20 марта 1852 г. 164 года назад опубликован роман Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»
В конце 19 века роман «Хижина дяди Тома» о рабах в южноамериканских штатах стал бестселлером своего времени, вторым после Библии, и приобрел мировую известность. Он был написан в период, когда борьба против рабовладения в Америке стояла в центре общественного внимания. Неудивительно, что книга произвела фурор. В биографии писательницы Гарриет Бичер-Стоу ее сын говорит, что идея написать «Хижину дяди Тома» пришла Гарриет на собрании в церкви. «Вдруг, словно разворачивающееся полотно, перед ее мысленным взором возникла сцена смерти дяди Тома. Она была так потрясена, что едва сдержала рыданья. Придя домой, она немедленно взяла ручку и бумагу и записала видение, которое ворвалось в ее душу, как будто было принесено мощным ветром». Автора побуждало стремление представить это явление в живой драматической действительности. Достоверно и ярко Гарриет изображает жизнь чернокожих рабов, показывает тоску и отчаяние, разрывающие сердца, сцены страшных общественных отношений, когда по чужой воле рушатся тысячи невольничьих семей. За несколько лет роман Гарриет Бичер-Стоу выдержал сотни изданий и множество переводов. На русском языке роман впервые был напечатан в 1857 году и был выпущен в качестве приложения к некрасовскому «Современнику».
20 марта 1930 г. 86 лет назад день рождения Московского авиационного института (МАИ)
Рождение и развитие МАИ тесно связано с развитием советской авиации, с созданием Центрального аэрогидродинамического института, а также – деятельностью профессора Николая Жуковского – основоположника аэродинамики. По его инициативе, в Императорском техническом училище (после революции – МВТУ, а ныне МГТУ им. Н.Э.Баумана) еще с 1909 года стал читаться курс теоретических основ воздухоплавания. 20 марта 1930 года на базе аэромеханического факультета училища был создан новый ВУЗ, названный Высшим аэромеханическим училищем. 20 августа того же года новый ВУЗ получил своё историческое название, т.е. был переименован в Московский авиационный институт. В 1932-1933 годах на развилке Волоколамского и Ленинградского шоссе был построен первый учебный корпус, и эта территория МАИ до сегодняшнего дня является основной. В 1956-1975 годах осуществлен второй этап строительства МАИ. Было построено 35 учебных корпусов, научных лабораторий и производственных помещений. С ростом МАИ изменилась его структура. Сначала основными направлениями подготовки специалистов были моторостроение и самолетостроение. В 1933 году был образован инженерно-экономический факультет, в 1940 году – факультет авиационного оборудования и приборостроения. В 1960-1970 годы произошло становление аэрокосмического направления. В 1993 году МАИ поднялся до ранга университета.
20 марта 1933 г. 83 года назад начались испытания самой большой в мире радиовещательной станции имени Коминтерна
Решение о сооружении новой длинноволновой радиовещательной станции было принято в начале 1930-х годов с целью обеспечения надежного приема московских радиовещательных программ. К тому же все большую территорию страны требовалось охватить радиовещанием. Проект радиовещательной станции был разработан группой специалистов под руководством Александра Львовича Минца. Мощность станции Коминтерна – 500 кВт, в то время самая крупная станция США того времени имела мощность лишь 50 кВт, а Европы – 120 кВт. Чтобы получить столь большую мощность, ученый предложил выходной каскад станции выполнить из нескольких параллельно работающих 100-кВт блоков. На тот момент эта радиостанция являлась крупнейшей в мире. При проектировании радиостанции следовало так «распорядиться» энергией радиоволн, чтобы большая ее часть распространялась на запад и на восток, в меньшая – на север и юг, поскольку, если взглянуть на карту европейской и азиатской частей бывшего Советского Союза, то видно, что они образуют фигуру, похожую на овал. Сам же Минц утверждал, что станция имени Коминтерна – лучшая работа в его жизни. Проект был проработан основательно. Были не только произведены все необходимые расчеты, но и построена модель антенны в масштабе 1:8, а также проведены ее испытания на берегу так называемой Маркизовой лужи (это – восточная часть Финского залива). Испытания радиовещательной станции имени Коминтерна, расположенной под Москвой, начались 20 марта 1933 года, а 1 мая эта крупнейшая в мире станция была запущена в работу. Новые идеи, вложенные Александром Минцем в проект передатчика и антенны, до сих пор сохраняют свою актуальность и делают эту станцию образцовой.
20 марта 1992 г. 24 года назад установлено звание Героя Российской Федерации и учреждена медаль «Золотая звезда»
Звание Героя Российской Федерации – главная награда страны. Оно было установлено Законом РФ от 20 марта 1992 года. Этот же Закон учреждал и знак особого отличия – медаль «Золотая Звезда». Звание Героя Российской Федерации присваивается Президентом РФ за заслуги перед государством и народом, связанные с совершением героического подвига. Герою Российской Федерации вручаются знак особого отличия – медаль «Золотая Звезда» и грамота о присвоении этого звания. Звание Героя Российской Федерации в настоящее время присваивается за мужество и героизм воинам, сражавшимся в «горячих точках», выдающиеся достижения при освоении космического пространства, новой авиационной техники, особые заслуги перед государством и народом. Медаль «Золотая Звезда» существовала и в СССР. Она была учреждена 1 августа 1939 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «О дополнительных знаках отличия для Героев Советского Союза». Медаль носится на левой стороне груди над орденами и медалями. Она представляет собой пятиконечную звезду с гладкими двугранными лучами на лицевой стороне. На оборотной стороне в центре медали расположена надпись выпуклыми буквами: «Герой России», номер медали располагается в верхнем луче. А 9 декабря в России отмечается памятная дата - День Героев Отечества, когда чествуют Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы.
Календарь событий