Это распространившееся заблуждение восходит к более широкому пониманию современности, тому типу религиозности, который подразумевает нечто магически получаемое: действительно, зачем идти в церковь на службу, вдруг очередь придется за святой водой стоять? Зачем Богу молиться? Зачем стараться понять, в чем смысл праздника Крещения, зачем дать себе труд задуматься, какой смысл освящения святой воды, когда можно просто включить кран в ванной и набрать ведро воды, и считать, что она святая.
Но верующие заключенные в советских лагерях рассказывали, как брали из рек и озер воду 19 января, воспринимая ее святой, и она действительно имела свойства святой (например, не портилась). Думаю, что здесь вопрос в отношении веры и доверия человека к Богу. Если мы находимся далеко от храма (в путешествии, в заключении и прочее), то мы можем зачерпнуть этой воды и благоговейно испить ее. Благодать и милость Божия будут нам дарованы. Но если воду зачерпнет в этот день человек равнодушный к вере или атеист, то навряд ли, что Бог благословит для него эту воду.
- Люди не православные, например, мусульмане, могут пить и пользоваться Крещенской водой? Должны ли они обязательно читать православную молитву при этом?
— Несмотря на то, что крещенская вода — это великая святыня, называемая Агиасмой, представители других религий могут её использовать. Но — богобоязненно, благоговейно и с верой. Перед её употреблением читать православную молитву (людям неправославной веры) не обязательно. Можно, и даже нужно, мысленно обратиться к Богу своими словами, попросить здравия души и телу.
- Чем отличается Крещенская вода от любой другой святой воды? Крещение1
— Достоинство Крещенской воды несомненно выше. Крещенская (богоявленская) вода еще называется великой Агиасмой, в отличие от святой воды, освященной малым водоосвящением, которое может совершаться в любой день года.
И Великая агиасма является одной из главных святынь Православной Церкви. Само слово «Агиасма» означает «святыня», а отношение к этой святыне выражено в чрезвычайно красивом и торжественном чине освящения воды в праздник Богоявления. Если вы послушаете основную молитву из этого чина, то почувствуете, насколько торжественно возносится восхваляющее благодарение и обращение в ней к Богу. Эта молитва очень схожа с анафорой — центральной евхаристической молитвой Божественной литургии.
Из молитв требника видно, что Крещенская вода имеет благодать той самой иорданской воды, в которой крестился Господь и которая, освященная Им, имела и имеет силу очищать, исцелять и освящать душу и тело, наши жилища, отгонять «наветы видимых и невидимых врагов», и быть используемой на «всякую пользу изрядную».
В древности Крещенскую воду употребляли в случаях, когда, по тем или иным причинам, христианин лишался возможности причащения Святых Христовых Таин — Тела и Крови Спасителя. Это случалось главным образом при несении епитимьи и отлучении на какой-то срок от Причастия. Чтобы не лишить человека освящения и благословения, благодатной защиты и помощи, Церковь имела и имеет это средство. В настоящее время практика и традиция Церкви позволяют православным употреблять Крещенскую воду ежедневно при условии телесной чистоты и неизменно натощак. В одном из древних требников указано, что Богоявленскую воду пьют даже до принятия антидора, соответственно и просфоры. Крещенскую воду пьют, ею мажутся и окропляются.
Относительно чудесных свойств Крещенской воды можно сказать, что они были отмечены еще святителем Иоанном Златоустом. Вода, освященная в праздник Богоявления, не портится на протяжении нескольких лет и обладает свежестью, вкусом и видом только что набранной из источника. Но это бывает при благоговейном хранении и использовании, в местах, где сохраняются мир и благочестие. Нередки случаи, когда при недолжном отношении Крещенская вода портилась — благодать от нее отходила и вступали в силу естественные физические законы.
Любая другая святая вода также является святыней, но не в такой степени. И ею нельзя пренебрегать. Она также содержит в себе благодать Божию и благодать святого подвижника, святого источника или иконы Божий Матери, от которой освящена. При этом, святую воду, освященную малым чином можно употреблять в любое время, разве, что с благоговением и верой, и молитвой. А Крещенскую воду надо употреблять со страхом Божиим, натощак и маленькими порциями, как лекарство. То есть Крещенская вода используется как духовное оружие.
- Можно ли Крещенской водой окроплять жилище, вещи, еду и животных?
