— Да. В гостинице «Киев» на 17-м этаже в режиме секретности готовят помещение под штаб заговорщиков. Там собирается команда тех, кто участвовал в расстреле «Небесной сотни»: Парубий (ныне спикер Верховной рады, – ред.) , Аваков… Они достаточно плотно общаются с Турчиновым (глава Совета национальной безопасности и обороны Украины – ред.). После того как я написал об этом в своем блоге, мне отзвонились многие друзья с Украины. Они рассказали: «Олег, мы сходили в гостиницу «Киев» посмотреть и убедились: да, действительно, там есть отдельный лифт, у которого стоит охранник, и на 17-й этаж никого не пускают».
— Министр МВД Арсен Аваков тоже замешан в расстреле «Небесной сотни»?
— Он был в курсе.
— А кто были главные организаторы этого преступления, по-вашему?
— Турчинов и Парубий.
— Парубий 20 февраля 2014 года на Майдане отсутствовал, утверждая, что получил тяжелую контузию. Потом ходили слухи, что он опасался сам стать «сакральной жертвой»…
— Нет. Там должна была быть другая «сакральная жертва».
— Кто?
— Я не могу об этом говорить. Потому что разглашение некоторой информации пойдет во вред нашему делу. Эти планы обсуждались на совещании, Порошенко был в курсе, но не он принимал решение. Однако он знал о готовящемся расстреле.
— Американцы были в курсе?
— Думаю, да. Американцы были в курсе всего, что там делалось.
— 19 августа некоторые СМИ сообщили о том, что Аваков написал заявление об отставке. Как бы вы это прокомментировали?
— Тут такая вещь. С одной стороны, Аваков вместе с группой товарищей готовит против Порошенко переворот. Но на Авакова ориентируется около 40 депутатов Верховной рады. Если Порошенко увольняет Авакова, то пропрезидентское большинство точно рассыпается. Рассыпается большинство — начинаются выборы нового правительства, хаос. Для Порошенко это катастрофа. Аваков много раз писал заявление, но каждый раз Порошенко его не подписывал.
— Какие силы сегодня заинтересованы в свержении Порошенко? Почему его хотят убрать?
— Порошенко сейчас сосредоточил всю власть в своих руках и фактически себя противопоставил всем. Он убрал Яценюка, убрал практически всех американских ставленников. Реально Порошенко сегодня поддерживает только его начальник СБУ Василий Грицак, они знакомы около 20 лет и поддерживают друг друга.
— Но Грицак тоже считается американской креатурой…
— Естественно, кандидатура начальника СБУ согласовывается с американцами, но они хотят его поменять. Грицак — креатура Порошенко. Если бы не работа СБУ, переворот бы уже случился. Генпрокурор Юрий Луценко сейчас плотно ведет переговоры с олигархом Игорем Коломойским за спиной у Порошенко, премьер-министр Владимир Гройсман начал свой политический проект с бюджетом 900 тысяч долларов. Ситуация такая, что Порошенко сегодня ни на кого не может положиться. Василий Грицак — последний, кто его поддерживает.
— Коломойский тоже против Порошенко?
— Коломойский против Порошенко. Богатство Коломойского держится на трех «китах»: это нефть, ферросплавы (60% мирового рынка) и Приват-банк. С нефти его убрали. Сейчас стоит вопрос о национализации Приват-банка. Но для этого нужна большая сумма — около четырех миллиардов долларов; у Украины нет таких денег. Ситуация сложная. Коломойский деньги из банка вывел, и если начнется паника, то обрушится банковская система Украины. Порошенко сейчас один.
— А кого хочет продвинуть группа заговорщиков? Яценюка?
— Ситуация такая. Я говорил со многими российскими политиками. Они считают, что если радикалы на Украине придут к власти, то Россия такую власть уже точно не признает. И от нее отвернется Запад, потому что это уже будут откровенные нацисты. Но «цивилизованным» лицом переворота для Запада будет Арсений Яценюк. Когда Гройсман в последний раз прилетал в США, ему сказали: «Обращайтесь к Яценюку, он вам организует все встречи». Яценюк тесно связан с Нуланд. Если эта команда — Нуланд, Байден — останется во власти, то у них есть четкие и понятные ставленники: Яресько (экс-министр финансов Украины, уроженка США, бывшая сотрудница Госдепа и посольства США на Украине – ред.), Яценюк. В качестве кандидата в президенты они рассматривали в том числе и Наливайченко (экс-глава СБУ Украины – ред.). Так что те, кто ждет, что к власти придут откровенные бандиты и Украина окажется в изоляции, очень заблуждаются. Как и во время Евромайдана, переворот будет сделан руками радикалов. Но к власти придет Яценюк.
— В какой форме может произойти этот переворот? В форме уличных выступлений, беспорядков?
— Сначала сценарий был именно такой. Но на самом деле ситуация у Порошенко настолько сложная, что он, возможно, и сам добровольно уйдет в отставку, сославшись на здоровье. Для него это возможность сохранить жизнь и деньги.
