Своими действиями Путин стремится подорвать мощь Америки и Европы. Кто покупает золото, тот мешает доминированию западных валют. В этом и состоит его расчет. За ним скрывается — ни больше, ни меньше — претензия на мировое господство. Экономических причин увеличивать собственные резервы у России практически нет: она находится в тяжелейшем — с 1990-х годов — экономическом кризисе, рубль постоянно теряет в цене, из-за чего в стране каждый лишний доллар должен быть на счету.
Но Путин предпочитает наращивать золотые запасы. С 2005 года они выросли примерно вчетверо, а лишь за последние 12 месяцев — на 200 с лишним тонн. Путин стремится любой ценой стать независимым от доллара. Такие эксперты, как глава американского аналитического центра Eurasia Ян Бреммер (Ian Bremmer), говорят о «деньгах в качестве оружия». В прошлом Вашингтон действительно использовал доллар, чтобы оказать давление на Россию.
Санкции, наложенные Западом в связи с крымским кризисом, сделали для российских предприятий невозможным доступ к международному рынку капитала, потому что там оборот средств обычно осуществляется в долларах. Теперь Путин хочет снизить зависимость своей страны от ведущей мировой валюты.
Россия стремится защититься от кризисов
Россия в последние годы ввязывалась в многочисленные вооруженные конфликты. В Грузии путинские войска отодвинули границу своей страны в сторону территории страны-соседа — километр за километром, чтобы не привлекать к этому внимания мировой общественности. Потом они вторглись на территорию Украины, а в Сирии начали бомбардировки арсеналов и нефтехранилищ ИГ, но предположительно — и позиций оппозиционных сил, чтобы поддержать тамошнего властителя Башара Асада.
В этой ситуации золото является для Путина страховкой. Этот металл почитают и ценят во всем мире, и при этом его количество невозможно увеличить искусственно. Государства, покупающие золото, теряют часть ликвидности, потому что от слитков невозможно избавиться так же легко, как от акций. Кроме того, слитки не приносят дохода в виде процентов. Но зато монетарное золото может обезопасить своего владельца от перепада курсов на мировом валютном рынке. Таким образом золото может стать для России защитой от кризисов. Скупка золота может быть свидетельством того, что Путин и впредь будет проводить агрессивную внешнюю политику. Ведь зачем кому-то, верящему в мир, увеличивать запасы «кризисных резервов»?
Казахстан и Киргизия также запасаются золотом
В этом случае экономические мотивы для подобных действий не просматриваются. Казахская валюта тенге в течение года потеряла по отношению к доллару 47,1% своей стоимости — больше, чем любая другая валюта. Несколько дней назад рейтинговой агентство Standard&Poor’s понизило уровень надежности Казахстана до BBB — лишь на один уровень выше «мусорного» — с негативным прогнозом. Падение до «мусорного» уровня определенно является лишь вопросом времени.
И еще один член Евразийского экономического союза наращивает свои золотые запасы. В январе в хранилищах Киргизии насчитывалось на 6% больше золота, чем в прошлом году.
Активнее России закупает золото лишь одна страна — Китай. В прошлом году его резервы выросли сразу на 62% и достигли почти 1600 тонн. Это пятое место в мире. Россия — на шестом месте. Первые места в списке занимают Америка, Германия, Италия и Франция. Впрочем, они уже давно не наращивали свои золотые резервы.
Наиболее активно увеличивают свое количество монетарного золота именно развивающиеся страны. Очевидно, они потеряли доверие к финансовой системе, в которой доминируют развитые страны. В конце концов, начиная с 1970-х годов, долги западных стран непрерывно растут.
Свидетельство доверия для инвесторов в драгоценные металлы
Для рынка золота активные действия России и Китая являются свидетельством доверия. Они доказывают, что на металл есть спрос, пусть даже Россия, Китай и другие находятся не в лучшей экономической ситуации и по идее не должны быть в состоянии наращивать золотые резервы.
Новости из России «окрылили» цену на драгоценный металл. В настоящий момент цена за тройскую унцию выросла до 1250 долларов. С начала года она прибавила почти 18%, что стало лучшим началом года с 2012 года. Китайцы, похоже, вполне разделяют мотивы русских и тоже стремятся к максимальной независимости от доллара — и тем самым от Америки.