13 марта 1781 г. 235 лет назад английский астроном Уильям Гершель открыл Уран
13 марта 1781 года английский астроном Уильям Гершель вел очередное наблюдение за слабыми звездочками созвездия Близнецов. Поздно вечером он заметил, что одна из них явно крупнее соседних. Сначала Гершель принял открытое небесное тело за комету, а отсутствие хвоста этой кометы он объяснил ее движением к Земле. Однако несколькими месяцами позже выяснилось, что это не комета, а ранее неизвестная планета Солнечной системы, расположенная от Солнца седьмой по счету. По размерам новая планета являлась третьей после Юпитера и Сатурна. Вновь открытое небесное тело Гершель назвал планетой Георга в честь правившего в то время в Англии короля Георга III. Однако это имя не прижилось, а общепринятым стало более подходящее название – Уран. Новое название планета получила в честь бога неба – сына богини Земли Геи и отца Сатурна. За свое открытие Гершель в том же году был избран членом Лондонского Королевского общества и получил степень доктора Оксфордского университета. А король Георг III за это открытие пожаловал Гершелю ежегодную пенсию в 200 фунтов.
13 марта 1845 г. 171 год назад впервые исполнен Скрипичный концерт ми-минор Мендельсона-Бартольди
Скрипичный концерт ми-минор Мендельсона вот уже более полутора веков входит в число популярнейших классических опусов. Он был написан Мендельсоном в возрасте 15 лет и являлся его первой пробой пера в этом жанре. Концерт полон свежих чувств, неожиданных гармоний, внезапных модуляций, выдающих хорошее знакомство молодого Мендельсона с наследием В. Моцарта. Настоящей жемчужиной является Финал, с яркой танцевальной темой, постепенно переходящей в зажигательный танец. Впервые Скрипичный концерт ми-минор Феликса Мендельсона-Бартольди был исполнен Лейпцигским симфоническим оркестром «Гевэндхауз» 13 марта 1845 года. Дирижером оркестра выступил сам автор, а солировал выдающийся скрипач Фердинанд Давид, профессор Лейпцигской консерватории и близкий друг композитора. Знаменитый Скрипичный концерт ми-минор Мендельсона-Бартольди вошел в классический фонд жанра наряду с концертами П. Чайковского, И. Брамса, А. Глазунова и Ж. Сибелиуса.
13 марта 1881 г. 135 лет назад убит российский император Александр II
Император Александр II вошел в историю России как Освободитель и Реформатор. Бомба, брошенная народовольцем, оборвала его жизнь в один из самых значительных моментов в судьбе царя и всей страны. Старший сын сначала великокняжеской, а с 1825 года – императорской четы Николая I и Александры Федоровны, Александр получил хорошее образование. Его наставником был Жуковский, который стремился воспитать в будущем монархе человека просвещенного, дарующего своему народу разумные законы, монарха-законодателя. Личность наследника престола формировалась, конечно, и под влиянием отца, который хотел видеть в сыне «военного в душе». Естественно, оба эти влияния оставили глубокий след в характере, склонностях, мировосприятии наследника и отразились в делах его царствования.
В 1855 году Александр вступил на престол. Наследие он получил тяжелое: ни один из кардинальных вопросов 30-летнего царствования его отца решен не был, к тому же в Крымской войне Россия потерпела поражение. Первым из важных решений Александра II было заключение Парижского мира в марте 1856 года. С воцарением Александра наступила «оттепель» в общественно-политической жизни России.
На Александра II было совершено несколько покушений. Попытки были совершены польским эмигрантом Березовским в 1867 году в Париже, Соловьевым в 1879 году в Петербурге, а в августе 1879 года исполнительный комитет «Народной воли» принял решение об убийстве Александра (попытка взрыва императорского поезда под Москвой в декабре 1879 года, взрыв в Зимнем дворце, произведенный Халтуриным в феврале 1880 года).13 марта 1881 Александр II был смертельно ранен на набережной Екатерининского канала в Петербурге бомбой, брошенной народовольцем Гриневицким. Он погиб как раз в тот день, когда решился дать ход конституционному проекту М.Т. Лорис-Меликова.
13 марта 1995 г. 21 год назад Ларс фон Триер составил сенсационный манифест «Обет целомудрия»
13 марта 1995 года датский кинорежиссер, обладатель многих престижных призов, Ларс фон Триер и его единомышленник Томас Винтерберг составили сенсационный манифест «Обет целомудрия». В этом манифесте провозглашалось рождение авангардного художественного направления под названием «Догма-95». К этому своему замыслу Ларс пришел во время работы над фильмами «Королевство» (1994) и «Королевство II» (1997), решив, что техника и стилистика менее важны и интересны зрителям, чем сюжет и персонажи.«Королевство» он снимал большей частью ручной камерой, пренебрегая традиционными правилами освещения и монтажа, результатом чего явился смазанный цвет и зернистость кадра. Этот мини-сериал стал первым коммерческим успехом фон Триера. Найденный интуитивно, этот стиль и был положен в основу идей концептуального манифеста и 10 правил группы «Догма-95». Спустя девять дней в Париже на международной конференции, посвященной столетию кино, документ был обнародован. Он декларировал переход к честному искусству, основанному на аскетических выразительных средствах и базирующемуся на 10 простых правилах. В этих правилах Триер призвал снимать только на натуре и только ручной камерой, записывать вместе звук и изображение, не использовать комбинированные съемки и специальное освещение, не снимать сцены убийства, пользоваться пленкой формата 35 миллиметров и не указывать имя режиссера в титрах. Цель была правильной, но средства никуда не годились. Новая волна оказалась всего лишь лёгкой рябью; волна омыла прибрежный песок и откатилась. Под лозунгами свободы и авторства родился ряд значительных работ, но они не смогли радикально поменять ситуацию. В русском переводе Манифест «Догмы-95» был опубликован журналом «Искусство Кино» в 1998 году.
Календарь событий