Я думаю, что он напишет заявление, сперва хорошо поторговавшись. Он хорошо торгуется, он великолепный переговорщик. Когда он поймет, что уже все, конец, он будет выторговывать себе иммунитет от уголовного преследования и сохранение своих капиталов. А радикалы используются просто как средство давления. Сейчас именно над таким сценарием работают.
— Когда все это может произойти?
– Думаю, что до выборов президента США вряд ли что-то будет. Порошенко сейчас будет делать все, чтобы выполнить ту команду, которую он получил, а именно: спровоцировать Россию на какие-то действия, которые дискредитируют и ее саму, и Трампа. Это будет либо нападение на Донбасс, либо провокации в Крыму.
Для Порошенко война — это сохранение власти еще на какое-то время. И ему неважно, что он потеряет часть территории, что погибнет какое-то количество людей.
— Порошенко в конце прошлой недели сделал заявление о том, что Россия готовится напасть на Украину. Что за этим стоит?
– Сейчас готовится очередная провокация якобы от имени России. Покупается российская военная форма, переправляется на Украину. Возможно, отряд в российской форме совершит какое-то нападение или теракт. Это будет как раз то, что нужно для Клинтон. Чтобы обвинить Россию, а заодно и Трампа, которому создают имидж «ставленника России».
Заявления Порошенко укладываются в этот сценарий, который реально подтверждается инсайдом.
Я 20 лет в украинской политике. У меня очень много знакомых среди политиков и силовиков. Мне молодые ребята, эсбэушники, рассказывали, что они еще полтора года назад скрытно выходили на территорию Белгородской области. Им выдавали оружие, они пересекали границу, совершали марш-бросок и возвращались обратно. Так их обкатывали. Эти ребята не были сторонниками АТО, они из «старых кадров» СБУ. Границы с РФ очень протяженные. Где именно может произойти провокация, непонятно.
— В Крыму недавно задержали диверсантов из военной разведки Украины. Это уже принципиально новая ситуация: произошла прямая агрессия против России со стороны иностранного государства. Есть мнение, что Россия должна дать на это серьезный ответ. Как вы думаете, что она предпримет?
— Я думаю, что Россия ничего не предпримет. Просто использует эту ситуацию для резкой смены риторики по отношению к Петру Порошенко и к Украине. Возможно, я скажу непопулярную вещь, но я считаю, что Россия и не должна ничего предпринимать.
— Почему?
— Сейчас на Украине идет гражданская война. Если зайти в блоги украинских «патриотов», то можно убедиться, что они ликуют, когда погибают люди. Для них чем больше погибнет людей, тем лучше, потому что это усиливает ненависть и разрыв с Россией становится необратимым. Военное решение конфликта — это новые жертвы. Уже и так погибло огромное количество людей.
— Вам известны цифры — сколько людей погибло?
— Цифры мне известны. Они чудовищные. Источник называть не буду, но он серьезный. Около 100 тысяч человек погибло в ходе конфликта на Украине. Уже почти «догнали» Югославию. Поэтому идеальная ситуация — это когда конфликт будет решаться за пределами Украины. В Сирии, на выборах в США, путем какого-то политического торга между мировыми державами. То, что сейчас происходит в Сирии, Турции, в других регионах — это фактически решение украинского вопроса не на территории Украины.
— Как вы считаете, вот эти крымские диверсанты — это настоящие диверсанты? Украинская сторона до сих пор от них открещивается, утверждает, что это случайные люди.
— Это реальные диверсанты.
— В чем был смысл терактов, которые они готовили? Чего, на ваш взгляд, хотел этим добиться Киев?
— Это была провокация для решения американских и украинских внутриполитических задач. Ситуация на Украине напоминает ситуацию в Чечне после первой войны. Помните, тогда под давлением мирового сообщества Россия оставила Чечню в покое. Был подписан позорный мир в Хасавюрте, за это РФ был выделен кредит МВФ. Но оставить в покое Чечню не получилось. Потому что у них начались внутренние проблемы, и варианта было два: либо гражданская война внутри Чечни, либо экспансия вовне. То же самое будет и на Украине. Чем сильнее будет ухудшаться ситуация внутри Украины, тем больше будут обостряться проблемы с Россией. Протяженность ничем не оборудованных границ с РФ такова, что проблемы будут обязательно.
— У меня тоже после задержания крымских диверсантов появились ассоциации с Чечней. По-моему, аналогия прямая. Но вторжение Чечни в Дагестан привело к тому, что началась вторая чеченская война…
— Я все-таки надеюсь, что все будет каким-то образом решено не на территории Украины. Думаю, что Россия будет делать все, чтобы до выборов в США война не началась…
— С чем связана отставка посла Зурабова?
– Еще в 2012 году на «круглом столе» в МГИМО Зурабов говорил о том, что президентом Украины станет Петр Порошенко. И что для России это очень хороший вариант. Потому что Порошенко не перейдет через три флажка. Первый флажок — это НАТО, второй — Севастополь и третий — православная церковь.
