13 января 1830 г. 186 лет назад вышел первый номер «Литературной газеты»
«Литературная газета» — старейшее Российское периодическое издание, общественно-политический еженедельник. Ее первый номер вышел (1) 13 января 1830 года в Петербурге. Газета была организована кружком литераторов при активном участии П.А. Вяземского и А.С. Пушкина. Издавалась в Петербурге, сначала выходила под редакцией Дельвига один раз в пять дней. Газета пользовалась большой популярностью среди читателей, на ее страницах публиковались крупные и выдающиеся писатели России, а также переводы из произведений зарубежных авторов, таких как В.Скотт, Э.Гофман, Л.Тик, В.Гюго. Полемические статьи «Литературной газеты» вызвали пристальный интерес жандармерии. И ее первый редактор был выгнан за цитирование стихотворения К.Делавиня, посвященного открытию памятника жертвам июльской революции. Угрожали Сибирью и всему кругу авторов газеты. Из-за этого потрясения заболел и скончался Дельвиг. Его преемник О.М. Сомов заполнял страницы газеты произведениями благонадежных авторов. Интерес к газете упал, и 30 июня 1831 года издание ее прекратилось. Возобновила свое существование «Литературная газета» в 1840 году, выпускаясь до 1849 года. Публиковались в ней Гоголь, Боратынский, Белинский, Кольцов, Некрасов. Потом 22 апреля 1929 года издание «Литературной газеты» было снова возобновлено. С тех пор газета выпускается регулярно. Приобретя новый облик, газета остается значительным явлением общественной жизни, одним из самых авторитетных и влиятельных изданий.
13 января 1858 г. 158 лет назад поступила в обращение первая российская почтовая марка
Предшественниками российских марок считаются конверты городской почты Санкт-Петербурга, поступившие в обращение в 1845 году. Они назывались «штемпельные куверты», имели круглый штемпель, отмечавший уплату почтового сбора, и были первыми знаками почтовой оплаты в России. Петербургские конверты использовались также в Москве, Варшаве и Казани. В 1848 году появились конверты для иногородней почты. В декабре 1857 года Почтовый департамент Российской империи издал циркуляр «О введении почтовых марок для всеобщего пользования». Первая российская почтовая марка поступила в обращение под Новый год, к (1) 13 января 1858 года. Она была маленькая - всего 2 х 2,7 сантиметра, ничем не примечательная, коричневого цвета с синим овальным центром, без зубцов. Внутри синего овала помещался герб Российской империи белого цвета. Мелкие надписи, опоясывающие овал сообщали, что почтовая марка имеет ценность 10 копеек за лот (лот – это старинная русская мера веса равная примерно 12,8 грамма). Такая же надпись только более крупными буквами была у нижнего края марки. На письмо приходилось клеить по несколько марок. Поэтому буквально через 10 дней в обращение поступили 20– и 30-копеечные марки. За 1858 год было продано Петербургским почтамтом 1 390 632, а Московским 1 241 149 марок. В дальнейшем марки несли на себе гораздо больше информации и стали любимым предметом коллекционеров.
13 января 1872 г. 144 года назад в России начала работу служба погоды
Наблюдения за погодой можно встретить у многих древних авторов. Летописи, исторические свидетельства, саги, легенды помогают восстанавливать климат прошлого. Метеорологические наблюдения являлись и являются наиболее важным звеном гидрометеорологической службы всех стран. 10 апреля 1722 по указу Петра I в Санкт-Петербурге начались систематические наблюдения за погодой. В 1724 году была образована первая в России метеорологическая станция, а с декабря 1725 года при Академии наук стали проводиться наблюдения при помощи барометра и термометра. В России в середине 19 века насчитывалось 50 метеорологических станций, а к концу века это была уже лучшая сеть в мире. В 1856 году был организован телеграфный сбор данных. Но официальной датой начала работы службы погоды в России следует считать (1) 13 января 1872 года. В этот день в Главной Геофизической Обсерватории Санкт-Петербурга (ныне – ГГО им. А.И. Воейкова), основанной в 1849 году, начался регулярный выпуск ежедневных бюллетеней погоды. Первый «Ежедневный метеорологический бюллетень» вышел с полученными по телеграфу сообщениями 26 русских и двух зарубежных станций слежения. С развитием наблюдательной сети и методов передачи информации развивалась и служба погоды. С 1930 года была создана сеть аэрологических станций, и началось составление первых высотных карт. С 1960 года в составлении прогнозов погоды стали использовать спутниковую информацию. На помощь синоптикам пришли метеорологические локаторы и численные методы прогноза погоды с использованием ЭВМ.
