24 января 1606 г. 410 лет назад официально объявлено о переносе столицы Испании из Вальядолида в Мадрид
24 января 1606 года Мадрид второй раз за свою историю становится столицей Испании – король Филипп III Благочестивый (1578–1621) объявляет о переносе столицы из Вальядолида в Мадрид. Это было сделано якобы в связи с тем, что туманы реки Писуэрги, на которой стоит Вальядолид, неблагоприятно сказывались на состоянии здоровья короля. Уже к началу апреля переезд двора, который на самом деле был вызван результатом придворных интриг, завершился. Любопытно, что всего пятью годами ранее король, тяжело переносивший «суровые» мадридские зимы, задумал переместить двор в Вальядолид. В 1606 году Мадрид уже во второй раз стал столицей Испании. В первый раз столица была перенесена в 1561 году из Толедо Филиппом II. Историки считают, что если бы блистательному Толедо было куда разрастаться, он никогда бы не уступил Мадриду пальму первенства. А может быть, все дело в том, что Филиппу II захотелось создать новый символ, вокруг которого могла бы объединиться страна. После восстаний «комунерос», сильно потрясших государство, Толедо, бывший центром этого движения, для подобных целей не подходил. После второго переноса столицы империи и государства в Мадрид, город развивался просто стремительно. К 1625 году его население возросло в пять раз и составило 100 тысяч человек. Отметим, что в истории Испании столица переносилась из Мадрида еще один раз. Это произошло в 1936 году, когда главным городом была объявлена Валенсия. Спустя три года, в 1939 году, столицей снова стал Мадрид.
24 января 1848 г. 168 лет назад началась Калифорнийская «золотая лихорадка»
Калифорнийская золотая лихорадка – неорганизованная массовая добыча золота в Калифорнии в 1848–1855 годах. Началась золотая лихорадка 24 января 1848 года неподалёку от лесопилки Саттера близ городка Колома. Джеймс В.Маршалл, работавший на Джона Саттера, обнаружил кусочки золота в водяном колесе на реке Американ-Ривер. Он отнёс находку Саттеру, и вдвоём они тщательно проверили металл, подтвердив догадку о том, что это было золото. Саттер был весьма обеспокоен и хотел, чтобы эта информация оставалась в тайне, поскольку боялся, что его сельскохозяйственный бизнес пострадает в случае начала массовых поисков золота. Тем не менее, новость об обнаружении золота стремительно распространилась, и вскоре около 300 тысяч человек прибыли в Калифорнию из других штатов США и из-за рубежа. Последствия золотой лихорадки были многочисленными. Всего за несколько лет Сан-Франциско вырос из небольшого городка в крупное поселение, в Калифорнии были построены дороги, школы и церкви. Была создана система законов, а в 1850 году Калифорния официально стала штатом США, который теперь часто называют «Золотой штат». Резко выросла и развивалась отрасль сельского хозяйства. Однако, у золотой лихорадки в Калифорнии выделяют и ряд негативных последствий, среди которых вытеснение индейцев с их традиционных земель и нанесение вреда окружающей среде.
24 января 1931 г. 85 лет назад основан цыганский театр «Ромэн»
В 18-19 веках в Москве и Санкт-Петербурге существовали цыганские хоры, состоящие из русских цыган. В конце 19 века руководителем цыганского хора Николаем Ивановичем Шишкиным была создана цыганская театральная труппа. Труппа впервые появилась на сцене в оперетте «Цыганские песни в лицах» в 1886 году, вместе с основной труппой театра «Аркадия». Оперетта продержалась в репертуаре театра несколько лет. Затем были постановки «Цыганского барона» Штрауса, оперетта «Дети лесов» на цыганском языке, «Цыганская жизнь»... Цыганское искусство было востребовано. В 1920-е годы по СССР гастролировали цыганские ансамбли песни и пляски. 24 января 1931 года в Москве был основан старейший и на сегодня самый известный в мире цыганский театр «Ромэн». Его основатели А.Луначарский, А.Германо, Г.Лебедев, И.Ром-Лебедев и другие задумали его как театр-студию «Индо-ромен» при Главискусстве Наркомпроса РСФСР. Художественным руководителем театра до 1936 года был М.Гольдблат. Первые публичные спектакли призывали цыган на оседлость и ведение трудовой жизни. Профессиональным «Ромэн» считается с декабря 1931 года. Связь с МХАТом помогла артистам из табора привить основы русского психологического театра. Отечественные и зарубежные произведения нашли место в его репертуаре. Появились русскоязычные спектакли, которые расширили зрительскую аудиторию. За время существования в театре работали известные широкой публике актеры и режиссеры. Отмечался уровень образованности актеров, многие из которых имеют за плечами ГИТИС или диплом специально созданной в 1978 году студии при Московском музыкальном училище им. Гнесиных. Вручением ордена Дружбы народов в 1981 году были отмечены заслуги театра. Среди известных актеров театра — Николай Сличенко, который является сегодня его руководителем.