Зурабов с ним в хороших личных отношениях, он всегда был лоббистом Порошенко в России. Он убеждал, что Порошенко — это тот человек, с которым всегда можно договориться, который занимает разумную, взвешенную позицию и который душой с Россией, хотя и не может этого показать. Признание президентских выборов и многие другие вещи делались в расчете на то, что с Порошенко можно вести диалог.
А отставка Зурабова — это маркер того, что с Порошенко вести диалог и договариваться о чем-то уже не будут. По двум причинам. Во-первых, он всегда выполняет только то, что ему выгодно. Если не выгодно — обманывает. Поэтому договариваться с ним бесполезно. Во-вторых, он несамостоятельный политик. И все уже коридор, в рамках которого он может принимать самостоятельные решения.
— Выходит, Зурабов обманывал и общественность на «круглом столе», и руководство России?
— Ну почему? Может быть, он искренне так считал.
— Тем не менее получается, что с подачи Зурабова Россия совершила ряд крупных и непоправимых ошибок, самая главная из которых, на мой взгляд, это признание легитимности выборов Порошенко. Сейчас осознание этого пришло, но время упущено. Почему его не отправили в отставку раньше?
– Я думаю, что Зурабова оставляли как еще одного переговорщика. Есть Виктор Медведчук, и был Зурабов — как еще один канал, по которому можно договариваться с Порошенко. А сейчас решили, что этот канал не нужен.
— Как думаете, кто стоит за покушением на главу ЛНР Плотницкого? Украинские спецслужбы или, может быть, наши, как говорят некоторые?
— Российские спецслужбы за этим точно не стоят. Основная версия — украинские спецслужбы. Других версий нет. Мои ребята сразу же были на месте покушения и дальше сопровождали его до больницы. Когда его везли туда, он думал, что умрет, прощался со всеми. Был весь в крови. В больнице смыли кровь, и оказалось, что серьезных повреждений у него нет. Его просто стеклом посекло. Глаз поврежден, но видеть будет. Плюс контузия, ушибы. Он уже выписался домой и даже вышел на работу.
— А знаете ли вы, кто стоит за убийствами известных полевых командиров Новороссии: Мозгового и Дремова?
— Знаю. Но не скажу. Давайте я вам лучше расскажу про Шеремета.
— Расскажите.
– Убийство Павла Шеремета связано с российскими делами, конкретно с убийством Немцова.
Шеремет, работая в «Украинской правде», фактически перешел дорогу ряду товарищей, которые работали против России. Они через украинских чеченцев наняли российских чеченцев, которые и совершили убийство Немцова. В телефоне его подруги Дурицкой был установлен маячок, по которому их отслеживали.
Шеремет был связан с окружением Немцова и проводил свое расследование его убийства. Когда он начал выходить на след убийц, его уничтожили. Я думаю, что вскоре на Украине по делу об убийстве Шеремета будут задержаны чеченцы. По крайней мере, мои друзья на Украине считают именно так.
— В последнее время опять появилась информация о том, что США могут начать поставлять Украине оружие. Это действительно так?
— Да, как только произойдет провокация, начнутся поставки летального оружия. А пока туда натащили громадное количество оружия из стран бывшего Варшавского блока. Привезли системы наведения, которые позволяют засечь координаты того, кто произвел выстрел. Что касается чего-то более серьезного… В аэропорту Днепропетровска постоянно садятся натовские военные самолеты, из которых разгружают какие-то ящики. При этом аэропорт оцепляют. Что в тех ящиках, никто не знает.
— Как вы думаете, введут ли на Украине военное положение? Была информация, что это произойдет в августе.
— Порошенко к введению военного положения всячески склонял Турчинов. И уже практически было принято решение. Об этом сообщали еще накануне крестного хода. Потом разобрались, что в случае военного положения вторым лицом в государстве становится Турчинов, как секретарь Совбеза с огромными полномочиями. А если с Порошенко что-то случается, то он становится лицом №1. Поэтому отыграли назад. А учитывая ту позицию, которую занимает сегодня Турчинов, который общается с Аваковым и Парубием, я думаю, что Порошенко введет военное положение только в случае крайней ситуации.
— Если Порошенко не доверяет Турчинову, почему он его не поменяет?
— Турчинов работает с Соединенными Штатами еще со времен истории с Гонгадзе. Он принял активное участие в раскручивании этого дела. Он очень плотно связан с американцами.
— Украина отмечает 25-летие независимости. Какие чувства вызывает у вас эта дата? Чего добилась Украина?
— Какие это может вызывать чувства? Советская Украина по темпам развития опережала ФРГ. У нее была атомная промышленность, как во Франции. Самолетостроение, трубная промышленность, черная металлургия, цветная металлургия. А скатились вон куда. Мы одна из немногих стран СНГ, которые по ВВП не достигли того уровня, который у нас был на момент распада СССР. Порядка 35% ВВП независимой Украины составляет от ВВП Украинской ССР. Кстати, первой преодолела планку ВВП на момент распада Союза Белоруссия. Затем Азербайджан. Если Азербайджан за счет нефти, то Белоруссия — просто за счет того, что не развалила свою промышленность. Вот такие итоги украинской независимости.
Беседовала Марина Перевозкина