Но для начала необходимая справка
«Параллельное государство» — созданная Фетхуллахом Гюленом на базе духовных школ частная неправительственная организация. Свою первую школу Гюлен открыл в 1966 году в Измире. Она выросла из коранической школы местного просветительского общества «Кестане пазари», где он начал преподавать по собственной инициативе.
Гюлен преобразовал её в частную гимназию-интернат для подготовки детей к поступлению в вузы, а оплату для обучения детей из бедных семей ходатайствовал у местных предпринимателей. Эта первая школа стала платформой, на которой Гюлен апробировал методику для будущей успешной системы образования, которая дала блестящие результаты: 187 медалей на международных олимпиадах и 100-процентную поступаемость в вузы. С 1990 года школы Гюлена стали открываться за рубежом, а в 1996 году в Стамбуле был открыт международный университет Фатих.
Целью своей системы образования Гюлен провозгласил формирование «золотого поколения», открытого для инноваций и передовых технологий. Поэтому в школах Гюлена особое внимание уделялось английскому языку и естественно-техническим дисциплинам. Он нашёл самый надёжный способ вербовать прихожан пожизненно. Обещая их детям хорошее образование, Гюлен «приручал» сразу и детей, и родителей, причём дети «гюленизировались» с самого раннего возраста в системе интерната.
Гюлен начал участвовать в бизнесе своих прихожан и выпускников. Пользуясь своими связями во власти, он решал их бизнес-проблемы, а взамен получал новых адептов из числа предпринимателей, которые отдавали своих детей в школу Гюлена. Ценой такого покровительства была доля в фирме, которая оформлялась на представителя Гюлена.
С 80-х годов секта Гюлена стала превращаться в турецкую «Коза ностра» за счёт инкорпорации в неё целых мафиозных кланов. Предприимчивый имам не только «крышевал» бизнес, но и принуждал с помощью бандитов интересные ему предприятия к сотрудничеству. Распад СССР принёс бизнес-империи баснословные дивиденды, от челночного ширпотреба до торговых и строительных проектов в странах СНГ, обеспечив её финансовое могущество.
Сегодня секта Гюлена включает в себя несколько взаимосвязанных уровней: религиозный, образовательный, экономический. Религиозный кластер состоит из независимых ячеек адептов, деятельность которых в разных частях Турции курируют резиденты Гюлена. В образовательный кластер входят школы, подготовительные курсы к вузам, а также общественные организации под флагом «диалога между религиями и цивилизациями». Экономический сегмент объединяет банки, строительные и торговые фирмы, СМИ (например, газету Zaman) с инкорпорированными ОПГ, а также транснациональный холдинг TUKSON с ежегодной прибылью $25 млрд.
Есть даже собственная спецслужба, которой приписывают покушение на президентов Азербайджана Гейдара Алиева в 1995 году и Узбекистана Ислама Каримова в 1999, а также устранение разоблачителей секты Гюлена. В частности, убийство в 2002 году турецкого писателя Нэджипа Хаблемитоглу за книгу «Крот», посвящённую проникновению секты в полицию и спецслужбы Турции. По оценкам экспертов, в период расцвета «духовной империи Гюлена», 90-е годы, в секте состояло до 70% турецких полицейских.
И сейчас все это громится Эрдоганом на фоне неудавшегося переворота.
Все эти успехи пришли, конечно же, не сами собой. Есть у Гюлена достаточно мощный покровитель — ЦРУ, что является уже доказанным фактом. Именно ЦРУ в 2006 году не позволило миграционной службе США выслать его из страны. Имея такой ресурс, Гюлен был до 2013 года человеком № 2 в Турции и готовился быть номером первым. Но именно в этом году их пути с Реджепом Эрдоганом разошлись.
Эрдоган пытался балансировать между интересами США и возрождающейся Россией. И это ему не могли простить американцы. Поэтому раскачка, а потом и путч были просто делом времени. И вот когда Эрдоган решил пойти (возможно окончательно) на очередное сближение с Россией, «час Х» наступил.
Реджеп Тайип Порошенко
В начале 2016 года режим Порошенко подошел к очередному кризису. Устойчивость существования государства требовала возвращения его к уже привычной политике балансирования между Западом и Россией, что без понижения градуса антироссийской истерии в обществе достичь было невозможно. Очевидно, что требовалось сделать шаги навстречу «Минску-2», не потеряв при этом лицо и не вызвав взрыва в так называемой «патриотической» части общества. О том что это действительно именно так, недавно высказался малопубличный, но крайне информированный лидер движения «Украинский выбор» Виктор Медведчук:
«Президент Украины, и я это знаю достоверно, очень хочет решить конфликт мирным способом и готов идти на ряд компромиссов. Однако у него не хватает для этого политического ресурса».
