Что на самом деле думает Турция о войне с Россией, вторжении в Сирию и сбитом Су-24? — беседа с высокопоставленным турецким чиновником
04.03.2016 - 21:12
Высокопоставленный турецкий источник, занимающийся международными вопросами, рассказал российскому журналисту, востоковеду-тюркологу о том, что на самом деле думает Турция о конфронтации с Россией сквозь призму сообщений СМИ и настроений в турецком обществе.
Российско-турецкие отношения, уподобившись сбитому СУ-24М, «уходят в штопор», из которого едва ли просматривается счастливый для всех исход.
Кажется, что сегодня каждая сторона до хрипоты готова упорно стоять на своём, не слыша своего оппонента. По крайней мере, каждая сторона готова делать вид, что не понимает своего «визави», несмотря на недавнее «стратегическое партнёрство».
Не вдаваясь в соображения о том, что из этих составляющих первично в данном конфликте, постараемся проанализировать те общественные настроения, которые есть на сегодняшний день в Турецкой Республике в отношении России глазами турецких СМИ и общества. Для этого мы побеседуем с турецким высокопоставленным компетентным источником, занимающимся международными вопросами. Назвать его имя не представляется возможным по вполне очевидным причинам: противостояние между двумя странами уже достигло того накала, когда комментарии подобного рода даются неохотно.
Пожалуй, нетрудно предположить, что одним из наиболее «наболевших» вопросов, которое российское общество хотело бы задать турецкой стороне-появились ли элементы сожаления у Турции о конфронтации с РФ и, в частности, о сбитом российском СУ-24?
Если мы проанализируем ту картину, которая сложилась в турецких СМИ и в обществе, то без труда обнаружим сожаление о сбитом российском СУ-24 и, тем более, сожаление о конфронтации с Россией.
Подобные настроения были в Турции с самого начала этой истории. Можно было увидеть это даже в проправительственных СМИ, коль скоро и сам президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган периодически, пускай и с трудом (популистскому политику всегда трудно принести извинения) пытался принести извинения. Итак, президент Турции неоднократно выражал намерение встретиться с президентом вашей страны Владимиром Путиным, где, как он предполагал, сможет произнести приемлемые для главы государства слова.Однако, к сожалению, такой встречи не состоялось. Между тем, по моим оценкам, турецкое общественное мнение также склонно считать, что если бы Владимир Путин с самого начала принял предложение Эрдогана о встрече, то кризис мог бы уже давно разрешиться. Турция непременно принесла бы извинения, возместила бы ущерб и наказала бы виновных в случившемся, как того требовала Россия, когда и если бы подобная встреча действительно состоялась.
Показательно, что такие влиятельные и популярные турецкие газеты, как Заман (Zaman) и Джумхуриет (Cumhuriyet) изначально обрушились с критикой за сбитый самолет, признав, что это было чрезмерно и в корне ошибочно со стороны Турции.
Но они также обвиняли и Россию в этом инциденте. Ведь Россия осенью признавала, что её самолёты неоднократно нарушали турецкое воздушное пространство. Несмотря на это, должное военное сотрудничество между нашими странами с осени 2015 года также «повисло в воздухе».
Вместе с тем, сожаление об этом инциденте есть почти у всех рядовых турок, потому что турецкое общество реально смотрит на экономическую перспективу, с точки зрения того, что экономически от эскалации не выиграют наши страны.
Возвращаясь к турецким СМИ, отмечу, что многие из них открыто выступают за быстрое возобновление всех связей с Россией во чтобы то ни стало.Другим, не менее интересующим российское общество, а особенно наших военных, вопросом выступает реальное отношение турецкого общественного мнения на предмет возможного вторжения Турции в Сирию. Можно ли утверждать, что в стране есть единое мнение на этот счёт?
Проправительственные СМИ и некоторые граждане, скорее, поддерживают вход турецких войск на север Сирии (речь идёт о буферной зоне), а наша оппозиция выступает яростно против этой затеи.
Это относится и, в целом, к внешнеполитическому курсу страны, который проводит ПСР (правящая Партия Справедливости и Развития - прим. «Русской Весны») и лично президент Эрдоган. Одна часть турецкого общества и СМИ поддерживает эту линию, а, не менее значительная, вторая часть не разделяет данного взгляда правящей партии.В турецких СМИ представлена и «умеренная» позиция, которая характерна для медиагруппы Dogan. Ей свойственно что-то разделять из проводимого курса, а к чему-то относится со скептицизмом.
