«Страшная правда шокирует... Наконец-то появилась работа, которая показывает две грани войны на Украине, где, как оказывается, мы дружим с неонацистами. Ужасно!» – такое и схожее мнения высказывают французские блогеры, посмотревшие фильм-расследование режиссера Поля Морейры «Маски революции» о событиях на Украине в «революционный» 2014 год.
Один из ведущих французских телеканалов, Canal+, вопреки протестам посольства Украины в Париже и официального Киева, показал этот документальный фильм, посвященный роли «Правого сектора*» и других националистических группировок в событиях, которые нынешние украинские власти именуют «революцией достоинства».
Морейра и его коллеги побывали у печально известного Дома профсоюзов в Одессе, где 2 мая 2014 года произошла страшная трагедия. В фильме поминутно восстановлен ход событий в тот день, показана роль зачинщиков побоища – главарей украинских националистических группировок, действия которых привели к многочисленным человеческим жертвам.
«Кадры беспомощных окровавленных людей в охваченном пожаром здании шокируют», – констатировали авторы фильма. Морейра и его оператор сумели также провести съемки в тренировочных лагерях добровольческого батальона «Азов», бойцы которого не стесняясь фотографировались с портретом Гитлера в руках. «С удивлением я обнаружил, что там готовятся не только украинские националисты», – отметил журналист. В объектив телекамеры попал молодой француз. В беседе он признался, что восхищается Муссолини.
Досконально исследовав хронологию госпереворота на Украине начиная с событий на киевском Майдане, французские журналисты делают вывод: народными волнениями в своих целях воспользовались экстремистские, и в том числе неонацистские группировки.
В фильме констатируется факт, который так долго не желала признавать Европа – Украина «сделала европейский выбор» при непосредственном участии того же «Правого сектора» (который сейчас устами главного военного прокурора Украины именуется незаконным формированием).
Авторы ленты также задались вопросом о том, какую роль сыграли Соединенные Штаты в организации волнений в Киеве и других украинских городах. Вице-президент США Джозеф Байден, сенатор Джон Маккейн, бывший глава ЦРУ Дэвид Петрэус, официальный представитель Госдепартамента Виктория Нуланд – все эти люди побывали в Киеве в самый разгар революционных потрясений.
Примечательно, что никто из них не захотел ответить на прямые вопросы французского журналиста касательно ксенофобной матрицы «Правого сектора», которая никак не вяжется с декларируемыми демократическими ценностями государств Европы.
«Новые власти в Киеве полностью поменяли прежний политический курс и полностью повернулись в сторону США, – констатировали авторы фильма. – Однако в итоге складывается впечатление, что Украина оказалась простой пешкой в геополитической игре Соединенных Штатов против России».
В комментарии к фильму французские журналисты с Canal+ отмечают, что «так называемые борцы за свободу при поддержке Вашингтона свергли законно избранного президента Украины Виктора Януковича» – факт, о котором словно «забыло» европейское общество за время, прошедшее с «революции достоинства».
«Наша страна поддерживает фашистские отряды, управляемые США»
«Мы этого не видели и не знали. Также мы не видели массовых убийств в Одессе и зверств украинских националистов», – говорится в одном из сообщений в соцсети Twitter с тегом #Specialinvestigation.
«Вы первое французское СМИ, которое показало правду на телевидении в своем репортаже», – пишет один из французских пользователей Twitter. «Теперь мы знаем, что наша страна поддерживает фашистские отряды, которые управляются Соединенными Штатами. Спасибо вам за ваш репортаж», – благодарит режиссера пользователь Marco Verratti.
«У меня сегодня с утра не замолкает ни на минуту телефон. Звонят французские друзья, посмотрев фильм Поля Морейры, эта страшная правда шокирует», – пишет жительница Франции c ником Alina Komarova в Twitter.
«Если вы хотите знать правду о нацистском режиме на Украине, посмотрите фильм Поля Морейры», – пишет пользователь интернета. «Спасибо Полю Морейре за правду об убийствах в Одессе», – пишет другой пользователь Twitter.
Франкоязычные зрители особенно отметили профессионализм режиссера и поблагодарили его за объективность. «Отличное расследование, которое сокрушает мифы о благородстве Запада и подлости Востока на Украине», – считает один из комментаторов.
«Это неудивительно. Россия лишь дважды нравилась Западу. В 1917 и 1991 годах. Бесконечно благодарны Полю Морейре за то, что позволили увидеть «Украина. Маски революции», – пишет другой пользователь Twitter.
Примечательно, что некоторые французские политики также удивились тем фактам, которые были представлены в документальной картине. «США оказывают невероятную поддержку украинским лидерам, как в свое время ЦРУ поддержало Пиночета и его приспешников. Но существует другая реальность, в особенности желание молодого поколения двигаться к демократии», – написал французский сенатор Ив Поццо ди Борго.
«Российская пропаганда»?
При этом ряд представителей респектабельных французских СМИ все же раскритиковали фильм за «чрезмерную пророссийскость». Так, обозреватель близкой к правящим социалистам Liberation Себастьян Гобер заявил, что картина «представляет воплощение кремлевских речей». Однако автор также полагает, что роль ультраправых сил в вооруженном конфликте сильно преувеличена. «После фильма, показанного сегодня, я не удивлюсь, если многие (из журналистов) станут более подозрительными по отношению ко мне. Я знаю, что теперь мне придется подчеркивать, что я не работаю так, как в «том самом документальном фильме на Canal+», – сказал Гобер.
