Не от хорошей жизни 10 марта состоялось заседание Европейского центрального банка, на котором регулятор снизил ставку по кредитам на 5 базисных пунктов до нулевого уровня. Ставка по депозитам снижена с минус 0,3% до минус 0,4%. Ставка по маржинальным кредитам также снижена на 5 базисных пунктов до 0,25% годовых. В ПОПС (отрицательные процентные ставки) при хороших раскладах не играют.
Например, Citigroup сообщил, что выручка от инвестиционного банкинга в I квартале снизилась на 25% по сравнению с прошлый годом. В феврале о сложностях для инвестиционного банкинга заявили представители JPMorgan. В других «гигантах» ситуация не лучше. Но мы сосредоточимся на банке с говорящей аббревиатурой «ДБ».
Для начала немного справочных данных по текущему состоянию банка. По итогам 2015 года «Дойче банк» понёс убытков на сумму 6,8 миллиарда долларов. При этом Deutsche Bank продолжает платить зарплаты в миллион евро и выше 756 топ-менеджерам.
В первом квартале 2016 года (по оценкам самого банка и внешних экспертов) также ожидаются убытки. Как официально заявляют чиновники банка «волатильность рынков виновата».
Акции «Дойче банка» упали до тридцатилетнего минимума, потеряв с начала года свыше 40% стоимости.
Руководство банка всячески заверяет, что «банк устойчив, как скала» и даже заявило о планах выкупить свои акции и другие ценные бумаги в общей сложности на 5,4 миллиарда долларов (3 миллиарда евро и 2 миллиарда долларов).
Сейчас мы попробуем вам объяснить, в чём суть проблемы на самом деле, стабилен ли «ДБ» (и другие подобные банки) и чем это может грозить.
Некоторые западные журналисты, пишущие на экономические темы, уже отметили сходство ситуации с «Дойче банком» с тем, что происходило с «Lehman Brothers».
Тогда, в июне 2008 года, рейтинговое агентство Fitch присвоило американскому банку Lehman Brothers негативный прогноз, а сигналы о том, что он переживает трудности, поступали задолго до того. И всего через три месяца последовало объявление о банкротстве.
Семь лет спустя агентство S&P точно так же понижает прогноз по рейтингу Deutsche Bank, сигнализируя о возросшей вероятности того что он может обанкротиться. Западные эксперты в один голос пишут, что инвесторы «полностью потеряли веру в банк».
В частности инвесторы активно, как и в 2007–08 годах, приобретают кредитные дефолтные свопы (CDS), страхуясь на тот случай, если Deutsche Bank объявит о своем банкротстве.
Поэтому мы вернёмся в 2008 год и попробуем описать, что тогда послужило триггером обрушения рынка. Можно с уверенностью говорить, что это были определённые «ценные бумаги», называемые CDO — Collateralized debt obligations (распределённые и обеспеченные долговые обязательства).
Суть этих бумаг такая. Берётся какое-то очевидно неликвидное «гуано», типа необеспеченных ипотечных или потребительских кредитов. Затем оно собирается в большие кучки в несколько тысяч штук и завёртывается в красивую упаковку, для «диверсификации рисков». Получившийся большой и упакованный кусок гуано получает высокий рейтинг надёжности от рейтинговых агентств (ну как, он же уже «диверсифицирован»!). Затем страхуется, что ещё больше повышает его надёжность (вплоть до наивысшего рейтинга ААА), а потом под залог этого застрахованного «гуано» берутся новые кредиты, «обеспеченные» этим гуано. Это и есть суть CDO — большая куча красиво упакованного неликвидного гуано, застрахованного и перезаложенного.
Ну и потом ещё на всё это сверху придумали продавать CDS, кредитно-дефолтные свопы, которые призваны страховать это гуано от обесценивания.
Главная проблема всего этого даже не в том, что в коробочке гуано (хотя это тоже проблема). Главная проблема в том, что у страховщиков просто физически нет такого большого количества денег, чтобы обеспечить страховки как в рамках CDO, так и по CDS. Поэтому в случае обрушения рынка страховки уже не спасают, и валится всё полностью.
После кризиса 2008 года несколько лет нигде в мире не рисковали снова затевать игры с CDO. Однако в 2013 году именно «Дойче банк» первым запустил их снова в оборот, только уже под новым названием «bespoke tranche opportunity» (дословно переводится как «сшитая на заказ по частям возможность»). Затем за ним, в погоне за высокими прибылями и с целью замаскировать токсичные активы на своих балансах, в эту игру снова включились и другие.
Поэтому можно предположить с высокой вероятностью, что триггером нового витка кризиса послужит обрушение одного из участвующих в этой афёре банков — «Deutsche Bank», «BNP Paribas», «JP Morgan» или «Citigroup». Ведь после 2008 года никто из их руководства не был наказан за создание пузыря, и теперь они надули новый, ещё больший.
P. S. Кстати, рекомендую посмотреть фильм «Игра на понижение» (англ. название «Big Short»), где всё это показано в художественной форме.