В подсобку в халате рабочего
Авторитет главы ВМС адмирала Сергея Гайдука после референдума в Крыму действительно весьма расшатался. И не только из-за объективных обстоятельств в результате потери Севастополя. После того, как были оглашены итоги народного голосования, Гайдук попытался скрыться, переодевшись в халат рабочего, рассказал губернатор Севастополя Сергей Меняйло.
«О каком авторитете может идти речь, если после референдума командующий Черноморским флотом Александр Витко прибыл в штаб ВМС Украины, чтобы встретиться со своим коллегой, и его там не нашел? Был только пустой кабинет, а через два часа обнаружили командующего в подсобке, переодетого в халат рабочего», — отметил севастопольский губернатор.
«Фактически все эти „дутые герои” бросили личный состав на произвол судьбы. Думали лишь о том, как унести ноги, а потом на украинском телевидении рассказывали, как они, запутывая следы и отстреливаясь, героически покидали Крым. Хотя ни для кого не секрет, что всех украинских военных, кто пожелал покинуть территорию полуострова, отпустили без каких-либо вопросов и проблем», — отметил Меняйло.
Напомним, 11 марта стало известно, что созданная по поручению Петра Порошенко и минобороны Украины рабочая группа выявила, что дезертирство личного состава украинского флота и посещение флотскими офицерами «оккупированного» Крыма принимает угрожающие масштабы. В 2015 году воинские части ВМС Украины самовольно оставили 559 военнослужащих, из которых нашли только 122. С начала этого года дезертировали еще 87 моряков — вернули только 13.
При этом украинские военные не только не ищут дезертиров, но и скрывают сами факты побегов. По 286 военнослужащим, оставившим части, нет никакой информации в документах флота, отмечала «Думская. net». Кроме того, в прошлом году, несмотря на предупреждение со стороны Службы безопасности Украины, под предлогом семейных обстоятельств Крым посетили 155 украинских офицеров.
Также по итогам проверки стало известно, что Сергей Гайдук после задержания в марте 2014 года сотрудниками ФСБ России в здании штаба военно-морских сил Украины в Крыму передал российским спецслужбам дела всех офицеров флота.
Среди других нарушений обнаружилась растрата 1,5 млн гривен (58 тыс. долларов), выделенных на ремонт камбуза флагмана украинского флота фрегата «Гетман Сагайдачный». Закупленное технологическое и холодильное оборудование не смогли установить из-за непригодности к эксплуатации на боевых кораблях.
Кроме того, командующий ВМС Украины Сергей Гайдук оказался замешан в кумовстве. По данным украинских СМИ, сын командующего флотом, старший лейтенант Евгений Гайдук был отправлен в Канаду на языковые курсы, а в штабе флота служит падчерица действующего контр-адмирала Дмитрия Тарана. Данные факты противоречат закону Украины «О противодействии коррупции».
«Флот стал еще более нулевым»
Масштаб дезертирства из украинских ВМС действительно следует признать впечатляющим, учитывая общую численность личного состава. В июле 2015 года замначальника штаба командования ВМС Дмитрий Таран поведал, что из-за «российской агрессии» Украина потеряла 75% личного состава флота в Крыму.
Причины массового побега украинских офицеров флота неудивительны. По данным заместителя министра обороны России Татьяны Швецовой, средний уровень денежного довольствия российских военнослужащих в 2015 году составил 62,2 тысячи рублей. При этом, судя по заявлению премьера Украины Арсения Яценюка, стрелок-контрактник, воюющий в т. н. «зоне АТО», то есть априори один из самых высокооплачиваемых бойцов украинских вооруженных сил, получает повышенное довольствие в 7 тыс. гривен (около 21 тыс. рублей).
В итоге, «если другие виды вооруженных сил Украины хотя бы формально являются достаточно большими, то их флот, как формально, так и фактически — нулевая величина. А после событий марта 2014 года эта величина, скажем так, стала еще более нулевой», — констатировал в интервью газете ВЗГЛЯД заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.
Напомним, что во время крымских событий в марте 2014 года Андреевский флаг ВМФ России подняли 54 из 67 кораблей и судов ВМС Украины (в их числе 8 боевых кораблей и единственная подводная лодка украинского флота, дизель-электрическая ПЛ «Запорожье»). К слову, в Главном штабе ВМФ России сообщили, что «Запорожье» неисправна и не будет использоваться. По понятным причинам ВМС Украины лишились и единственного военно-морского учебного заведения — севастопольской Академии военно-морских сил имени П.С. Нахимова.
По словам Александра Храмчихина, нынешнее количество боевых украинских кораблей известно — их всего семь штук. Остальные представляют собой мелкие катера и суда обеспечения, которые боевыми кораблями уже не назвать. «Строят катера в Киеве, корабли побольше — в Николаеве. Но в Николаеве строят уже давно, с 2012 года. И пока единственный экземпляр даже не спущен на воду. Хотя все это очень небольшие корабли и по идее должны выпускаться по нескольку штук в год. Остальные же — это не больше чем катера для пограничной охраны», — отметил эксперт.
С тем, что от украинского флота «почти ничего не осталось», согласился и главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов:
«Основные силы Украины базировались в Севастополе, не в Одессе, где все же в первую очередь не военный порт, — заметил ранее эксперт в комментарии газете ВЗГЛЯД. — В Крыму Украина потеряла не только корабли, но и складскую, ремонтную базы. Чтобы что-то с нуля создавать в Одессе, нужны очень большие деньги. Мы знаем это по опыту строительства порта в Новороссийске. Это дорого и очень долго, Украина, конечно, этого сделать не сможет».
По словам Фролова, «у них есть только один фрегат — бывший патрульный корабль „Гетман Сагайдачный”, несколько небольших десантных кораблей, но очень изношенных, и некоторое количество вспомогательных судов. Вот и все», — перечислил эксперт.