Индира Ганди происходила из зажиточной семьи. Ее дед Мотилал Неру в начале ХХ века был избран лидером демократической партии освобождения, а отец Джавахарлал Неру был премьер-министром Индии. С детства ребенок слушал разговоры о колониализме, об актах протеста, о гражданском неповиновении, воочию встретился с Махатмой Ганди. А когда девочке исполнилось 8 лет, она организовала в Аллахабаде детский союз по развитию домашнего ткачества, члены которого собственноручно изготавливали носовые платки и национальные шапочки – топи. В часы отдыха она выступала перед мальчишками и девчонками с пламенной речью, подражая своим великим «предкам». А когда в доме деда домашние учинили расправу над колонизаторским прошлым, девочка положила в общий костер свою любимую игрушку – заграничную куклу. С тех пор Индира носила только национальное платье и была истинной патриоткой своей страны.
Девочка получила прекрасное образование, позволившее ей поступить в народный университет, созданный известным писателем Рабиндранатом Тагором, где наряду с индийской философией и культурой преподавали также основы европейской традиции. Студенты изучали иностранные языки, мировую историю, национальную и мировую литературу, много времени отводилось на душеспасительные беседы с основателем-патриархом. Большое влияние на формирование взглядов девушки оказал ее отец. Даже будучи арестантом, из тюрем он писал ей письма, в которых читались не только истинные переживания за судьбу народа и страны, но и предлагались конкретные меры политического воздействия.
В 1936-м Индира вынуждена была прервать учебу из-за болезни матери, отец сидел в тюрьме, бабушки и дедушки уже не было в живых. Девушка сопровождает родительницу в Швейцарию на лечение, но туберкулез поразил уже весь организм, и мать вскоре умирает. Индиру поддерживал молодой человек, однофамилец великого Ганди, который принадлежал к другой религиозной общине, презираемой индийской элитой, коей считалась семья Неру. Джавархарлал не одобрял выбор дочери, а мать давно благословила детей. Возвращаться на родину, где ее особо никто не ждал, Индире не хотелось, и она задержалась в Европе. Она поступила в Оксфорд, в университет, где учился ее жених Фероз. А вскоре началась Вторая мировая война. Молодые люди возвращались в Индию через Атлантику и Южную Африку. Высадившись в Кейптауне, где в то время проживало много индейцев, дочь политического лидера нашла своих сторонников. Именно там она выступила со своей пламенной речью. А в Индии ее ожидал не столь радушный прием – Джавахарлал по-прежнему противился против брака дочери. И только вмешательство великого Махатмы Ганди, выступившего в защиту неравного супружеского союза, смягчило сердце отца. Свадьбу провели по древним индийским обычаям, и молодые стали устраивать семейное гнездо. В 1944-м родился первенец, а через два года – второй мальчик.
А Индия переживает бурные времена. В 1947-м в стране была провозглашена независимость. Премьер-министру требовался верный и грамотный помощник, которого он обрел в лице дочери. Теперь Индира сопровождала отца во всех его поездках, поддерживала его в мятежное время. Она была совершенно бесстрашной, могла ринуться в разъяренную вооруженную толпу и одним только взглядом пресечь кровопролитие. О силе ее характера ходили легенды, ее авторитет был велик. Занявшись политической карьерой, Индира мало внимания уделяла семье. А когда в 1960-м умер ее муж, она вдруг поняла, какого человека она потеряла.
После смерти отца в 1964-м она на время уступила пост премьер-министра Шастри, пожилому стороннику Неру, предугадав, что династическое продолжение вряд ли ей сразу принесет популярность. Через два года она стала главой Индии.
В наследство ей досталась бедная страна, раздираемая внутренними конфликтами. Необходимы были шаги, способствующие укреплению независимости. Встав у руля, Индира Ганди провела ряд важных преобразований.
«Истинный путь жизни – это путь Истины, Ненасилия и Любви».
«История – самый лучший учитель, у которого самые плохие ученики».
«Мученическая кончина не конец, а только начало».
«Мой отец был государственным мужем. Я всего лишь женщина-политик. Мой отец был святым. Я нет».
«Я не думаю, что мужчины освобождены в большей степени, чем женщины».
«Нельзя пожать друг другу руки со сжатыми кулаками».
«Я похожа на птицу в слишком маленькой клетке: куда бы ни направилась, крылья мои бьются о прутья… Мир – жестокое место для избранных, особенно для тех, кто умеет чувствовать».
«Мой дед однажды сказал мне, что люди делятся на тех, кто работает, и тех, кто ставит себе в заслугу результаты этой работы. Он советовал мне попасть в первую группу – там конкуренция меньше».