Важно отметить, что почти все склонны думать: «России следует идти на уступки по Сирии». Ведь многим в турецком обществе сегодня очевидно, что от Сирии не было, нет и не будет никакой экономической выгоды или пользы для России. Я не говорю уже о тех финансово-ресурсных затратах, которые несёт Россия с операцией ВКС РФ в САР. Не будем забывать, что «не за горами» огромные экономические вложения в разрушенную Сирию.
Словом, Турции и России, в любом случае, полезнее сотрудничать в САР, чем враждовать. Кроме того, ошибочно преувеличивать возможности сирийских ВС, которые не в состоянии взять под контроль всю Сирию даже спустя приличный срок, прошедший после мощнейших российских бомбардировок. Бои разворачиваются даже в относительно лояльной Асаду Латакии. Было бы странно считать, что Турция главная причина гражданской войны в Сирии.
В российских СМИ и в нашем обществе, последнее время, нередко приходится слышать о перспективе возможной войны между нашими странами. Как к этому относятся в Турции к этой перспективе?
В войну с РФ никто в Турции всерьёз не верит. Точнее никто и не думает, что инициатором будет Турция, пусть даже с таким экстравагантным лидером, как Эрдоган.
А вот слухи о высказываниях некоторых российских политиков, журналистов и прочих экспертов — про «ковровые бомбежки», про пророчества священников, согласно которым треть турок убьют и «Константинополь» будет возвращён — доходят до Турции моментально и вызывают тревогу у всех. Но, если патриотично настроенная часть готова дать отпор, то другая настроена, скорее, пессимистично.
Кстати, ни в одной газете, ни на одном ТВ канале Турции не наблюдается статей или ТВ-программ, подобных тому, что есть в России. Я имею в виду, что в Турции с трудом можно себе представить, чтобы какие-то «эксперты» или политики выходили и кричали: «Давайте нападем на Россию!» или «Разбомбим и освободим земли наших предков!». Речь идёт исключительно о защите страны в случае российской военной агрессии.Россию последнее время всё чаще беспокоят притязания некоторых политиков в Турции (и часто упоминают, в этом контексте, действующую Партию Справедливости и Развития (Аdalet ve Кalkinma Рartisi) под руководством президента Эрдогана и премьера Ахмета Давутоглу) на восстановление былого османского величия. Это реальность?
Очень жаль, что в России никак не могут понять, что данные «притязания» ограничены личностью Реджепа Тайипа Эрдогана и еще, максимум, мнением некоторых его сторонников. Тоже самое относится и к СМИ. Остальные, если даже и мечтают о восстановлении былого имперского величия, то понимают, что это нереалистично. Не забывайте, что в Турции очень сильна секулярная часть общества.
Более того, я никогда не видел в проправительственных СМИ Турции разговоров о восстановлении Османской империи. Да, есть разговоры некоторых об экономическом и политическом влиянии на тех территориях, которые когда-то давно были подвластны Османской империи, но не более того. Да, все граждане за то, чтобы Турция была более влиятельной не только в регионе, но и вообще в мире. Это относится и к нашему влиянию в Сирии, которая была в составе Османской империи дольше, чем Крым был в составе Российской.
Но позвольте спросить: в какой стране нет таких настроений? Разве в России нет желания о восстановлении её влияния в границах бывшего СССР?
Как тогда относиться к ЕАЭС? Случайность ли, что только странны бывшего советского блока в нём?
Многие российские политики открыто считают, что и славянские Балканы надо присоединить к России. Мне хорошо известно, что в российском интернете часто звучат призывы даже Сирию присоединить к России. В этой связи не стоит обеим сторонам поддаваться на провокации и пропагандистские трюки.
От себя остаётся добавить, что провокаций и пропаганды действительно стало много в российско-турецких отношениях. Отрадно, что, судя по всему, в Турции существуют различные мнения о России. По всей видимости, несмотря на разноплановые сложности, существуют предпосылки для улучшения двухсторонних отношений. Будем надеяться, что наши страны не упустят этого шанса.
Востоковед-тюрколог, журналист Юрий Мавашев для «Русской Весны»