13 января 1874 г. 142 года назад в России принят Устав о воинской повинности
13 января 1874 года Александр II утвердил «Устав о воинской повинности» и специальный манифест о нем. Вместо существующих со времен Петра I рекрутских наборов в России была введена всеобщая воинская повинность, по которой к военной службе привлекалось мужское население страны по достижении 21 года. Лица, освобождаемые от военной службы по различным льготам (свыше 50 % призывников), зачислялись в ополчение на случай объявления войны. Устав о воинской повинности 1874 года определил общий срок военной службы 15 лет (на флоте 10), из них действительная военная служба 6 лет (на флоте 7), в запасе 9 лет (на флоте 3 года). Устав предусматривал льготы по образованию, отсрочки по семейному положению и другие. Освобождению от службы подлежали единственные сыновья у родителей, единственные кормильцы в семье при малолетних братьях и сестрах. От военной службы полностью освобождались духовенство, врачи и преподаватели. Пехота и пешая артиллерия комплектовались по территориальному принципу. Для гвардии, кавалерии, флота существовал экстерриториальный принцип комплектования. В военное время все войска пополнялись призывниками и отпускниками (резервистами) так, чтобы 75 % комплектования проводилось уроженцами внутренних губерний, т.е. русскими людьми, и только четвертая часть пополнялась жителями пограничных областей. Для исполнения воинской повинности в каждой российской губернии создавались "губернские по воинской повинности присутствия", которые подчинялись Управлению по делам воинской повинности Главного штаба Военного министерства Российской империи. Этот Устав о воинской повинности с изменениями и дополнениями действовал на территории России до января 1918 года.
13 января 1940 г. 76 лет назад завершился героический дрейф в льдах Арктики ледокола «Георгий Седов»
Ледокольный пароход «Георгий Седов» назван в честь русского полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова. В 1937 году научная экспедиция на «Георгии Седове» занималась исследовательскими работами в Карском море и в море Лаптевых в районе Ново-Сибирских островов. 22 июля корабль был в Карском море. Выполнив здесь план работ, экспедиция на «Георгии Седове» прошла в море Лаптевых, чтобы провести интенсивные гидрографические работы в районе Ново-Сибирских островов. Программа исследований была почти закончена, когда пароход послали на помощь судам каравана, застрявшим в тяжёлых льдах юго-западной части моря Лаптевых. Здесь собралось несколько ледокольных пароходов, но их усилия были тщетны: наступала ранняя зима и пробитые ледоколами каналы быстро затягивались молодым льдом; закрыт был путь и на запад, через пролив Вилькицкого. Легендарный дрейф фактически начался 23 октября 1937 года у западного побережья острова Бельковского – здесь оказались затерты льдами три ледокольных парохода: «Садко», «Малыгин» и «Седов». Моряки стойко держались 812 дней. В августе следующего года ледоколу «Ермак» удалось вывести два первых, а «Седов», у которого было повреждено рулевое управление, остался дрейфовать с командой из 15 человек во главе с Константином Сергеевичем Бадигиным. Корабль прошел со льдами путь в 6100 км, пока в Гренландском море, к северо-западу от Шпицбергена, не был освобожден 13 января 1940 года ледоколом «Иосиф Сталин». Все 15 членов экипажа были удостоены звания Героев Советского Союза.
