Как воспитать девочку не жертву и не нарцистическую принцессу. И хорошо ли быть Золушкой. Сказкотерапия.
Однажды в Египте на пляже я слышала разговор мамы с дочерью. Мать ругала 14летнюю девушку за то, что она не смотрела за своим трехлетним братцем, пока мама плавала. С братом, к слову, ничего не случилось и гуси-лебеди его не похитили. Но самоуважение у этой девочки похитили давно. Мать кричала на нее, распаляясь все больше и больше:
- Я всю жизнь работаю и все для тебя! А ты за братом посмотреть 20 минут не можешь!
- Мама, не надо, люди вокруг!
- Ты даже прощения не попросила! Тебе даже не стыдно!
- Мам, не надо, пожалуйста! - тихо просит дочь, умоляюще глядя, заливаясь краской, а вокруг так много любопытных отдыхающих.
- Вся моя жизнь ради вас, ради детей! И вот как ты мне платишь! Да ты понимаешь, что с ним могло случиться!
- Мам, ну ничего же не случилось, я смотрела за ним!
- Я думала, ты прощения попросишь, нахалка!!! - кричит мать, лезвием ладони звонко отпечатывая свою злость на ее изумленном лице.
-Я тттебе дома покажу!!! - многообещающе добавляет мама. Девушка закрывает лицо руками, ей так стыдно за мать, за свое унижение на глазах у всех! Эта девочка похожа на прекрасный весенний цветок - нежный и беззащитный, с большими испуганными глазами затравленной лани. Мать уже сформиравала у нее комплекс жертвы. С такой самооценкой как она будет жить? Работать скорее всего на нелюбимой работе, ибо внутри уже сформировано ощущение, что хорошего она недостойна. За кого она выйдет замуж? Если осознает проблему - хорошо. Обычно же такие девочки выходят замуж за алкоголиков или за арабов-торгашей, которые наговорили им столько прекрасных слов, сколько они за всю свою жизнь от родителей не слышали.
Рядом с жертвой всегда будет тиран - в виде друга, унижающего на глазах у всех, в виде учителя в школе или в виде мужа.
Во время семинара по сказкотерапии женщина с удивительно красивыми, изящными чертами лица, глубоким и грустным взглядом, задала вопрос: " Как воспитать девочку без чувства жертвы и без нарцистичности? Меня и мою сестру в детстве не хвалили, ругали часто, мне и сестре в жизни было непросто. Она вышла замуж за очень умного человека, но он страдал алкоголизмом и постоянно ее унижал. Чтобы ее дочь не была жертвой, она часто хвалила ее, говорила, что она избранная, а когда вырастет все ее будут носить на руках. Но, когда она выросла, она стала ждать, что ее будут носить, а никто не носит. Она очень страдает, все время ждет своего принца и не находит. Я понимаю теперь, что сестра во многом была не права, перехвалила ее. А что надо было делать?"
Сказки очень мудро отвечают на эти вопросы. Можно вспомнить "Золушку", которая в конце сказки становится женой принца. В начале сказки она - жертва. Мачеха и сестры заставляют ее выполнять всю работу по дому, а награды за это она никакой не получает, живет либо на чердаке, либо у очага, в золе. Напомню символику дома(дом-космос и человек тождественны): крыша - голова человека и мир небесный, сруб - тело человека и четыре стороны света, подпол - ноги человека и мир загробный. Очаг или печь - это сердце. Место Золушки у очага - сердца или на чердаке - это мир небесный, связь с мудростью. Качества Золушки - терпение, трудолюбие, доброта, любовь. Несмотря на то, что ее унижают, она не окружает себя обидами на злую судьбу, пославшую мачеху с сестрами. Всю работу она делает с чувством радости, она любит жизнь, любит труд, любит судьбу. И все же она не смиряется полностью со своим положением - она тоже хочет на бал, тоже мечтает о принце. И вот эта радость и любовь, с которыми она живет и трудится - рождают в ней же самой волшебницу-фею, дарующую туфельки, карету и платье. Эта сказка говорит о том, как даже находясь в ситуации, где человек становится жертвой, не чувствовать себя жертвой и какие мысли и эмоции освобождают от состояния жертвы и награждают. Это благодарность за все, это чувство радости, чувство любви. Женщина говорила дочери, что она избранная - и это правда! Каждый человек избранный! Все дети приходят со своим уникальным предназначением и для родителей важно открыть - в чем оно и развить таланты ребенка. Чтобы девочку, когда она вырастет и станет девушкой, любили и хотели быть рядом, нужно следовать стезями Золушки, по ее ступеням. Девочек нужно хвалить за очень многое, подчеркивая маленькие достижения, которые есть у всех девочек каждый день - сама собрала портфель, аккуратно застелила постель, собрала прекрасный букет цветов, чтобы порадовать себя и родителей, сделала себе красивую прическу, убрала со стола и т.