Леволиберальная Le Monde пишет, что в эфире Canal+ Поль Морейра «дает искаженную картину украинского конфликта». Примечательно, что российским зрителям в тот же вечер журналисты «Вестей» говорили, что Поль Морейра «откроет французам глаза» на происходящее на Украине.
Немецкое агентство DW также отмечает: французские журналисты, коллеги Морейры также посмотрели его фильм – и усмотрели в нем однобокость, неверную фактологию и недопустимые параллели между украинскими националистами, крайне правыми и неонацистами.
Французский журналист Поль Гого приехал на Украину в 2012 году, работал и в Киеве, и в Донецке в качестве фрилансера для изданий Ouest France и Libération. В интервью DW Поль Гого рассказал, что был крайне удивлен фильмом Морейры: «Я помню его работы про французский «Национальный фронт». Я, в принципе, смотрю довольно много специальных расследований. Но этот репортаж – это что-то невероятное. Это российская пропаганда, ее цель – манипуляция теми людьми, которые склонны верить в теории заговора, по принципу: все основные СМИ лгут, а я скажу вам правду».
Режиссер Поль Морейра предвидел нападки в свой адрес и написал статью «Ответ на критику», в которой еще раз изложил источники, которыми пользовался при съемках картины. Морейра уделяет особое внимание массовому убийству в Одессе.
«Когда я начал это расследование, я обнаружил, насколько быстро исчезли все упоминания об ужасном убийстве 45 человек в Одессе в мае 2014 года. В центре крупного европейского города в середине ХХI века массово сожгли 45 человек. Все это было снято десятками камер и сотовых телефонов. Но, когда я был на Украине, никто об этом и не вспомнил. Вокруг меня никто не вспомнил. Люди погибли благодаря зверствам и коктейлям Молотова украинских националистов», – пишет автор фильма.
«Почему никто не говорил об убийствах в Одессе? Может быть, потому, что убитые были русскими?» – задается вопросом Морейра.
Не удалось даже перенести
Еще до анонса документального фильма о событиях Майдана украинское посольство в Париже потребовало изъять картину из эфира как «пропагандистскую», «тенденциозную» и «создающую ложное ощущение».
31 января украинские дипломаты обратилось к руководству телеканала с заявлением: «Мы были разочарованы, узнав, что 1 февраля Canal+ в рамках специального расследования предоставляет в эфир документальный фильм «Маски революции», который дает зрителю ложное представление о ситуации на Украине». Украинское диппредставительство сообщило, что попросило отменить показ фильма.
«В связи с этим мы начали переговоры и обратились с письмом к председателю наблюдательного совета группы Canal+ Винсенту Боллоре. Мы также предложили подборку документальных фильмов о событиях на Украине», – отмечает посольство.
Позже ряд украинских СМИ сообщил о том, что дипломатам якобы удалось добиться если не снятия с эфира, то хотя бы переноса показа на более позднее время. Но, вопреки этим утверждениям, фильм вышел в заранее запланированный срок – что не осталось незамеченным. В частности, свой ироничный комментарий по этому поводу оставил публицист и блогер Анатолий Шарий.
«Начинается более взвешенное понимание ситуации»
Ведущий сотрудник Центра социальных проблем Института Европы РАН Сергей Федоров назвал демонстрацию фильма примером того, что Европа в лице Франции начинает несколько по-другому оценивать события на Украине. «От однозначной поддержки украинского руководства, которую демонстрирует Европа, начинается более взвешенное и не одностороннее понимание ситуации, что можно только приветствовать. Тем более в ситуации, когда посольство Украины пыталось запретить показ фильма, нажать политически на телеканал, все это говорит само за себя», – сказал Федоров.
В свою очередь бывший первый замминистра иностранных дел России Федор Шелов-Коведяев указывает, что Франция последовательно выступает за смягчение антироссийских санкций, поэтому выход подобного фильма в духе последней политики Франсуа Олланда, и появление фильма «вполне логично и даже в каком-то смысле ожидаемо».
По его словам, на протяжении последнего полугода Евросоюз начал демонстрировать усталость от поведения политического руководства Украины. «В этом смысле показ фильма – это сигнал Украине... Порошенко, Яценюк и другие явно не справляются с тем, что взяли на себя. Более того, часто их поведение смахивает на шантаж, когда, скажем, речь идет о выполнении минских соглашений», – сказал Шелов-Коведяев газете ВЗГЛЯД.
Он также назвал странной реакцию украинского посольства, которое пыталось отменить показ фильма, что в итоге создавало рекламу картине. При этом украинские дипломаты явно не учли специфику страны, в которой работают. «Французы крайне нервически реагируют на попытки указывать, что им надо делать. Подобного рода действия не могли привести ни к каким иным последствиям, как именно к показу этого фильма», – уверен Шелов-Коведяев.
Что касается критической оценки фильма о стороны Liberation и Le Monde, то Федоров указывает, что оба издания отличаются ярко выраженной русофобией, «и другой реакции от них тяжело было ждать». «Это их политический характер. Это левая пресса, поддерживающая социалистов, и отсюда понятна их реакция», – подчеркнул политолог.
Федор Шелов-Коведяев отмечает, что совсем отказаться от европейской солидарности Франция не может, поэтому очень показателен сам состав изданий. «Liberation – это ультралевая газета, левацкая. А Le Monde, наоборот, считается правоцентристской. Это две газеты совершенно разной направленности», – отметил он.
По его словам, такая реакция вполне объяснима, иначе встал бы вопрос, а чем французское правительство занималось два с половиной года после украинских событий.