9 февраля 1893 г. 123 года назад день рождения стриптиза
Это произошло вечером 9 февраля 1893 года в известном парижском кабаре Мулен Руж. Всю одежду во время танца перед публикой сбросила с себя танцовщица красавица Мона. За непристойное поведение девушку арестовали и оштрафовали на 100 франков, что вызвало протест и беспорядки в столице Франции. С тех пор эту дату принято считать Днем рождения стриптиза. Своеобразным протостриптизом можно считать танец «канкан», появившийся во Франции на полвека раньше. Его начали исполнять в ресторанах, кабаре и прочих увеселительных заведениях. И канкан, и стриптиз десятилетиями считались танцами крайне непристойными, вызывающими и вульгарными. Между исполнительницами и проститутками ставили знак равенства. Первоначально в Америке стриптизом назывался «бурлеск». В наше время стриптиз стал явлением, вполне приемлемым обществом. Более того, эротические танцы стали неотъемлемой частью массовой культуры. Без эпизодов со стриптизом разного уровня исполнения не обходятся многие фильмы. Стриптизёрши, по крайней мере в США, считаются такими же обычными работницами, как, например, медсестра или продавец. Они платят налоги, растят детей. Для многих девушек выступление у шеста – лишь старт в карьере, никак не связанной с демонстрацией тела. Немало из них таким образом подрабатывают для жизни и учёбы. Стриптиз обычно демонстрируют в ночных клубах. Классическим элементом стриптиза является пилон (шест), вокруг которого танцует и раздевается стриптизёрша. Стриптизёрша может сходить со сцены в зал и садиться на колени посетителям. Типичное правило – посетителям запрещено касаться руками стриптизёрши. Местные и центральные власти устанавливают законы, которые определяют, насколько стриптизёрше позволено обнажиться. На данный момент танец на пилоне или pole dance развивается и как самостоятельное направление в спорте.
9 февраля 1895 г. 121 год назад день рождения волейбола
9 февраля 1895 года в городе Холиоке американского штата Массачусетс, в спортзале Ассоциации молодых христиан, руководитель YMCA (Молодежной Христианской Организации) по физподготовке Уильям Морган (1870–1942) придумал новую командную игру в мяч. Морган решил смешать элементы баскетбола, бейсбола и гандбола. Он позаимствовал сетку из тенниса и установил ее на высоте приблизительно 196 см от пола, так, чтобы сетка была выше головы человека среднего по тем временам роста. Суть игры заключалась в том, чтобы перебрасывать мяч над сеткой. Количество участников первое время было не ограничено. Саму же игру окрестили «mintonette». Уже через год после своего возникновения, в 1896 году, игра «минтонет» была представлена общественности на конференции Союза христианской молодежи в Спрингфилде (штат Массачусетс, США). Эта ассоциация впоследствии явилась активным инициатором распространения волейбола. Поскольку основная идея игры заключалась в том, чтобы ударять руками по мячу, заставляя его перелетать через сетку, профессор Альфред Хальстед предложил переименовать «минтонет» в «волейбол», что в переводе означает летающий мяч (английское «volley ball» от «at the volley» – «на лету» и «ball» – «мяч»). В 1897 году специалистами был дан краткий отчет о волейболе и правилах игры, который был включен в официальный справочник атлетической лиги Ассоциации молодых христиан. В 1900 году волейбол вышел за пределы США и начал быстро распространяться в других странах мира, приобретая все большую популярность. В СССР волейбол культивировался с начала 1920-х годов. Официальной датой его рождения в советской стране считается 28 июля 1923 года, когда на Мясницкой улице состоялся матч между командами Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) и Государственного техникума кинематографии — так получилось, что у истоков волейбола в СССР стояли представители творческой интеллигенции. За короткий период эта игра стала массовым развлечением для самого широкого круга людей, а затем превратилась в современный и популярный вид спорта. Большую роль в популяризации волейбола в мире сыграли советские игроки и тренеры. Сегодня волейбол - Олимпийский вид спорта.
9 февраля 1897 г. 119 лет назад проведена первая полная перепись населения Российской империи
Учет населения возник в глубокой древности в связи с налоговой и военной деятельностью государств и задачами их административного устройства. Учет населения на Руси ведется со времен татаро-монгольского ига для обложения данью — первая перепись населения с фискальными целями была проведена в 1245 году. В 15-16 веках велись писцовые книги для учета населения. В 17 веке была введена новая единица налогообложения – хозяйство или двор и учет населения стал называться подворной переписью. С 1718 года велись так называемые ревизии людей числящихся для уплаты подати. Таких ревизий за полтора века проведено было десять, но все они были неточными. Каждая ревизия длилась несколько лет. Многие умершие числились живыми, а рожденные позже были не учтенными. После отмены крепостного права проводились переписи населения в отдельных городах и губерниях. Таких переписей было проведено около 200. Инициатива проведения первой всеобщей переписи населения Российской империи принадлежала выдающемуся русскому ученому П.П. Семенову-Тянь-Шанскому. Перепись началась (28 января) 9 февраля 1897 года. По данным переписи население России в ту пору насчитывало 124,6 миллиона человек. В советское время переписи в стране проводились в 1920, 1923, 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979 и 1989 годах. После распада СССР очередная перепись населения России, запланированная на 1999 год, была отложена из-за финансовой нестабильности после кризиса 1998 года. Она началась лишь 9 октября 2002 года. Очередная перепись населения России, согласно постановлению правительства, прошла в октябре 2010 года (основной тур - с 14 по 25 октября). Цель переписной кампании — сбор сведений о лицах, находящихся на определённую дату на территории Российской Федерации. По ее данным, численность постоянного населения Российской Федерации составила 142,9 млн. человек.
