При этом преступность становится всё более жестокой. «Основная проблема — в росте тяжких и особо тяжких преступлений», — прокомментировал RT ситуацию экс-депутат горсовета Одессы, публицист Александр Васильев. Число особо тяжких преступлений увеличилось с 353 до 717, тяжких — с 4379 до 6295. Число убийств выросло на 76%, изнасилований — вдвое.
Что касается раскрываемости, картина здесь прямо противоположная: за первые четыре месяца 2016 года обвинения были предъявлены фигурантам 1535 уголовных дел, за аналогичный период 2015 года — 3314.
Справедливости ради стоит отметить, что преступность в Одессе росла и при Януковиче, но не в таких катастрофических масштабах и не отличалась постмайданной жестокостью. «Ничего подобного при Януковиче не было», — заявил RT Васильев.
При этом, говоря о криминогенной ситуации в городе, все эксперты выносят за скобки события 2 мая 2014 года — как вопиющие и не укладывающиеся ни в какие рамки. Но именно они стали началом и символом нынешнего «одесского беспредела».
Большие надежды
А как радужно всё начиналось! Пётр Порошенко собирался решительно и бескомпромиссно бороться с преступностью в Одессе при поддержке нового губернатора: «Для тех, кто боится наведения порядка, эти опасения очень обоснованны, и эти опасения не остановят меня и назначенного мною главу Одесской государственной администрации Михаила Саакашвили».
Президент Украины призывал и нового руководителя МВД Одесской области Гиорги Лордкипанидзе к борьбе с коррупцией в регионе: «Рассчитываю на эффективную борьбу с преступностью и коррупцией в родном для меня регионе. Задача Гиорги — сформировать из украинских специалистов действенную команду, которая нанесёт удар по преступности Одесской области».
Была даже начата показательная чистка рядов: Аваков уволил за взятку начальника Одесского городского управления МВД.
Волнения в верхних эшелонах
Однако большие надежды не оправдались. Закрывать глаза на ситуацию было больше нельзя. И в конце прошлого года советник руководителя ГУ Нацполиции Одесской области Владислав Сердюк заявил, что уровень преступности в городе приближается к критическому.
А в начале этого года он же констатировал катастрофическую статистику по преступлениям в Одессе. «За прошедшую неделю, с 29 февраля по 6 марта, в городе Одессе совершено 53 грабежа, раскрыто три, и 17 угонов, раскрыто 0. Продолжение следует. Я за реформы, но не такой ценой», — проинформировал Сердюк.
В конце апреля после избиения митингующих у здания мэрии и обстрела из гранатомёта одного из одесских банков Порошенко поручил ввести в Одессу около тысячи сотрудников полиции и Нацгвардии «для защиты общественного порядка».
Но жить в режиме ЧП постоянно нельзя. 17 июня в город прибыл глава Генеральной прокуратуры Украины Юрий Луценко и устроил разнос одесским силовикам: «Я не понимаю ситуации, которая сложилась с криминогеном. Я выражаю господину Лордкипанидзе сочувствие, потому что у него проблемы со следователями и персоналом, но такого роста преступности я не видел нигде по Украине. Например, в Киеве, во Львове, даже в Харькове рост грабежей, разбоев, краж с проникновением — плюс 30, плюс 40. У вас — в разы. Я, честно говоря, не помню даже в 90-х таких цифр».
В качестве панацеи Луценко предложил сотрудникам прокуратуры уволиться самостоятельно. Он также осудил образ жизни одесских следователей, не соответствующий их официальному доходу.
Правда, как сказал RT директор Института глобальных стратегий, политолог Вадим Карасёв, «заявления Луценко были связаны с тем, чтобы ослабить Саакашвили, который привёл в Одессу свою команду силовиков».
В чём дело?
В определении причин сложившейся криминогенной обстановки в Одесской области эксперты единодушны. «Это не только проблема Одессы, — заявил RT Вадим Карасёв. — Преступность выросла по всей Украине и стала более жёсткой. Причин несколько: стагнация экономики, падение доходов и числа рабочих мест; общая социальная и политическая нестабильность; распространение оружия из зоны АТО. Потом многие бывшие добровольцы и волонтёры, возвращаясь домой, встречают отсутствие рабочих мест, и начинается поиск незаконного обогащения».
«Ещё две причины — институциональные, — сказал Александр Васильев. — Первая — принятие так называемого закона Савченко, который трансформирует время, проведённое в заключении. Время в СИЗО засчитывается день за два. В результате реальные сроки сокращаются. Многие осуждённые вышли на свободу и сейчас пополняют ряды украинского криминала. Вторая — реформа МВД, вытеснение профессиональных кадров и замещение их непрофессиональными».
Оказалось, чтобы бороться с преступностью, недостаточно переименовать милицию в полицию и поменять форму.
«Новой полицией раскрыто всего несколько преступлений: два или три грабежа за два месяца работы. Пока это только красивая картинка, ангелы-тимуровцы для бабушек», — заявил после начала преобразования одесского МВД Владислав Сердюк.
Ярче всего результаты реформы МВД в эфире Первого одесского канала охарактеризовал глава Киевского районного суда Одессы Сергей Чванкин. По его мнению, вследствие происходящих реформ одесская полиция вымерла. «За три месяца 2016 года произошло разбойных нападений больше, чем за весь 2014 год, — продолжил он. — При таких темпах мы захлебнёмся в преступности, и следующий, 2017 год, окажется ужасным в криминальном отношении».
Однако один из инициаторов реформ — глава Национальной полиции Украины Хатия Деканоидзе — придерживается иного мнения: рост статистики преступлений связан с тем, что полиция начала регистрировать абсолютно все случаи.
Ещё раз о России
Возвращаясь к тезису заместителя начальника патрульной полиции Одессы о том, что в резком увеличении правонарушений виновато влияние России, хочется вновь обратить внимание правоохранительных органов Украины на статистику.
В российских южных регионах, конечно, нет райского благополучия. Но всё познаётся в сравнении. Например, в Ростовской области (Ростов-папа, кстати, также входил в пятёрку криминальных столиц Российской империи) количество преступлений по отношению к численности населения в два с лишним раза меньше, чем в Одесской. Так, может, вместо того, чтобы обвинять Россию во всех смертных грехах, одесским силовикам стоит взять с неё пример?