В Киеве Михаил Юрьевич появился в день инаугурации Виктора Януковича в 2010 году, хотя был назначен послом в конце 2009 года. И сразу обратил на себя внимание дорогими и стильными костюмами. После ходил в обнимку с Порошенко и излучал оптимизм: эра Януковича обещала коренной перелом в отношениях с Россией после русофобской политики Ющенко. В Киеве новый посол завел «журфиксы», куда приглашались его друзья-либералы для общения с украинской политической тусовкой. Но бурная светская жизнь на деле подменила напряженную дипломатическую работу, к которой Зурабов был не способен. Да и как поговоришь с послом, которого несло как Остапа: слушать, как и анализировать бывший министр здравоохранения, уволенный со скандалом со своей должности, патологически не мог.
Почему так долго Зурабов продержался на своем посту? Причина одна: он просто не был никому нужен и все общение между Россией и Украиной шло всегда по разным каналам. Посол не сумел стать «одним окном» — и все в России использовали свои каналы, общения с новой властью привлекая Зурабова как мальчика для встреч в аэропорту и получения своего багажа. Всем было удобно. Держала Зурабова в Киеве и его личная дружба с Порошенко. Но толку от этого было мало: сразу после встреч с Зурабовым Порошенко звонил послу США и советовался с ним. Какие уж тут тайны! В МИД РФ это знали и скорее использовали Зурабова для доставки информации американцам.
Сегодня Зурабов заявляет СМИ, что давно просился в отставку. Особенно после госпереворота в 2014 году в Киеве.
Имя Зурабова всплыло недавно во время посещения редакции газеты «Комсомольская правда» министром Сергеем Лавровым.
Известная журналистка Дарья Асламова устроила дипломату допрос с пристрастием по поводу Зурабова и сумела прижать его к стенке. Эта нашумевшая история, похоже, имела продолжение. Сергей Лавров после скандала решил избавиться от ненужного посла: уж слишком много негатива накопилось. Мы позвонили журналистке с просьбой прокомментировать отставку Михаила Зурабова.
— В разговоре с Сергеем Лавровым Вы говорили, что политика посольства РФ на Украине была провальной. И обвиняли в этом самого Михаила Зурабова. Похоже, что его уволили после ваших едких вопросов Сергею Викторовичу в «Комсомольской правде»? И сойдет ли ему его провальная работа с рук после отставки?
Да, эта отставка произошла спустя почти двух месяцев после посещения министром нашей редакции,. Вряд ли наш разговор так уж повлиял напрямую повлияла на эту ситуацию. Но и оставить его без внимания министр не мог: редакцию граждане страны засыпали вопросами по Зурабову. Они недоумевали, как дипломат, не заметивший подготовку переворота в стране, мог остаться на работе? Мой вопрос был выражением общественного мнения. А если этот нелицеприятный разговор стал катализатором его отставки, то я только рада этому. Считаю всю работу нашей дипломатии на Украине — провалом. Накануне майдана — особенно.
И вообще, странно иметь российского посла, который является личным другом Петра Порошенко, в стране, объявляющей нас врагом.
Но я думаю, ему все сойдет с рук. Так как МИД говорит, что они довольны его работой. Примечательно, что сегодня ему позвонила «Комсомольская Правда», и он узнал о том, что уходит в отставку от самой «КП».Это чушь, что его якобы предупредили. Он был в полном шоке, когда ему позвонили и спросили: «Что вы думаете о вашей отставке?»
— Многие утверждают, что посольство РФ и Россотрудничество проводили только какие-то культурные чаепития, презентации непрезентабельных книг и Пушкинские вечера. А когда ситуация на Украине потребовала решительных действий — они залегли на дно.
Практически, да. Во-первых, много пророссийских политологов, журналистов не могли прорваться к Зурабову и сказать, что в стране готовится переворот, идет подготовка боевиков на Галичине. Все это не было секретом. А что Зурабов? Он общался только с нужными ему людьми, а сторонников России игнорировал. Да и вообще складывающая крайне напряженная ситуация в стране его не волновала. Для него Украина — была просто теплым местом. Грош цена такому послу, который не знал и не понимал, что в стране готовится переворот.
— Буквально недавно в киевском Россотрудничестве в очередной раз устроили погром украинские праворадикалы. Все мероприятия Россотрудничества срывают, люди боятся туда ходить. Может быть стоит свернуть его работу?
Ну вообще, Россотрудничество для меня — странная организация. Сколько я не путешествовала по миру — ни разу не видела, чтобы Россотрудничество проявляло какую-нибудь активность. Россотрудничество — это песок, куда как вода уходят государственные. Я не вижу их реальной пользы.
— А пушкинские вечера и не только в Киев?
Да, вечера пушкинские у них — это святое. Превратили все это в шаблонные мероприятия. Никакой новизны и чувства реальности. Еще бы добавили День Кирилла и Мефодия.
— В интервью с министром иностранных дел РФ Вы упоминали другие страны, в которых российские посольства не проводят должную работу как со своими соотечественниками, так и с населением этого государства. И, по сути, являются закрытыми бункерами, живущими в собственном мирке.
На самом деле, среди них есть совершенно неплохие люди. Но они просто живут в прошлом времени. И никак не могут понять, что работать надо по-другому, работать с молодежью и создавать сайты, а не вечера Чайковского. проводить. Вот они поставят кому-то памятник и радуются. Но надо же работать с прессой, с местными политиками и общественниками, идти в народ.
Но иногда я замечаю изменения после разговоров об этом. И тогда я радуюсь.
— А это вина только послов?
Ну, есть хорошие послы, есть плохие. Есть активные и не очень.
Ну как могли оставить Михаила Юрьевича на посту, после совершенного провала? Это у меня не укладывается в голове.
— Почему же тогда российская сторона так легкомысленно относится к дипломатии в других странах? В частности, на Украине? Почему не дают правильным организациям грантов, как в США?
Да, мы проигрываем войну за умы. Вот сейчас в Армении просто катастрофа. Молодое поколение вырастает, не любя Россию и ничего не знает о ней. Потому что на любые мероприятия таких вот «Россотрудничеств» приходят побитые молью старички. Бывает, позвонишь к ним в приемную и спросишь: а где такой-то? — Умер.
Это, конечно, хорошо — уважение к старости. Но где же молодежь, которая будет политиками через 5–10 лет?
Арсений Петров