3 марта 1585 г. 431 год назад представлением трагедии Софокла «Царь Эдип» в Виченце открылся театр «Олимпико»
Театр «Олимпико», послуживший прообразом бесчисленных театров по всему миру, открылся 3 марта 1585 года в Виченце (Италия) представлением трагедии Софокла «Царь Эдип». Удивительно, но с тех самых пор и до сегодняшнего дня здесь идут спектакли. Это первое в истории крытое театральное помещение на тысячу мест, несмотря на столь солидный возраст и бомбардировки во время Второй мировой войны, неплохо сохранилось. «Олимпико» внесен в реестр мирового культурного наследия ЮНЕСКО. По мнению искусствоведов, здание театра – самое совершенное произведение архитектора позднего Возрождения Андреа Палладио. Это его последнее творение, начатое в год смерти автора. Палладио не дожил до окончания строительства, и работу завершил другой знаменитый мастер – Винченцо Скамоцци. Прототипом архитектурного облика «Олимпико» послужили театры времен античности. Задняя часть театра украшена изображением древних Фив. Искусно использован эффект оптической иллюзии, что делает сцену визуально более глубокой, чем те 4 метра, которые есть на самом деле.
3 марта 1613 г. 403 года назад Земский собор избрал российским царем Михаила Федоровича Романова
Михаил Федорович Романов — первый русский царь из династии Романовых, приходился двоюродным племянником последнему русскому царю из московской ветви династии Рюриковичей, Федору I Иоанновичу. При Борисе Годунове семейство Романовых было в опале. Пришедший к власти Лжедмитрий I, доказывая свое родство с домом Романовых, вернул ко двору оставшихся в живых из членов семейства Федора и Марфу Романовых с детьми. Родство с Рюриковичами послужило важным фактом при избрании кандидатуры на престол. Служилое дворянство старалось воспрепятствовать в установлении в России польской монархии. Когда после изгнания интервентов из России встал вопрос о претенденте на престол, кандидатура Михаила Федоровича Романова была признана наиболее подходящей. (21 февраля) 3 марта 1613 года Великим Земским и Поместным собором новым российским царем был избран Михаил Федорович Романов. Его избрание закрыло период смутного времени. Но новоизбранный царь был молод и неопытен и до 1619 года страной правили великая старица Марфа и её родня. Потом, после освобождения в 1619 году из польского плена Патриарха Филарета, фактическая власть перешла в руки последнего, также носившего титул Великого государя. Государственные грамоты того времени писались от имени царя и патриарха.
3 марта 1861 г. 155 лет назад в России вышел манифест об отмене крепостного права
Большой подготовительный материал по проведению крестьянской реформы был собран еще в правление Николая I, хоть крепостное право и осталось незыблемым. Зато в решении крестьянского вопроса был накоплен значительный опыт, на который в дальнейшем смог опереться его сын Александр II. Александр Николаевич, вступивший на престол в 1855 году, был одушевлен самым искренним намерением сделать все для устранения недостатков русской жизни. Главным из них он считал крепостное право. По сути, это была одна из сложнейших проблем: крепостное право слагалось на Руси веками, оно тесно переплелось с разными сторонами жизни русского крестьянина. Крестьянин зависел от феодала в личном, земельном, имущественном, юридическом отношениях. А теперь его нужно было освободить от опеки помещика, дать личную свободу. В 1857 году для подготовки крестьянской реформы был учрежден Секретный комитет. В начале 1859 года для обработки проектов реформы дворянских комитетов были созданы Редакционные комиссии. В сентябре 1860 года выработанный проект реформы был обсужден депутатами, присланными дворянскими комитетами, а затем передан в высшие государственные органы. В середине февраля 1861 года «Положение об освобождении крестьян» было рассмотрено и одобрено Государственным советом. (19 февраля) 3 марта 1861 года Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». Так в России было отменено крепостное право.
3 марта 1875 г. 141 год назад состоялась премьера оперы Жоржа Бизе «Кармен»
3 марта 1875 года состоялась премьера оперы Жоржа Бизе «Кармен» на сцене парижского театра «Опера комик». Она завершилась полным провалом. Первые два акта были приняты публикой неплохо, третий – весьма сдержанно, во время четвертого же в зале воцарилось ледяное молчание. Либретто оперы упрекали в вульгарности, а музыку – в чрезмерной «учености», бесцветности, недостаточной романтичности и изысканности. Как результат – оперу объявили «безнравственной». По всей видимости, зрители не сразу смогли переключиться с ожидания «чистого и легкого» на роковую страсть и трагическую развязку, на его своеобразную, «чертовскую музыку». Истинный масштаб «Кармен» был оценен только после смерти Бизе, причем поначалу этому способствовало вмешательство Эрнеста Гиро, который заменил разговорные диалоги речитативами. Лишь в последние десятилетия театры вновь стали обращаться к авторской версии. Провал «Кармен» тяжело подействовал на Бизе и роковым образом отразился на его здоровье, спустя ровно три месяца, 3 июня 1875 года, Бизе скончался. Ему было всего 36 лет.
Календарь событий