9 февраля 1923 г. 93 года назад в СССР принято постановление «Об организации Совета по гражданской авиации»
С рождением гражданской авиации появилась необходимость технического контроля воздушных линий. Открытие первой воздушной линии для перевозки пассажиров Москва — Нижний Новгород, протяженностью 420 километров, побудило к созданию Всероссийского общества добровольного воздушного флота, названного «Добролет». Так в 1923 году начала свое развитие гражданская авиация России. Технический надзор за воздушными линиями возложили на Главное управление воздушного флота. А 9 февраля 1923 года Советом Труда и Обороны были приняты Постановления «Об организации Совета по гражданской авиации» и «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота». Следующей новой ступенью развития гражданской авиации стала постройка пассажирского самолета Ли-2. Самолет был рассчитан на 24 места. В конце Великой Отечественной войны с созданием двухмоторного самолета Ил-12 развитие отечественного воздушного транспорта шагнуло вперед. С середины 1950-х годов в гражданской авиации появились многоместные реактивные самолеты Ту-104, Ту-114, Ил-18, Ан-10. В 1965 году совершил первый полет самый большой в мире транспортный самолет Антей или Ан-22. В 1968 году вступил в эксплуатацию Ту-154. В настоящее время гражданская авиация России выполняет свыше 30 процентов всех междугородних перевозок на дальние расстояния. Традиционно 9 февраля считается в России Днем рождения гражданской авиации. Напомним, что День Аэрофлота с 1979 по 1988 год отмечался во второе воскресенье февраля. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1988 года «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях» День Аэрофлота и День Воздушного флота СССР были объединены в единый праздник — День Воздушного Флота СССР, а впоследствии — День Воздушного флота России. Этот большой профессиональный праздник отмечается в третье воскресенье августа.
9 февраля 1948 г. 68 лет назад в Токио основан Всемирный центр айкидо Айкикай
Система айкидо – это мощное оружие самозащиты. Создатель системы Уэсибой Морихэем собрал в нее лучшее из традиционного боевого искусства. Элементы айкидо делятся на броски и удержания с болевыми захватами. Используется айкидо при подготовке спецподразделений и полиции. 9 февраля 1948 года в Токио был основан Всемирный центр айкидо Айкикай Хомбу Додзё, в котором занятия ведут лучшие специалисты Японии. Используется традиционная для боевых искусств методика обучения. Получивший высшее образование молодой человек, имеющий не ниже 2-го уровень мастерства, подписывает контракт на обучение и становится стажером. В течение пяти лет стажер обучается искусству айкидо, после чего начинает свою трудовую практику в одном из клубов под наблюдением руководителя клуба. По окончании обучения инструктор при мастерской степени не ниже 6-го дана получает звание Сихана. В 1975 году была основана Международная федерация айкидо. Инициаторами ее создания были европейские организации айкидо. В 1984 году Международная федерация айкидо вступила во Всемирную ассоциацию международных спортивных федераций.
9 февраля 1969 г. 47 лет назад состоялся первый полет самолета Боинг 747
Самолет Боинг 747 (Boeing 747), выпускаемый американской компанией Boeing – первый в мире широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский авиалайнер. Идея разработки лайнера возникла во время бурного роста объёмов авиаперевозок в 1960-х годах. Боинг 707, господствовавший в то время на рынке авиаперевозок США, уже с трудом справлялся с растущим потоком пассажиров. Изначальный проект представлял собой полностью двухпалубный самолёт, однако с такой конфигурацией возникали некоторые трудности, и от схемы отказались в пользу «горба». Boeing дал обещание Pan Am доставить первый самолёт к 1970 году – то есть необходимо было разработать, построить, испытать и сертифицировать самолёт меньше чем за 4 года. И свое обещание выполнил. 9 февраля 1969 года самолет совершил свой первый полет. На момент своего создания Boeing 747 был самым большим, тяжёлым и вместительным пассажирским авиалайнером, оставаясь таковым в течение 35 лет, до появления A380, первый полёт которого состоялся в 2005 году. Boeing 747 имеет двухпалубную компоновку, при этом верхняя палуба значительно уступает по длине нижней. Размеры и своеобразный «горб» верхней палубы сделали Boeing 747 одним из наиболее узнаваемых самолётов в мире, героем десятков кинофильмов и символом гражданской авиации. Существует несколько различных вариантов Boeing 747, большинство из которых могут совершать перелёты большой дальности. Рекордсменом среди 747 является Боинг австралийской авиакомпании Qantas Airways. Он совершил в 1989 году беспосадочный перелёт из Лондона в Сидней, преодолев тем самым 18000 км за 20 часов 9 минут, не имея на борту ни пассажиров, ни груза. Самолет вполне окупил затраты на его создание. Но не так-то проста судьба этого лайнера. Изначально крупные авиакомпании относились к новому самолёту несколько скептически. Этому были причины: топливная неэкономичность, увеличивающая цену билетов, большие габариты, создающие проблемы соответствия инфраструктурам аэропортов. Беспокойства авиаперевозчиков оправдались. Топливный кризис 1970-х годов вызвал стремительный рост цен на нефть и сокращение объёмов авиаперевозок. Авиакомпании столкнулись с проблемой нерентабельности Боинга 747, после чего самолеты начали переоборудовать в грузовые. Число эксплуатируемых самолетов этого типа постепенно сокращается.
Календарь событий