Все дело в том, что политическая система современной Украины, созданная ее вторым президентом Леонидом Кучмой, может эффективно существовать только в условиях так называемой двувекторности, то есть постоянного балансирования между Москвой и Вашингтоном. Любой перекос в одну или другую сторону означал потерю суверенитета (а значит, и власти местных элит над страной) в большей или меньшей степени.
Понимая все это, с начала 2016 Порошенко приступил к переделу политического поля страны с целью фактической узурпации власти.
Кстати, это неизбежность в условиях Украины, а потому все президенты, получив власть на волне ослабления полномочий предшественника, всегда старались вернуть их себе обратно.
Но это не устраивало США, которые привыкли руководить Украиной, играя на противоречиях внутри украинских элит. Именно это желание и привело к весеннему политическому кризису, отставке правительства чисто американской креатуры Яценюка и появлению нового формата коалиции, где «Народный фронт» превратился из равного партнера фактически в ширму. Пришлось, правда, пойти на уступку — оставить два министерства за Аваковым и Петренко. Но уже через месяц стало ясно, что это явление временное. «Продавив» вопреки воле «всей прогрессивной общественности» на должность генерального прокурора Юрия Луценко, Петр Порошенко дал ясно понять — услуга, оказанная «фронтовиками» вчера, больше не в счет, и он готов действовать.
США все поняли правильно. Им еще в конце 2015 года уже порядком надоел этот «хитро сделанный» тип. Однако валить его прямо здесь и сейчас было нельзя. Имиджевые потери того пока не стоили, а достойного преемника, который бы шел полностью в фарватере не было. Для начала было принято решение «качнуть» ситуацию весной 2016. Но верные «ленинцы» грантоеды и офшор-гейт не сработали. Лидер «американооптимистов» Михаил Саакашвили был облеван с ног до головы и ушел в тень, а то, что Порошенко — вор, не сильно шокировало уже видавшую виды украинскую общественность. И тогда США вспомнили о своем «старом знакомом».
Фетхуллах Валерьевич ибн Коломойский
Однако как же много общего у этих двух безусловно незаурядных личностей: Гюлена и Коломойского! Обеих можно охарактеризовать одной фразой: «Да, это сукин сын, но это наш (американский) сукин сын».
С начала 2000-х роль этого олигарха-рейдера в Украине постоянно росла, пока в феврале 2014 года в результате переворота он не стал фигурой № 2 в стране. Без помощи Коломойского Порошенко не выиграл бы президентские выборы в мае 2014 и не смог бы начать так называемое АТО. Однако уже с начала 2015 года их пути, как в свое время Эрдогана и Гюлена в 2013, разошлись окончательно, что вылилось в открытый конфликт летом 2015 года.
Тогда при посредничестве посла Вашингтона Джеффри Пайетта стороны удалось развести относительно мирно. Конфликт какое-то время тлел, а потом был и вовсе заморожен. На какое-то время Коломойский и Порошенко стали почти союзниками, что не мешало им копить силы для борьбы друг с другом.
Украина не Турция. Особенно после Майдана. И на мой взгляд, «параллельное государство» Коломойского покруче аналогичной структуры Гюлена. Судите сами. После государственного переворота в добавок к имеющимся политическим (около 120 депутатов Верховной Рады Украины нынешнего созыва входят в том или ином виде в орбиту Коломойского), финансовым, медийным (медиа-холдинг Коломойского имеет около 25–30% доли рынка) ресурсам у него добавился и военный. Именно Коломойский имеет самую мощную на Украине частную армию, которая за два года не только не растеряла своих возможностей, но и укрепила их, став центром консолидации для активных «патриотов» Украины. В нее входят полк НГУ «Азов» (плюс тысячи не попавших в списки членов ГК «Азов»), добровольческие батальоны «Днепр-1», «Днепр-2», «Слобожанщина», «Айдар» (в первую очередь сотни затаившихся активистов по регионам), «Донбасс», также в случае необходимости могут быть привлечены батальоны «Святая Мария», «Січ», ОУН и остатки «Правого Сектора» (запрещён в РФ — ред.), где влияние олигарха близко к контрольному. Штатная численность каждого батальона — 462 человека, вооруженных как минимум всем диапазоном стрелкового вооружения, РПГ, минометами и ББМ.
