Если смотреть строго хронологически, шестеренки конституционного процесса, ни шатко ни валко шедшего на Украине больше года, внезапно завертелись с удвоенной скоростью после визита Байдена и последовавших вслед за ним событий. Со стороны складывалось впечатление, будто Киев получил от неких «высших сил» волшебный пинок под известное место.
Как известно, проект изменений в украинскую Конституцию в части децентрализации входил в пакет минских соглашений, и после «второго Минска» его принятие было прямо закреплено в качестве обязательства Украины. Вместе с другим обязательством — согласовывать этот процесс с ДНР и ЛНР.
В итоге, киевские хитрецы все перерешали на марше и по своему: конституционные изменения написали, создав для этого целую конституционную комиссию при Порошенко, однако согласовать их с республиками «забыли». Хотя Донецк с Луганском подсуетились довольно быстро, отправив в украинскую столицу свои наработки по этому вопросу, которые так и сгинули под сукном в киевских высоких кабинетах.
А потом было всем известное 31 августа прошлого года, когда с мордобоем и стрельбой тягнибоковцев по нацгвардейцам Рада приняла порошенковские конституционные поправки в первом чтении. На чем сердце временно успокоилось и был взят тайм-аут для «работы в поле». То бишь, для убалтывания спецами из администрации президента несговорчивых патриотов, дабы те нажали на заветную кнопку «за» уже во втором чтении. Где, как известно, требуется уже не 226, а 300 +1 депутатский голос. Которых не было тогда, и нет их и сегодня.
Хотя, как говорят знающие политологи, работа «орлами Ложкина и Кононенко» была проведена серьезная, и количество колеблющихся ныне сведено всего до двух десятков. Без которых, впрочем, весь карточный домик рассыпается, и конституционная «карета» превращается в «тыкву». Ставя в глупое положение и Меркель с Олландом, как вписавшихся в минский процесс гарантов, так и Госдеп в лице Нуланд, также впрягшейся в убалтывание Порошенко выполнять Минск-2 любой ценой и в кратчайшие сроки.
Но, даже если заветные голоса и найдут и под хор проклятий патриотических «ястребов» Мегазрада станет свершившимся фактом, все это все равно будет игрой в одни ворота. Ибо, как уже сказано выше, конституционное самоудовлетворение киевских политиков не может считаться выполнением буквы минских соглашений. В которых четко указано: «по согласованию с представителями отдельных районов».
А раз так, то и выполнением Минска-2 вся эта профанация станет только и исключительно в глазах Запада. Кому-то (как Меркель с Олландом) это даст шикарный повод спрыгнуть с темы, заявив, что «украинский вопрос» благополучно решен и закрыт. И заняться более насущными проблемами. Беженцами, например. А кому-то, как США, то, что гипотетически может произойти 2 февраля, станет поводом для усиления давления на Россию. Мол, Киев свое слово сдержал, а теперь — ваша очередь. В смысле — граница.
Понятно, что и Москва и республики заинтересованы в том, чтобы поломать этот хитровылепленный сценарий. Ведь, если следовать букве Минска-2, то, если что и стоит принимать 2 февраля, так это настоящие, согласованные с Донецком и Луганском поправки к Конституции. И не во втором, а в первом чтении.
То есть, начинать всю процедуру повторно и, на этот раз, без дураков.