет 3%, то у партии 1%, если у Порошенко 12%, то у партии 5% соответственно. Это абсолютно понятно. У представителя партии должен рейтинг быть всегда выше.
– А у Тимошенко наоборот. Ее рейтинг ниже рейтинга партии «Батькивщина».
– А давайте проведем выборы. Я абсолютно уверен, что если провести президентские выборы, то Тимошенко выиграет. А партия ее, если провести парламентские выборы – проиграет.
Но вообще, я не хочу комментировать рейтинги, которые проводят социологические конторы на Украине, потому что этих контор много, и каждая контора работает под кого-то.
А представьте, если у вас еще есть зазор в 3%. Так называемая социологическая погрешность, то вы можете спокойно этим зазором маневрировать. И ваши рейтинги кардинально поменяются. Да так поменяются, что сразу можно будет на 4 месте очутится.
В общем баллотироваться на Украине в следующих выборах – это бессмысленная трата денег и энергии. Потому что там не будет этих выборов. Там будет свержение Порошенко и анархия. Ее можно будет назвать махновщиной. И будет перестрелка всех со всеми после свержения Порошенко.
– Как это произойдет?
– Теоретически, если бы я был на месте Порошенко, то попытался бы напасть на Донбасс. Потому что это был бы единственный шанс, чтобы сохранить свое место. Но насколько я понимаю, Порошенко слишком труслив, чтобы напасть на Донбасс. Поэтому скорее всего, в начале его выгонят в шею, нападут на Донбасс, а потом будут выяснять отношения между собой.
– Вы считаете, что конфликта на Донбассе не будет пока у власти Порошенко?
– Я считаю, что никаких выборов на Украине никогда не будет. А конфликт на Донбассе – будет. Хоть при Порошенко, хоть после. Вначале будет нападение, бегство, война всех против всех, а потом на Донбассе будет тихо. Дальше просто будут продвигаться войска ополчения так быстро и интенсивно вглубь бывшей Украины, как у них это будет получаться. Сколько захотят – столько и займут. И после такой ситуации на Украине, война Донбасса не будет касаться.
– То есть скоро там будут воевать другие военные силы между собой. А Донбасс задействован не будет?
– Да. Там огромное количество людей на Украине, которые ненавидят друг друга значительно больше, нежели Донбасс или Россию. У них такие выяснения между собой, что осталось только поднести спичку и все это взорвется. Вот мы и ждем кто сейчас поднесет спичку. И, кстати, попытка напасть на Донбасс тоже может быть такой спичкой.
– Насколько кстати велико сейчас влияние олигархов на политические партии? В каких политических силах сейчас сконцентрированы интересы Ахметова, Коломойского, Пинчука, Фирташа?
– Из всех, кого вы перечислили, условным олигархом остается только Коломойский. Потому что, кроме денег только он еще имеет потенциальное влияние на украинскую политику.
И все остальные – это бывшие олигархи. Они могут иметь сотни миллионов и даже миллиарды личных денег, если, конечно, они смогут перевести свои активы в наличность. Что тоже не факт.
Но из них только Коломойский и еще Порошенко остались олигархами на Украине. Все остальные – бывшие.
На сегодня Порошенко оказывает определяющее влияние на украинскую политику, как олигарх. Но как президент – неопределяющее. Потому что его политические возможности очень сильно ограничены.
– В июле в список для соцопроса не был включен экс-премьер, председатель «Народного фронта» Арсений Яценюк, а в августе его готовы поддержать 0,4% опрошенных. Какая его дальнейшая судьба на политической арене?
– У Яценюка все в порядке. Он денег заработал. Сейчас он может быть на Украине, может быть за пределами, на него никто не охотится.
– А политического влияния у него больше нет на Украине?
Ну, теоретически есть. Яценюк может попытаться прийти на смену Порошенко. Но я на его месте, уже уехав с Украины и капитализировав свои деньги, уже не будучи никому ничего должен, никогда бы на Украине больше не появлялся. А если он идиот, то он вернется и постарается стать президентом.
– Что ждет «Оппозиционный блок»? Известно, что рейтинг Юрия Бойко сегодня порядка 5.6 процентов. Есть ли вероятность, что его популярность дойдет до показателей Тимошенко и Порошенко?
– «Оппозиционный блок» ничего не ждет. Он никому не нужен. А на показатели он может подняться любые. Просто «Оппозиционный блок» это люди, которые считают, что вот сейчас все утрясется и вернется во времена Януковича, но без него самого. Но это просто невозможно. Потому что на Украине не осталось внутреннего ресурса. То на чём они жили. А больше за красивые глаза их никто кормить не будет. Это сама концепция «Оппозиционного блока» красивая: «Сейчас мы свергнем фашистов и станем антифашистами».
Но надо учитывать, что все знают, как раньше сами антифашисты этих фашистов выкормили и привели к власти. Более того, эти самые антифашисты сидели в Раде и голосовали за отстранение Януковича и приведение фашистов к власти.
Извините, какой «Оппозиционный блок». Они к кому в оппозиции? Получается, вначале голосуем за Гитлера, а потом мы в оппозицию к нему идем?
– На Украине, по сути, нет идеологических политических партий, а сплошь кружки по интересам конкретного политика. Идеологические организации по сути имеют только националисты. Почему в стране до сих пор не сложилось полноценных идеологических политических партий?
– Я все же думаю, что на Украине сплошь идеологические партии.
– Ну понятно, что «Правый сектор» (запрещён в РФ – ред.) или «Свобода» – радикально-идеологические. А остальные?
Ну да. «Свобода» точно. Но коммунисты – тоже идеологическая.
Еще есть условно оранжевые, которые не совсем нацисты, но и не совсем нормальные. По большому счету, они классические либералы. Их идеология предельно ясна – вступаем в ЕС и все будет в шоколаде. Они интегрируются только на Запад. У них классическая либеральная идеология. Этих партии может быть 5-6. Но на самом деле идеология у них одна.
И можно даже взять «Партию Регионов». Такая охранительно-консервативная идеология: «Давайте мы наконец-то свою корову себе оставим, сами будем доить, а всех остальных отгоним от нее. Вы помните, как регионалы рассказывали еще в 2005, 2010 году, какие они настоящие патриоты Украины. Потому что в Галицию, Киев, Днепропетровск, русский бизнес зашел. А в Донецк не зашел. Они его не пустили. И поэтому регионалы говорили: «Мы как раз самые главные патриоты Украины». И такая партия до сих пор существует, которая пытается подмять Украину под себя. Не понимая, что это невозможно.
В общем у нас получается, что на Украине крайне левые, крайне правые и две партии в промежутке. Одна прозападная, а одна условно проукраинская. Пророссийских там вообще нет.
– Ну «Партию Регионов» сложно вообще назвать идеологической партией.
– «Партия Регионов» очень идеологическая партия. Ведь она четко заточена под идеологию: «Все украсть и никому ничего не дать». Это ведь тоже идеология.