— В молитвослове есть молитва для мирян на освящение простых вещей. Освящать одежду, предметы быта можно и хорошо, окропляя их Крещенской водой, но освящение вещей, предназначенных для использования в богослужении, икон — дело священников по данной им благодати и совершается в храме Божием.
Повседневная еда освящается молитвой перед ее вкушением через Крестное знамение, а не кроплением святой водой. Но бывают ситуации и случаи, когда покропить пищу Крещенской водой хорошо и даже необходимо, но это делается, скорее, как очищение.
Есть вполне благочестивая традиция рисования крестов и окропления святой водой жилья, относящаяся к Крещенскому сочельнику. Кресты в прежние века рисовали не мелом, а выжигали свечкой, наносили копотью свечи. В современных жилищах далеко не все готовы пойти на такой шаг по отношению к своему недвижимому имуществу, но «могий вместити, да вместит». В любом случае можно порекомендовать держаться второй и не менее значимой части этого обычая и окропить весь дом, как и говорит Типикон, Крещенской водой. В этот день кропят «даже и под ноги» — там, где мы ходим, так что не смущайтесь, когда вода оказывается и на полу.
- Можно ли набрать воду в Крещение из водоема или крана и пользоваться ею, как святой, в течение года?
— В период гонений верующие так иногда поступали. Но делали это, имея искреннюю веру, а никак не леность и нерадение. Но стоит ли делать это нам сейчас, когда открыто столько храмов и в них во время торжественного водоосвящения соединяются молитвы верующих и вся Церковь прославляет Являшегося Бога? В этом проявляется единство христиан, единство Церкви. Это намного важнее, чем просто получить Крещенскую воду и быть ее обладателем. Ведь мы призваны к этому единству и в этом наша конечная цель. Конечно, бывают случаи, когда человек не в силах прийти в храм или не имеет такой возможности. Тогда — да, он может с верой налить воды, и пользоваться ею, и освящаться. Но дерзновение и дерзость — вещи разные. Если есть возможность кого-то из близких попросить принести Крещенскую воду из храма, лучше это сделать.
- В который день брать святую воду, 18 или 19 января?
Надо помнить, что вода, освященная 18 января, ни чем не отличается от воды, освященной 19 января: по Уставу в Крещенский сочельник также полагается освящать воду чином Великого освящения, хотя это еще предпразднество Богоявления. Вода, освященная в Крещенский сочельник и в сам день Крещения Господня, является освященной Крещенской водой.
Поэтому нет разницы, когда Вы возьмете воду — 18 или 19 января, и та и другая вода является Крещенской.
То, что освящают воду два раза, получилось исторически: первый раз — накануне Крещения в храме, в Крещенский сочельник, потому что уже совершается Литургия. А второй раз — по обычаю — в основном, наверное, русскому — шли освящать «живую» воду — источники, озера, реки, рубили во льду проруби, украшали их, возводили чуть ли не часовни из льда.
Здесь исчисление не астрономическое, в Церкви все достаточно просто.
В народе бытует мнение, что вода становится священной с 00.00 ночи. Но это не так. Освятили в храме воду — с этой минуты она становится святой.
- Мы всегда стараемся набрать как можно больше святой воды, чтобы пить её не разбавляя. Но часто слышим упреки в свой адрес. Правда ли, что можно Крещенскую воду разбавлять. И, добавив несколько капель Крещенской — вся вода освящается, то есть становится Крещенской? Неужели она сохранит те же свойства?
Правда то, что: «Капля море освящает». И, добавляя каплю освященной воды в ёмкость, освящается этим действием вся вода в ней. Неразумно набирать Крещенскую воду канистрами. Неразумно и маловерно. Получается, что вы верите магическим свойствам воды, а не в ту Божию благодать, заключающуюся в любой святыне. И если сами мы душой нечистые, злые по натуре и неверующие, мы не можем усвоить благодать, заключающуюся в любой святыне. Вопрос не в воде, а в сердце человеческом — насколько оно способно принять святыню, которую Бог даром дает всем.
Святая вода отличается от не святой тем, что над ней молились, ее благословляли, она прошла через чин посвящения Богу.
Поэтому, возможностью доливать воду нужно пользоваться в тех случаях, когда объективно нам нужна святая вода, а ее под рукой нет, есть только чуть-чуть «старой». Но вообще стремиться периодически брать в храме (например, в дни праздника Крещения) новоосвященную воду.