Но даже на их фоне выделяется «гвардия» — полк НГУ «Азов» и батальон «Айдар», имеющие на вооружении танки и артиллерию.
Но это только видимая часть айсберга. Сторонники Игоря Валерьевича есть и в НГУ, и даже в украинском спецназе — ССО, ну, а про МВД и говорить нечего. Аваков давно и плотно «лежит» под Коломойским. Думаю, и СБУ Беня не обошел своим вниманием, но об этом открыто не говорят.
После провала турецкого путча «как бы неожиданно» знающие люди выдали на-гора пару интересных месседжей:
Депутат ВР от БЮТ Игорь Луценко:
«Нисколько не буду преувеличивать, если скажу, что подготовка к военному перевороту в Киеве идет сейчас. Просто еще не назначена окончательная дата. Участники — уже номинированы. Одновременно несколько вооруженных частей (речь идет о добровольческих батальонах) сегодня почти неприкрыто декларируют свое желание прийти к власти силовым путем».
Депутат, член партии «Укроп» Владимир Парасюк:
«Организовать государственный переворот в Украине может только ″батальон″ „Азов“, который входит в состав Нацгвардии. Это достаточно мощная, структурированная и в первую очередь идеологическая организация, которая способна на такое».
На вопрос, кто же готовит переворот, следует на первый взгляд парадоксальный ответ опять же Игоря Луценко:
«За этой подготовкой стоят политики высшего эшелона, в том числе и так называемой стратегической семерки. Руководители силовых ведомств активно разрабатывают у себя алгоритм действий для вооруженного установления собственной власти. При этом идет активная информационная кампания, общество обрабатывают и готовят».
Переводя на простой и понятный язык — это Аваков, Турчинов и Парубий. Остальные члены так называемой стратегической семерки — люди Порошенко. Им нет никакого резона валить шефа. Убежать они тогда могут и не успеть. А их активам в виде заводов и бежать-то некуда.
Свои слова адепты Коломойского подтверждают делами: попытка ареста одного из руководителей «Айдара» Лихолита за вполне реальные преступления провалилась с треском. Порошенко, видимо, решил, что пока лучше «дать заднюю», и отправил тушить конфликт лично генпрокурора Юру Луценко.
Но это было лишь тактическим отступлением, которое никого не может обмануть. Буквально сразу же за освобождением Лихолита прошли обыски на базе полка «Днепр-1». «Совершенно случайно» задержана банда грабителей инкассаторов, которая действовала в Запорожской области, как заявляют правоохранители, с 2014 года, а сама операция по ее обезвреживанию была засадой, которая, в свою очередь, по словам «информированного источника», была предупреждением добробатам.
Все без исключения задержанные — бойцы полка НГУ «Азов».
Взгляд в будущее
То, что на Украине идет подготовка к вооруженному перевороту, уже скрыть невозможно. Известны его организаторы: Турчинов и Аваков. Известны главные ударные силы в лице загнанных властью в угол добробатов. Верховная власть в лице Порошенко пытается купировать эту угрозу и всячески раздувает малую войну на Донбассе, чтобы связать и максимально слить там ударные части «заговорщиков».
Тем более что во время ведения военных действий любой мятеж гораздо проще давить, а путчистов легко можно представить кем угодно. Даже Парубия и Турчинова «агентами Кремля».
Тем не менее пока окончательной отмашки нет. США пытаются «додавить» Порошенко политически и экономически, а вот если уже это не удастся, они, вполне вероятно, пойдут на силовой сценарий — переворот, оставаясь при этом в тени, как и в Турции. Очевидно, что силы для этого есть, а риски в случае провала невелики, все можно будет списать на внутренние разборки зажравшихся олигархов.
Понимая это, Порошенко пытается действовать на опережение. Ключевых задач у него две: срочно укрепить вертикаль власти (пока выполняется более-менее успешно, пошла вторая волна перетряски в ОГА, РГА и СБУ с прокуратурой), а также провести информационную накачку для будущего слива всех вооруженных оппонентов. Но на это надо время, которого может и не быть.
А пока, как и в знаменитом сообщении ТАСС от 13 июня 1941 года, министр МВД Арсен Аваков сообщает в своей любимой «мордокниге»:
Рассчитываю, что разгоняемые разговоры о возможном вооруженном перевороте — лишь дурость, а не повод провести репрессии против добробатов и патриотов.