(21 марта по старому стилю)
День назван по имени святителя Кирилла, епископа города Катания на Сицилии, который жил на рубеже I–II веков. Его прозвание – Катанский - среди народа приобрело новое значение.
Этот день считался последним для такой русской забавы как катание на санях с горки – снега-то почти не осталось, и пора сани почистить и убрать до будущих холодов, о чем расстроившимся малышам говорили так: «Реви – не реви, Катаник санки унес».
Но грустить было некогда – на смену саням приходила «игра в кувшинчик». Играли в него так: ведущий быстро бил мячом по земле, в ритм ударам напевая: «Я кувшинчик уронил и об пол его разбил; раз-два-три, его, Васенька, лови!», а названному внезапно игроку непременно следовало мяч поймать.
На Кирилла пора наступала снять валенки да надеть лапти из бересты, но эта смена мало защищала ноги простого народа от сырой, холодной земли и переменчивой погоды, так что на это же время приходится и пора лихорадок-лихоманок.
Тут приходили на помощь печная зола да уголь, которые, которые заворачивали горячими в платок и прикладывали туда, где болит. больным. Лучшей грелки не было, и, несмотря на простоту, эта мера нередко оказывалась эффективной. Знахари же предлагали и другие средства от лихорадок, порой весьма оригинальные, но, считали селяне, чтобы избавиться от недуга, разве так уж трудно испить воды после стирки белья или поцеловать в зад корову?
В этот день, равно как и на Льва Катаника, не стоило смотреть на небо, чтобы не навлечь несчастье, которое предвещала падающая звезда.
Владимир Кирилл Серафим Фома Яков
Источник:
© Calend.ru