Отказ от российского газа — «реверсная ловушка» для Киева
17.01.2016 - 12:13
Пожалуй, с начала кризиса вокруг украинских событий не проходило и месяца без того, чтобы власти «незалежной» с невероятной «помпой» не сообщали о своем отказе от закупок российского газа.
Не стал исключением и январь: несколько дней назад премьер Яценюк в очередной раз заявил об отказе покупать российское топливо. Дескать, оно будет стоить, даже с учетом скидки, 212 долларов за тысячу кубометров, а европейцы предлагают Киеву тот же объем всего по 200.
Собственно, больше всего поведение украинского топ-чиновника напоминает таковое у хрестоматийной лисы из басни Эзопа: «Лиса и виноград». В описанном великим греческим баснописцем сюжете, хитрое животное долго и безуспешно пыталось добраться до вожделенного винограда, но когда поняло, что продолжение попыток бессмысленно, то заявило: «Этот виноград все равно кислый — не очень то и хотелось».
Вот так и Украина не «хочет» покупать российский газ, якобы, потому что он «кислый» — пардон, «слишком дорогой». А на самом деле, просто потому, что «голубое топливо» Газпром ей и так не продает с конца ноября, потому как закончились предоплаченные за него деньги. И новых, судя по всему, у «великой европейской державы» просто нет, чем недавно вскользь сообщил министр энергетики России Александр Новак.
Впрочем, российский министр, видимо, щадя бывших «братьев», сообщил только часть правды о «подоплеке» их нежелания покупать топливо у Газпрома. Остальное озвучили украинские же эксперты — из тех, кто не находится «на содержании» у официальных украинских властей и других «дочерних» структур американского посольства в Киеве. Так, сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич, выступая на пресс-конференции в Киеве, прямо заявил:
«Дело в том, что в сравнении с прошлым годом „Нефтегаз“ не волен в том, где покупать газ. Что сейчас получилось? Был получен кредит от ЕБРР, еще в прошлом году условно деньги поступили. Второй обещан от Международной финансовой корпорации. Совокупно порядка 500 миллионов долларов. Но есть условие: покупать газ только по реверсу. Поэтому даже если бы иной поставщик („Газпром“ или еще кто) предложил газ дешевле, то купить его будет просто невозможно или не за что»
***
Что ж, по большому счету, Дмитрий Марунич не выдал никакой «страшной государственной тайны», информация, кроме желания «европейских партнеров» Украины относительно «целевых кредитов» на покупку газа, была доступна и раньше. Денег у «второй Франции» после «революции гидности» не стало от слова совсем, все валютные поступления зависели исключительно от траншей МВФ и куцей «милостыни» Евросоюза, соответственно, и любые мало—мальски значимые траты тоже контролировались зарубежными «менеджерами» в «ручном режиме».Разумеется, не стали исключением и ассигнования на закупку газа. Осенью Киеву таки удалось выклянчить у европейцев кредит на эти цели — под угрозой опустошить подземные газохранилища, запасы которых должны были компенсировать резкое увеличение потребления российского «голубого топлива» европейцами в случае холодной зимы.
Но, оказывается, условием выдачи «газовых кредитов» старушкой-Европой стало и требование покупать искомый продукт исключительно у нее по так называемому «реверсу». То есть, тот же российский газ, но якобы поставляемый «обходным путем» — уже из восточноевропейских стран через западную границу Украины.
Естественно, ни о каком реальном отказе от «российской газовой зависимости» речь не шла. Закон сохранения массы и энергии никто не отменял, и для того, чтобы газ мог качаться из, скажем, Словакии на Украину, он в Словакии для начала откуда-то должен был бы взяться. И уж, конечно, брался такой «словацкий» газ из все тех же российских поставок в Европу.
Сложно сказать, откуда вышеупомянутый премьер Яценюк взял основания для тезиса о «дешевизне» реверсного газа по сравнению с прямыми российскими поставками. Доселе ситуация выглядела с точностью наоборот. Скажем, в декабре «европейский» газ обходился Украине в 250 долларов за тысячу кубов в сравнении с российскими 222 долларами по условию «зимнего пакета», о чем сообщил последний глава украинского правительства при Януковиче Сергей Арбузов. Еще раньше соответствующие цифры составляли 272 и 240 долларов за тысячу кубометров.
