По странному стечению обстоятельств, громким уголовным делам оказались не рады как раз те люди, которые долгие годы возмущались их отсутствием и требовали антикоррупционных репрессий.
28 июля Виктор Шендерович опубликовал текст «Их шоу и наш песец», в котором подверг нещадной критике происходящее, решив, что громкие судебные дела — это свидетельство неминуемого грядущего краха России. Который, в рамках новой теории, наступит уже не из-за отсутствия громких разоблачений среди элит, а потому, что коррупционные дела какие-то неправильные и предсказуемые. И если раньше Путин демонстрировал свою слабость тем, что коррупционных разбирательств не было — то есть, он зависел от своего окружения, — то теперь президенту России, по Шендеровичу, явно «нужно экономить силы», потому что с коррупцией начали бороться на высоких уровнях.
«Граждане, а вот давно хотел спросить: что, собственно, нового нам открылось в этом большом уголовном сюжете, который начался в декабре 2015 года перестрелкой в супер-пупер элитном московском ресторане, а закончился перекрестными посадками элитных силовиков?» — спрашивает Шендерович. И отвечает сам себе «по моему — так почти ничего».
После чего, перечисляя ключевые моменты историй последних недель, парадоксальным образом приходит к тому, что в России офицеры продажные, а в Израиле — нет.
«Что еще удивительного открылось нам в этой истории? Размер взятки в миллион евро? Такие расценки на услуги в Следственном комитете — рынок, знаете ли. Продажность высшего офицерского состава? Ну так, чай, не в Израиле живем, нормальное дело». — сообщает колумнист «Эха Москвы».
Отметим, что сравнения с РФ с Израилем в данном случае явно некорректны.
К примеру, в январе 2014 года служба BBC сообщала, что глава Управления полиции по борьбе с организованной преступностью Израиля генерал-майор Менаше Арвив (не особо отличается статусом от начальника Главного управления по взаимодействию СК РФ) подозревается в получении взятки от известного в стране раввина Йешаягу Пинто. Как выяснилось, замешанными в скандале оказались также бывший израильский министр и американский конгрессмен.
А в декабре того же года была разрешена к публикации информация о том, что полиция Израиля задержала около 30 подозреваемых в совершении различных коррупционных правонарушений. Сообщалось, что среди подозреваемых по делу, расследование которого велось на протяжении последнего года, — «депутат Кнессета, занимающая пост замминистра, несколько глав местных советов, генеральный директор министерства, бывший министр, главы нескольких общественных организаций и объединений, высокопоставленные чиновники общественных корпораций, политические активисты. Стало известно об обысках, проведенных в помещении министерства внутренних дел, в штабе одной из политических партий, в зданиях местных советов».
Пресс-служба полиции говорила о подозрениях, согласно которым крупные средства переводились в обход закона из госказны общественным структурам и местным советам в обмен на назначения приближенных и получение иных благ. Задержанным инкриминируется взяточничество, обман общественного доверия, отмывание капитала и внесение ложных данных в корпоративные документы.
Таких историй из земли обетованной можно найти десятки. И дело тут не в том, что «в Америке негров линчуют». Просто любая система, состоящая из людей, имеет ровно те же слабые места, что и люди в ней. Что регулярно находит своё выражение в уголовных делах с действующими или бывшими чиновниками, хоть в Израиле, хоть в России, хоть в США.
«Так это мы еще Путина не обыскивали» — сообщает Шендерович, комментируя большие суммы наличных денег дома у Андрея Бельянинова.
И снова Шенедерович показывает неглубокое знание вопроса. Хотя бы потому, что «миллиарды Путина», равно и его «дворцы», неустанно ищут куда более профессиональные акулы информационной войны, чем Шендерович.
Ищут долго, усердно и до такой степени безуспешно, что можно допустить: предметы поиска отсутствуют вовсе.
К большому сожалению Шендеровича, каких-нибудь «эдаких» остросюжетных поворотов, держащих обывателя в напряжении, в нынешних уголовных делах и правда нет. Коррупция и есть коррупция.
Однако резюме, к которому приходит Шендерович, весьма любопытное.
«Но что-то же есть нового в этом сюжете? Есть. Неприкрытость номенклатурного дарвинизма. Они „решают свои вопросы“ по баблу и властному ресурсу (что примерно одно и то же в наших условиях) по преимуществу уголовными методами — и уже совершенно не стесняясь нас! Ощущения ста сорока миллионов россиян совершенно не беспокоят Путина и Ко, и их можно понять».
Короче, нет уголовных дел — номенклатура решает свои дела не стесняясь народа! Есть уголовные дела — во, в край обнаглели, им всё равно, что народ про них думает! И во всём виноват Путин.