«И кто мог меня проинформировать с учетом того, что КГБ было на их стороне? Это был ужасный день… Вечером мне позвонил по телефону Шушкевич, чтобы сообщить о конце СССР и рождении Содружества Независимых Государств. Но еще до этого Борис Ельцин проинформировал президента Соединенных Штатов Джорджа Буша. Из телефонного разговора у меня сложилось впечатление, что соглашение, составленное за такое короткое время, было не совсем убедительным даже для его авторов. Я решил, что пока еще не наступил момент, когда следует сдаваться. С другой стороны, я уже несколько месяцев боролся с этим кошмаром», - заявил Горачев.
Говоря о Борисе Ельцина, бывший президент СССР отметил, что тот до момента подписания Беловежского соглашения твердил: «Союз сохранится». Однако на самом деле у него были совсем другие намерения, отметил Горбачев.
«В тот последний месяц мы каждый день либо виделись, либо как минимум разговаривали [по телефону]… Речь шла о многих вещах, но главным вопросом всегда было спасение страны», - заявил последний лидер СССР.
Он отмечает, что тогда он находился под давлением прессы, к тому же ему постоянно звонили мировые лидеры. А Ельцин, между тем, «выигрывал время».
«Я начал понимать, что он был гораздо более хитрым и коварным, чем я себе представлял», - отметил в интервью Горбачев.
По его словам, Ельцин тогда прикрывался отрицательным исходом референдума на Украине.
«Вместо того чтобы взять на себя ответственность за свои решения, особенно перед страной, которая – и это он прекрасно знал, – не желала распада СССР, он использовал Украину в качестве щита. “Без Украины нет союза”, - говорил он. А позднее: “Что мы можем сделать, если Кравчук не готов подписывать?”», - заявил бывший советский лидер.
Горбачев также отметил, что Ельцин был не храбрецом, как его сейчас вспоминают, а демагогом.
«Странно, что Ельцина вспоминают как храброго человека. Он таким не был… Когда он вернулся со встречи в Белоруссии, мне пришлось звонить ему, поскольку он не подавал признаков жизни. “Михаил Сергеевич – сказал он, - не могу поехать на встречу с тобой, здесь много машин, много людей. Не знаю, безопасно ли передвигаться”. Он боялся», – подчеркнул Горбачев.
Говоря о нынешнем президенте России, бывший лидер Советского Союза упрекнул его за медленный демократический процесс.
«Путина я упрекаю в медлительности демократического процесса. Поскольку определенно можно сказать, что многие из гражданских свобод, введенных во времена перестройки, до сих пор сохраняются, и что большая часть россиян проголосовала за Владимира Путина», - отметил Горбачев.
Однако, по его словам, остается неизвестным, каким бы был результат, если бы весь процесс выборов, начиная с отбора кандидатов, был действительно свободным и демократичным.
В завершение бывший лидер СССР спросили, есть ли у Владимира Путина «империалистические амбиции» с учетом «аннексии Крыма» и вмешательства в сирийский конфликт.
«Нет, – заявил Горбачев. – Во-первых, в Крыму был референдум, который очень четко определил волю его граждан. Кроме того, Крым – это Россия, и пусть кто-нибудь докажет обратное. В Сирии, с другой стороны, идет борьба с терроризмом, Россия выполняет свой долг».