24 января 1935 г. 81 год назад в продаже появилось первое баночное пиво
Технология консервирования пива существовала до 1935 года, но она была в экспериментальной стадии. Некоторые свидетельства проводимых экспериментов относятся еще к концу 1910-х годов, но именно в это время в США был введен закон о полном запрете на производство, продажу, транспортировку и потребление всех спиртных напитков. Он действовал в Штатах с 1919 года по 5 декабря 1933 года. Запрещение пива не давало возможности легально заниматься вопросами его упаковки. Как только запрет был снят, "American Can Company" возобновила усилия по продвижению среди пивоваров идеи упаковки их продукта в банки. Первой откликнувшейся компанией была средних размеров пивоварня в Ньюарке, штат Нью-Джерси – "Gottfried Kreuger Brewing Company". Пробная партия была запущена в 1933 году в количестве 2000 единиц, не предназначенных для продажи. На этикетке было написано "Krueger’s Special Beer". Позже дизайн и название изменили в пользу "Krueger’s Finest Beer" и "Krueger Finest Beer". Первая тестовая продажа была назначена в Ричмонде (Виргиния). 24 января 1935 года два брэнда "Krueger’s Finest Beer" и "Krueger’s Cream Ale" начали успешно продаваться. После того, как американская компания "Krueger Brewing Co" выпустила первую партию баночного пива под названием "Сливочный эль Крюгера" в городе Ричмонде, перспективность новой тары ни у кого не вызывала сомнений. Новшество настолько пришлось по вкусу населению, что уже через полгода сбыт пива в металлических банках в пять с половиной раз превзошел обычные продажи. Пиво пили все, спрос все возрастал. Через год на новые технологии упаковки пива перешли еще двадцать три завода США. Поначалу банка открывалась как обычная консервная. Затем был придуман специальный нож (как современная открывашка), которым можно было проколоть дырку в крышке. Инструкция располагалась прямо на банке – прочитал, открыл и выпил. Сами банки изготавливались из стали. Пиво в них быстро портилось и открыть такую банку было не просто. После Второй мировой войны банки стали длиннее, металл более тонким и другого состава. Такая форма была названа Keglined. Алюминий для изготовления банок первыми стали использовать гавайцы в 1958 году. А когда пивоваренная компания "Pittsburgh Briwing Co" совместно с упаковочной фирмой "Alcon" предложили любителям эля попробовать пиво в алюминиевых банках с клапанным открыванием – это вызвало настоящий фурор. Сегодня баночное пиво представляет серьезную конкуренцию пиву, разлитому в стеклянные и пластиковые бутылки.
24 января 2003 г. 13 лет назад создан Национальный филармонический оркестр России
С целью поддержания оркестрового исполнительства и развития его лучших традиций в мировых масштабах 24 января 2003 года по поручению Президента России В.В. Путина Министерством культуры РФ был издан приказ о создании Национального филармонического оркестра России (НФОР). Художественным руководителем оркестра был назначен Владимир Спиваков – дирижер и скрипач, известный во всем мире. В состав были собраны лучшие оркестровые музыканты Москвы и Санкт-Петербурга. Оркестр дебютировал на концерте, посвященном памяти Евгения Светланова 26 сентября 2003 года в Московском Доме музыки. Несмотря на короткий срок существования, на счету НФОР выступления с Джесси Норман, Пласидо Доминго, Дмитрием Хворостовским, Марией Гулегиной и многими другими представителями мировой музыкальной элиты. Гастроли российского оркестра проходят не только в Москве и регионах страны, а также в странах СНГ и США. Делает честь коллективу и ежегодное участие в Международном музыкальном фестивале Владимира Спивакова во французском Кольмаре. Записи выступлений оркестра выпущены на нескольких компакт-дисках.
Календарь событий