Как Турция в очередной раз «облапошила» Германию
Соглашение о депортации нелегальных мигрантов обратно в Турцию в обмен на деньги, безвизовый режим и ускорение переговоров по вступлению в ЕС - безусловная победа Анкары
Сегодня апреля первая партия мигрантов будет выслана из Европы в Турцию в рамках соглашения между Анкарой и Берлином, о котором канцлер ФРГ Ангела Меркель объявила 18 марта на саммите ЕС. Согласно этой договоренности все беженцы, прибывшие нелегально из Турции в Грецию после 20 марта, будут депортированы обратно. Отныне получить вожделенный статус они смогут только официальным путем, заранее подав соответствующее ходатайство, которое будет рассмотрено в индивидуальном порядке.
Анкара обязалась принять обратно и разместить этих людей, взамен получив очередную денежную компенсацию в размере 3 млрд евро, а также обещание ввести безвизовый режим уже в текущем году и ускорить процесс вступления Турции в ЕС.
В Германии надеются, что данное соглашение позволит остановить бесконечный поток беженцев, затопляющий Европу, и хоть как-то отрегулировать миграционный процесс. Эксперты предупреждают, что это даст лишь временную передышку, но глобальную проблему не решит.
Их гонишь в дверь — они в окно
Уже сейчас мигранты ищут новые пути нелегального проникновения в Европу, рассказал в ходе видеомоста Москва-Берлин, организованного МИА «Россия сегодня», доцент кафедры европейского права МГИМО (У) МИД РФ Николай Топорнин. Резко возросло число беженцев со стороны Ливии в направлении Италии.
«Решение вопроса конкретно с Турцией, может быть, на какой-то момент решит проблему в Греции, но не решит проблему принципиальным образом. Если будет перекрыта граница, поток мигрантов пойдет через Ливию. И что, тогда ЕС придется заключать соглашение с Ливией»? — вопрошает эксперт.
Основная проблема, по его мнению, на данный момент заключается в отсутствии единой гармонизированной позиции ЕС по миграционному вопросу. Его решение происходит в основном на национальном уровне. Есть несколько директив, которые регулируют прибытие мигрантов на территорию союза. Одна из основных — знаменитое Дублинское соглашение 1990 года, согласно которому разбираться с мигрантами должна та страна, куда они впервые прибывают. То есть, если 700 тысяч беженцев пересекают границу Греции, то это — ее проблема. Но совершенно очевидно, что Греция в ее нынешнем незавидном экономическом положении, проглотить такую армию мигрантов не в состоянии, даже если бы захотела. Равно как и Италия.
Де факто Дублинское соглашение перестало действовать, согласен немецкий эксперт Андреас Вер. «Реакция Италии и Греции состояла в том, что они сказали, что будут просто пропускать беженцев дальше», — напомнил он. Выдвинутая ФРГ идея перераспределения мигрантов по всей Европе — это попытка реанимировать Дублинское соглашение, но неудачная. Из миллионной армии удалось пристроить лишь несколько сотен человек, и нет никаких оснований ожидать улучшения ситуации в будущем. Наоборот, все больше стран региона отказываются участвовать в данном процессе.
Перед ЕС стоит задача по пересмотру уже недействующих принципов и стандартов. Необходимо заново разрабатывать унифицированное европейское миграционное законодательство, которое будет отвечать сегодняшним реалиям, считает Николай Топорнин.
Турецкий шантаж
Для Анкары достигнутые договоренности — безусловная политическая победа. Ей удалось продавить фактически все свои требования. Причем, по сути, путем шантажа: «Не дадите нам безвизовый режим — получите еще больше беженцев»!
«Соглашение выглядит как некий торг, и продавцом выступает Турция», — отмечает Николай Топорнин. При этом можно не сомневаться, что аппетиты турецкой стороны будут только расти — это же классика жанра!
ЕС вступил на опасный путь, причем, виноват в этом не столько Брюссель, сколько Берлин, полагает эксперт. Большие страны Евросоюза продвигают собственные интересы, не оглядываясь на периферию содружества, а его мелкие участники при этом страдают.
Никто не спрашивал согласия государств Восточной Европы на безвизовый режим с Турцией, хотя именно они, в первую очередь, столкнуться с наплывом турецких гастарбайтеров. Не говоря уж о том, что это увеличит угрозу проникновения террористов — не из самой Турции, но транзитом через нее. Интенсифицируя переговоры по вступлению Турции в ЕС, никто не поинтересовался, что думает по этому поводу Кипр.Интересы Турции учтены в большей степени, чем Германии, добавляет Андреас Вер. Хотя остается открытым вопрос, что будет с беженцами, возвращенными из Европы, в каких условиях им придется жить. В Турции созданы лагеря для мигрантов, но нет программ по их интеграции. И вообще все не гладко с соблюдением прав человека. Вызывает жесткую критику и личность турецкого лидера, особенно после его собственной резкой реакции на выпады европейских шутников. Общественность задает резонный вопрос: «А с кем,
собственно, вы заключили соглашение»?Лучше, чем ничего
Несмотря на все очевидные вопросы (по Северному Кипру, правам человека в Турции, политике Эрдогана и т. д.) достигнутая договоренность — это все же цивилизованная сделка, и первый шаг на пути урегулирования миграционной проблемы, считает заместитель директора Института Европы РАН Владислав Белов. Таким образом ЕС четко дает понять, что готов принимать беженцев, но только легальных, а с нелегальными мигрантами церемониться не будет. После заключения соглашения приток мигрантов в Грецию и Германию существенно сократился.
По словам политолога, преподавателя Свободного университета Берлина Гюлистан Гюрбе, разграничение между миграцией и предоставлением убежища Евросоюз проводил всегда, и в будущем различия между ними будут только увеличиваться. Но возникает ряд юридических вопросов по реализации соглашения. В частности, пока неясно, каким образом будет проходить депортация такого большого количества мигрантов с греческих островов, и по каким параметрам будут отбирать беженцев для легальной отправки в ЕС.
Она согласна, что соглашение с Турцией — это лишь временное решение, но с учетом разногласий внутри ЕС по вопросу беженцев, добиться гармонизации миграционной политики в ближайшее время все равно не удастся.