13 января 1953 г. 63 года назад в советских газетах вышло сообщение о раскрытии «заговора кремлевских врачей» (так называемое «дело врачей»)
Дело врачей» – громкое уголовное дело в истории СССР против группы видных советских медиков, обвиняемых в заговоре и убийстве ряда советских лидеров. Эта антиеврейская акция, предпринятая властями в 1952 – начале 1953 годов, вошла в историю как одна из многочисленных провокаций диктаторского режима И.В. Сталина. 13 января 1953 года в газете «Правда» и других центральных советских газетах вышло сообщение ТАСС о «раскрытии заговора и аресте группы кремлевских врачей-вредителей» под заголовком «Подлые шпионы и убийцы под маской профессоров-врачей». В нем утверждалось, что советские органы безопасности раскрыли террористическую деятельность группы врачей, ставивших своей целью «путем вредительского лечения сократить жизнь активным деятелям Советского Союза». В сообщении говорилось, что по этому делу арестовано девять человек – профессора М.С. Вовси, М.Б. Коган, Б.Б. Коган, А.И. Фельдман, Я.Г. Этингер, А.М. Гринштейн, В.Н. Виноградов, П.И. Егоров, Г.И. Майоров, и что документальные данные, заключения медицинских экспертов и признания арестованных полностью подтвердили их вину. Арестованным врачам инкриминировалось, что они ставили ложные диагнозы, неправильным лечением губили пациентов. В частности, один из пунктов обвинения – отравление А.А. Жданова и А.С. Щербакова и попытка «вывести из строя» крупных советских военачальников – маршалов А.М. Василевского, И.С. Конева, Л.А. Говорова и др. В статье также делался упор на сионистский характер дела. Главным пунктом обвинения было утверждение, что «большинство участников террористической группы были куплены американской разведкой», в частности – завербованы международной еврейской буржуазно-националистической организацией «Джойнт», созданной для ведения террористической и иной подрывной деятельности в ряде стран, в том числе и Советском Союзе. Активные «оперативно-следственные мероприятия» по «делу врачей» начались еще в 1952 году и велись органами МГБ под руководством подполковника М.Д. Рюмина. По Москве прокатилась волна арестов медиков, имевших отношение к «кремлевской» медицине. Тогда же руководство МГБ официально сформулировало групповое «дело врачей», включив в общее производство материалы следствия по 37 арестованным. Большинство обвиняемых были евреями. Сталин требовал максимальной разработки версии о сионистском характере заговора и о связях заговорщиков с иностранной разведкой. В октябре 1952 года он дал указания применять к арестованным врачам пытки.А после выхода публикации о раскрытии заговора и аресте врачей в СССР начался новый этап антиеврейской кампании. «Дело врачей» вызвало преследования родственников и сослуживцев арестованных, а также волну антисемитских настроений по всей стране. Шельмование евреев стало открытым и обрело общесоюзный характер – советскую прессу захлестнула волна фельетонов, посвященных разоблачению темных дел лиц с еврейскими именами; начались массовые увольнения евреев с работы, прежде всего из медицинских учреждений.
Но в марте 1953 года (после смерти Сталина) подготовка к судебному процессу по «делу врачей» закончилась. Инициативу взял на себя Берия, который, став первым заместителем председателя Совета Министров СССР и министром внутренних дел, уже 13 марта приказал специально созданной следственной группе пересмотреть «дело врачей», которое было объявлено фальсификацией, а обвиняемые оправданы, двое из них скончались в ходе следствия (М.Б. Коган и Я.Г. Этингер). Все арестованные были освобождены 3 апреля, потом восстановлены на работе и полностью реабилитированы, как и члены их семей. 4 апреля было официально объявлено, что признания обвиняемых были получены при помощи «недопустимых методов следствия». Всю вину за организацию дела власти приписали Рюмину. К тому времени уже уволенный из органов госбезопасности, он был немедленно арестован, а впоследствии, по официальным сообщениям, расстрелян. «Дело врачей» завершило самую большую антиеврейскую кампанию последних лет сталинского режима. Никакие сведения или материалы о данном деле в дальнейшем в СССР не публиковались.
Календарь событий