д. Нужно хвалить за стремление к познанию - если она зовет вас, чтобы полюбоваться вместе первыми ландышами или заметила в озере плавунцов и спрашивает, указывая на водяных пиявок - что это? Радоваться вместе этим открытиям, даже если не очень хочется отрываться от своих дел и мыслей, если она кричит: "Мам, смотри какая жаба!" Порадоваться этой неуклюжей пупырчатой сказочной лесной принцессе. Хвалить, а не ругать за любопытство - это природа ребенка. Если мы вместе с нашими детьми радуемся маленьким и большим открытиям каждый день, а вечером делимся перед сном - что же нового принес нам этот день, дети будут любить открывать этот мир. А любящему этот мир никогда не бывает скучно. С таким человеком всегда интересно, вокруг него царит атмосфера радости и предвкушения сказочных событий. Нужно хвалить за прочитанные книги, желание посетить музеи и выставки. Нужно хвалить за желание помочь другим. Научить слушать других людей - своих друзей, родственников, учителей, научить понимать их и их поступки. Хвалить за любовь к себе. А для этого сформировать правильное понимание, что такое любовь к себе. Девочка похожа на прекрасный цветок, у которого множество разноцветных лепестков: нежности, доброты, любви, красоты, терпения, мудрости, трудолюбия, воли, любознательности, справедливости, смелости. И можно у нее самой спросить - какие это лепестки, а потом спросить - нужно ли о них заботиться? Да, их нужно ежедневно поливать - знаниями, заботой, радостью и т.д. А что будет, если лепестки не поливать? Дети сами отвечают: "Тогда этот лепесток, о котором перестали заботиться - завянет!" Эти лепестки и есть ступени Золушки на пути становления принцессой и королевой. Если девочка привыкла с радостью открывать этот мир, если она любит познавать, умеет слушать собеседника, внимательна к себе и к людям, смело идет к поставленной цели, умеет мечтать и осуществлять свои мечты, - разве не будет она зажигать мир вокруг своим присутствием? Конечно, да! И вокруг нее обязательно будут друзья, любимые, единомышленники. Нужно научить ее мечтать, ставить перед собой цели, умению достигать их, осуществлять свои мечты и радоваться маленьким и большим открытиям каждого дня.
Если же постоянно хвалить девочку и баловать, говорить, что она избранная и как ее потом на руках будут носить - значит формировать у нее ожидания от мира и зависимость своего счастья от ожидания. А если она не получит ожидаемого - может случиться трагедия. Нужно формировать ощущение внутреннего счастья, которое не зависит от людей и обстоятельств. Счастье от достижения маленьких поставленных целей, которые в итоге вырастают в большие. Счастье от открытий каждого дня. Если вы идете или едете с ребенком в школу - замейчайте то, чего раньше не замечали. Так, каждое утро дорога в школу превратится в увлекательное приключение. Лужа в пятнах пыльцы или морозные узоры,сочиняем с ребенком:
- Это похоже на эбру!
- Это похоже на зебру!
- На дракона, на слона!
- На геккона и клона геккона!
- На полет домового с наклоном!
- И на смайлик с к куском пирога!
И крошечные цветы, опавшие на вашу машину с цветущих каштанов, протягивают выгнутые усики-тычинки, будто дразнят высунутым языком, семена клена порхают зелеными бабочками, разлетаясь в разные стороны с лобового стекла, кружась и падая на нос и руки, а снежинки, тая, выписывают причудливые дорожки на стекле, дождь длинными пальцами исполняет свою лучшую мелодию на всех инструментах Земли - крышах, кронах, дорогах, зонтах. Если мы сами в сером дожде видим не унылость, а шепот музыки обновляющейся жизни, мы передаем это мгновение открытий своим детям. Птицы на проводах сегодня сели парами и трещат без умолку, наверное нас обсуждают? Заборы, вывески, витрины, люди - все может стать темой для обсуждения и возможностью новых радостных открытий! Наблюдаем, как люди спешат каждый на свою работу - свой созидательный труд - и это может стать темой обсуждения. Наблюдаемкак руки множества людей взмахивают в такт шагам, создавая ритм, слушая, на что похож звук ритмичных шагов, шум улицы - шум прибоя, музыка, джаз? Можно делиться - какие звуки каждый слышит и повторять их, создавая на ходу ритмическое музыкальное произведение. Даже если хмурое небо и холодно, ваше общение, совместные утренние открытия и творчество подарят каждому радость и заряд вдохновения на целый день.
У ребенка же возникает ежедневная привычка открывать этот мир с радостью!
А обсуждения перед сном всех событий дня, всего, что радовало и огорчало - формирует доверие между родителями и детьми.
Хрустальные туфельки Золушки. Почему именно по туфельке принц находит свою невесту? Он не помнит ее в лицо? И доверяет больше туфельке? Правда абсурд, если понимать буквально? Туфли, как и любая обувь носятся на ногах, ноги символ нашего пути, соответственно и туфельки тоже символ пути. Сначала у Золушки деревянные башмаки - это тяжелый путь преображения. А потом появляются легкие, прозрачные, хрустальные - это чистый путь, благородный и прекрасный. Но этим путем прошла именно она, трудясь и любя свою жизнь, поэтому эта туфелька впору только ногам, спешащим по дороге чистоты и преображения к храму мудрости. Вспоминаются слова Люси Монтгомери: "И где она пройдет, там расцветут цветы, суровым линиям, начертанным судьбою, легко придаст изгибы красоты!"
В жизни может быть все - и радостное, и грустное, взлеты и падения, удачи и поражения и если мы, женщины, умеем преображать мрак хаоса в полотно творчества, любви и вдохновения, мир внутри нас и вокруг становится восхитительной, бесконечно разворачивающейся вселенной!
https://snob.ru/profile/30157/blog/104440
Теги: дети, родители, воспитание, педагогика