Очевидно, что с начала года мы не только сбавили скорость, а вообще начали тормозить.
Правительство потеряло поддержку со стороны коалиции. Чтобы провести через Верховную Раду даже стратегические решения, приходится часто занимать голоса у внекоалиционных групп и внефракционных депутатов.
Напряжение между правительством и фракциями стало настолько высоковольтным, что создает угрозу жизнеспособности коалиции. Ее же распад в свою очередь неизбежно погрузит страну в глубокий и долговременный политический кризис.
Да, правительственная команда, как и вся власть, — что центральная, что местная, — работает в очень сложных условиях.
Это и военные действия, и разрушение значительной части промышленной инфраструктуры.
Это и агрессивное закрытие Россией рынка для наших производителей, и блокирование Москвой нашего товарного транзита в третьи страны. В конце концов, происходит падение мировых цен на ключевые статьи нашего экспорта.
Новости по теме: Отчет Кабмина Яценюка в Раде: В ожидании начала
Объективное следствие такого стечения обстоятельств умножается на субъективные просчеты.
В результате имеем падение уровня жизни граждан Украины, а вместе с ним — и доверия людей к власти.
Согласно опросам общественного мнения, более 70% избирателей выступают за отставку Кабинета министров. Согласитесь, это тот показатель, который игнорировать категорически недопустимо.
Действующая Конституция не наделяет президента правом непосредственно регулировать отношения коалиции и Кабинета министров, а тем более самостоятельно решать кадровые вопросы. Но как гарант Конституции, как человек, взявший на себя ответственность за стратегию реформ, я не могу безразлично наблюдать за тем, что происходит.
Пока между двумя зданиями на Грушевского будто горячий уголь перебрасывают ответственность, не движется вперед и топчется на месте целая страна.
Мы теряем драгоценные дни, недели, месяцы. И это и то время, когда на годы и десятилетия мы отстали от наших более успешных соседей!
Выход из патовой ситуации требует политической воли со стороны президента и совместной ответственности главы государства, парламента и правительства.
Сегодня утром я имел встречу и обстоятельный разговор с Генеральным прокурором. Я обратился к Виктору Николаевичу с предложением, чтобы он написал заявление об отставке.
Виктор Шокин внедрил те реформы, которым в ГПУ оказывали сопротивление десятилетиями: лишение прокуратуры общего надзора, создание Национального антикоррупционного бюро и Государственного бюро расследований и тому подобное. Это с одной стороны.
С другой, ГПУ, к сожалению, не смогла заручиться доверием общества. И именно поэтому на повестке дня стоит вопрос об отставке генпрокурора.
С такими же мерками следует подходить и к правительству. Кабинет министров сделал немало для спасения страны, стабилизации экономической ситуации и старта реформ. Но общество явно решило, что ошибок больше, чем достижений, и отказало в доверии министрам.
А разве не ясно, что проводить успешные реформы может только правительство, которое пользуется достаточно высокой поддержкой сограждан?
Чтобы восстановить доверие, терапии уже мало, нужна хирургия.
Момент для частичного обновления Кабинета министров упущен. О нем слишком долго говорили, и в результате — заболтали.
Теперь уже очевидно есть запрос на полную перезагрузку правительства. Пока что у премьер-министра сохраняется возможность выбрать, каким образом лучше дать пространство для реализации этого запроса.
Тотальное переформатирование Кабинета министров должно происходить на основе действующей коалиции в составе «Солидарности», «Народного фронта», «Самопомочи» и «Батькивщины».
Особенно апеллирую к «Народному фронту» и его лидерам, с которыми бок о бок пройден трудный путь; которых считал, считаю и дальше буду считать своими единомышленниками и политическими партнерами.
Ни судьба этого правительства в целом, ни какие-либо персональные амбиции его членов не должны повлиять на единство нашей проевропейской демократической команды. В коалицию объединялись не ради должностей, а ради принципов. По крайней мере людям говорили именно так, не правда ли?
Назначения в правительство должны происходить при участии и поддержке всех фракций коалиции. На технократической реформаторской основе. Из специалистов, лишенных политических влияний и лоббистских интересов.
Задача такого Кабинета министров — обеспечить рост ВВП и начать восстановление уровня жизни, организовать честную приватизацию, прозрачное управление государственными предприятиями, внедрить жесткие антикоррупционные шаги, продолжить сотрудничество с МВФ и другими международными финансовыми организациями.
Все это только усилит наш стратегический курс на Евросоюз, НАТО, на усиление обороноспособности страны, на повышение благосостояния украинцев, укрепление демократических основ нашей парламентско-президентской политической системы.
Я убежден, что страна не имеет резерва времени, чтобы за неполные два года уже четвертый раз окунуться в избирательную кампанию, да еще и в условиях внешней агрессии.
Внутренняя политическая война всех против всех, — это мечта нашего северо-восточного соседа.
Вот почему я взял слово и высказал свое видение выхода из кризиса — чтобы избежать худшего сценария.
Роспуск Верховной Рады не обязанность, а лишь право президента. И я им воспользуюсь только в крайнем случае, которого мы просто не имеем права допустить.
Вопрос восстановления доверия должен быть решен в стенах этого парламента.
Доверие — это главный ресурс, который необходим для того, чтобы решать проблемы того масштаба, которые стоят перед нашей страной.
Жду от парламента быстрых и государственных решений. А за мной — дело не станет.
Полагаюсь на поддержку со стороны общества, дорогие соотечественники.
Слава Украине!