- Где взять, как хранить и использовать Крещенскую воду?
— Воду нужно брать в храме — после службы или на том источнике, где ее освятили, например река. Чтобы набрать Крещенской воды необходимо специально заготовить емкости, которые из года в год на праздник Крещения наполняются священной водой. Лучше всего набирать в баки или стеклянные банки. Но чаще всего набирают в пластиковые бутылки. ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ, которое, увы, многие не соблюдают — ТАРА ДОЛЖНА БЫТЬ ЧИСТОЙ! Даже, если вы взяли бутылку из под лимонада — ополосните её. Это великое неуважение — набирать такую Святыню в грязную посуду!
Хранить Крещенскую воду нужно как Великую святыню! А не в гаражах, на полу, или в подвале, чтобы не мешала. Храните ее дома с благоговением, лучше всего, возле икон. И не просто храните, а употребляйте для телесного и духовного здоровья, в болезнях.
Но использовать принесенную из храма освященную на чине Великого освящения Крещенскую воду, конечно, не следует для мытья, купания и стирки, а с благоговением и молитвой употреблять, пить, окроплять жилище, причем, использовать благоговейно не только неделю после праздника, но и в течение всего года.
- Как использовать водопроводную воду в Праздник Крещения?
— Никаких ограничений на использование водопроводной воды в Крещение (Богоявление) Церковь не устанавливает. Так как эта вода обновленная, но не святая и не Агиасма.
- В день Крещения Господня окунувшись в ледяную купель или облившись водой можно ли считать себя крещенным и носить крестик?
— Нет, такое поверие является опасным суеверием! Крещение — это Таинство, и совершать его может только священник. Необходимо прийти в храм, чтобы священник совершил над вами Таинство Крещения.
- Правда ли то, что если некрещеный человек придет в церковь 19 января и отстоит всю службу, то после этого он может считать себя крещеным и может носить крестик и ходить в церковь? И вообще, может ли некрещеный человек ходить в церковь?
— Некрещеный человек ходить в церковь может, но участвовать в церковных Таинствах (исповеди, Причастия, соборования, венчания и других, употреблять просфоры) ему нельзя. Для того, чтобы стать крещеным необходимо, чтобы над человеком было совершено Таинство Крещения, а не присутствие на богослужении в праздник Крещения Господня. Подойдите после богослужения к священнику и скажите ему, что хотите принять Крещение. Для этого необходима Ваша вера в Господа нашего Иисуса Христа, желание жить по Его заповедям, а также некоторые знания о Православном вероучении и Православной Церкви. Священник сможет ответить на Ваши вопросы и помочь подготовиться к Таинству Крещения.
- Когда я ее купаю своего маленького ребенка , то в воду добавляю святую воду. А можно эту воду потом сливать или нет?
— При купании дочки святую воду в ванну добавлять не надо: ведь святая вода может выливаться только в особое, не попираемое ногами, место. Нельзя, чтобы святая вода попала в сток! Лучше давайте дочке святую воду пить, а также регулярно причащайте ее Святых Христовых Таин.
- Если святая вода испортилась, можно её просто вылить?
— В таком случае ее следует вылить в какое-то непопираемое ногами место, скажем, в проточную реку или в лесу под дерево, и сосуд, в котором она хранилась, больше не пускать в бытовое употребление. А если Крещенская вода, оставшаяся с прошлого года, допускает обычное употребление, т.е. сохранилась нормально, то ее и следует употреблять, как обычно — с благоговением и с молитвой пить утром натощак, при экстренной нужде — и в любое время дня. Если с водой что-то случилось, можно вылить ее в цветок. Прикасаться к сосуду со святой водой женщине в дни месячного очищения можно, а принимать ее внутрь, кроме случаев смертной опасности, не следует.
- Почему случается, что даже святая вода пропадает?
— Такое происходит, когда святую воду хранят и употребляют неблагоговейно и без веры. Вода очень реагирует на ругань, скандалы. Также она может испортиться, если пить из общей емкости (горлышка бутылки, из банки).
- Можно ли выбросить стеклянную бутылку, в которой хранилась святая вода, в мусорный бак? Если нет, то, что с ней делать?
— В этой бутылке лучше и в дальнейшем хранить Святую воду, но если это не получается, тогда ее нужно высушить, а потом сжечь или закопать в месте, не попираемом ногами. Пластиковые бутылки лучше сжигать.