***
Собственно, «европейская наценка» на «реверсный» газ выглядела вполне обоснованной. Действительно, в конечную стоимость продукта обязательно входит цена транзита: работа насосных станций, «амортизация» трубопроводов, оплата персонала. Так что «голубое топливо» из Сибири, оцениваемое на восточной границе Украины, и оно же, но прошедшее по «трубе» еще тысячи километров, просто не может стоить одинаково.Хотя, разумеется, чисто практически, купленный европейцами российский газ действительно мог бы иметь равную стоимость с тем, что продавался на Украину напрямую, при условии «виртуального реверса». То есть, когда тысячи кубов проходили бы через всю «незалежную» в Словакию, а потом обратно — чисто теоретически, а на самом деле, сразу закачиваясь в подземные украинские газохранилища. Кто там потом разберет, где в этих гигантских «цистернах» топливо, купленное для европейских нужд, а где — для украинских?
Только доселе «лучшие друзья украинцев» из ЕС отчего-то предпочитали не заниматься такой благотворительностью и выколачивали из Киева полную стоимость реверсного газа, как если бы он действительно, в нарушение всех законов логики и элементарной логистики, циркулировал туда-обратно через западную границу Украины. Которой, соответственно, деваться было некуда, денежки-то на покупку топлива все равно давали ей все те же европейцы.
Вообще, сильно осуждать последних за такую схему как-то даже и не поднимается рука. Ну да, формально это все напоминает банальный «откат»: возврат одной из сторон части затраченных денег.
В данном случае — за кредит Киеву на покупку газа. Все равно ведь у Брюсселя нет особой уверенности возврата этих средств: «великая европейская держава» последние два года живет по принципу «кому должен — всем прощаю». Так что стремление возвратить себе хотя бы часть отданных в руки безнадежного должника денег вполне логично. Хоть и сильно попахивает элементарной коррупцией.
Ведь, как ни крути, но суммы, собираемые с европейских налогоплательщиков, помимо доли законного продавца, Газпрома, тратятся на реально не оказываемые транзитные услуги украинских и европейских газотрейдеров, получающих «деньги из воздуха». И, по логике вещей, этими деньгами предприимчивые газовщики делятся с кем-то повыше — в коридорах власти и Украины, и Европы.
***
Но самое неприятное: в конечном счете отдуваться за всю это газовую «ловкость рук» придется украинцам. Ведь, кто бы реально ни финансировал их бюджет, но разницу в стоимости более дорогого псевдореверсного газа и цене, по которой он продается населению, все равно приходится дотировать из бюджетных же расходов, уменьшая и так ставшие микроскопическими расходы на образование, медицину, прочие социальные статьи.И, наконец, не стоит забывать, что инспирированный европейцами из чисто «шкурных» соображений отказ Киева от прямых поставок из России грозит «незалежной» колоссальными потерями в будущем. Ведь коренным условием газового контракта, заключенного правительством Тимошенко с Москвой еще в 2009 году, являлся принцип «бери или плати». То есть, Украина ежегодно обязывалась закупать у Газпрома минимум 40 миллиардов кубометров газа или, в случае отказа от продукта, все равно перечислять за него обусловленные суммы.
Конечно, реально весь закупаемый «незалежной» объем «голубого топлива», даже якобы «реверсный» — все равно российского происхождения. Но юридически-то, газ, закупаемый «по документам» у евротрейдеров, уже является европейским! Стало быть, условие «бери или плати» не выполняется, а «газовый счетчик» накручивает Киеву с каждым месяцем колоссальные суммы штрафа, актуализировать которые может в любой момент решение Стокгольмского арбитража, куда уже подан иск Газпрома на этот счет.
Но, понятно, что рассчитывать на здравомыслие якобы суверенной власти якобы независимой Украины сегодня не приходится. В «стране 404» ныне и реальная власть, и реальное распоряжение бюджетными деньгами находится в руках людей, живущих очень далеко от все сильнее погружающейся в пучину кризиса страны.
Юрий Сергеев