- Можно ли давать святую воду животным? если нет, то почему? Ведь они тоже твари Божьи.
— В чем необходимость подачи святыни животному? На основании буквального толкования слов Господа: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф.7, 6), давать святыню животным не следует. В то же время в церковной практике известны случаи, когда во время мора животных они окроплялись и поились святой водой. Основания для подобного дерзновения, как видите, должны быть действительно крайне серьезными.
- Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским?
— В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное — это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, глас Бога Отца с небес: «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день — это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение Крещенской водой (которое, отнюдь, не заменяет Таинства Причастия).
Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ.
К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам — праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне — благословением урожая яблок.
Кроме того, купание в ледяной воде зимой многим неполезно и опасно для здоровья. А Церковь не несет ничего губительного. Разумеется, надо помнить, что это омовение не очищает, как некоторые думают, автоматически от всех грехов, в том числе, не извиняет участия в святочных гаданиях, о которых люди подчас помнят лучше, чем об истинном смысле зимних праздников. Иными словами, погружение в прорубь ни в коем случае не заменяет исповедь.
Омовение в крещенской воде, погружение в холодные воды, в Иордань в день Крещения свидетельствует о вере человека в несомненную силу благодати Божией, которая сохранит его и в тридцатиградусный мороз где-нибудь в Енисее или Оби от всяческих недугов, и купание послужит во здравие души и тела. Стоит также сказать, что, если православный человек имеет намерение последовать обычаю окунуться в Иордань, следует взять на это благословение у священника.
Замечено такое уникальное явление — на Крещение, какие бы морозы ни стояли, люди, отстоявшие в очереди за Крещенской водой и искупавшиеся в проруби, в этот день не заболевают. А для некоторых купания в Крещенской проруби становятся искушением — если из-за гордыни, в пьяном состоянии, с какими-нибудь недуховными целями окунемся в прорубь, нанесем себе вред.
- Можно ли окатиться святой водой, если меня сглазила цыганка?
— Святая вода — это не вода для купания, а вера в сглаз — это суеверие. Её можно пить, ей можно окропиться, окропить дом, вещи. Если будете жить по заповедям Божиим, часто посещать храм для исповеди и Причастия, молиться и соблюдать установленные Церковью посты, то Сам Господь будет хранить Вас от всего дурного.
- Может ли благодать Божья уходить из святой воды и освященных предметов из-за наших грехов или это невозможно?
— Все зависит от того, как человек относится к святой воде и освященным предметам, с благоговением ли он хранит полученную святыню. Если да, то нет повода для волнения, благодать, полученная при освящении, пойдет человеку на пользу духовную и телесную. А чтобы Господь хранил от всякого зла, надо жить по заповедям Божиим.
- Можно ли давать крещенскую воду нецерковным людям, у которых не будет к ней подобающего отношения? Поможет ли она им, если они пьют ее в болезни или просто всякий день по утрам? Как лучше им объяснить, что Крещенская вода — это святыня и что относиться к ней необходимо подобающим образом?
— О неподобающем отношении уже говорилось выше. Ведь Бог попираем не бывает, в таких случаях отходит Его благодать, освящающая человека, исцеляющая и являющаяся источником жизни, а значит, здоровья душевного и телесного. Но если наши близкие пьют Крещенскую воду с верой, то, несомненно, им это поможет. Только помощь эта будет им на пользу, о которой знает Господь лучше нас. Исцелится человек или нет — это решение Божие, а от нас требуются вера и преданность Его воле.
Важно объяснить нашим близким, что Крещенская вода, да и другие святыни церковные, не являются лекарством сами по себе. Врачует Бог, и механически, без веры в Церкви ничего не происходит.
- Можно ли смешивать святую воду от разных источников (например от иконы Божией Матери Всецарица, Крещенскую, из источника прп. Серафима Саровского, от св. Пантелеимона и так далее)?
— Нет. Нельзя. Причем, никакую святую воду, ни Крещенскую, ни какую-либо другую.
- Может ли простой человек освятить воду самостоятельно, прочитав над ней молитвы.
— Нет. Это может только священник. Иначе это не освящение воды, а наговор или заговаривание воды, а это уже осуждается Церковью.
http://sykcentr-okrug.ru/крещенская-вод … ия-в-вопр/