С нанотехнологиями сложнее. Они же «нано»… То есть мелкие донельзя. Но раз уж наши нанотехнологии снова оказались в центре скандала, то все-таки надо попробовать разглядеть. А вдруг?
Разглядеть, что творится в наномире, хочется многим. В том числе и российской Счетной палате. СП РФ начала проверку деятельности ОАО «Роснано» по использованию средств, привлеченных под государственные гарантии РФ в 2010-2015 годах. Проверка началась в декабре и идет меньше месяца, но ревизоры особо тщательно проверят компанию не только из-за недавних заявлений главы «Роснано» Анатолия Чубайса, но и в связи с прошлыми уголовными делами, которые были возбуждены после проверки СП в 2013 году.
Нет особых сомнений, что после проверки бюджет на «Роснано» будет сокращен, и госкомпании всё же придется придерживаться экономии в современной ситуации, так как «много денег» у «Роснано» не от их основной деятельности, а от переоценки валютных активов.
В 2013 году Счетная палата уже проводила проверку «Роснано», тогда аудитор СП Сергей Агапцов выявил серьезные нарушения в деятельности госкомпании, которые вылились в уголовные дела на топ-менеджеров организации. Однако все документы по этим делам огласке не подлежали и содержатся под грифами «ДСП» или «секретно».
Но некоторая часть деяний «Роснано» все-таки получила огласку. И, к сожалению, хвалиться там особо нечем.
Гибкая электронная книга «Plastic Logic» стала, пожалуй, самым раскрученным проектом «Роснано». Еще в 2011 году глава «Роснано» Анатолий Чубайс представил на тот момент премьеру Владимиру Путину этот экспериментальный гаджет и пообещал, что вскоре он заменит весь комплект учебников для школьников.
Но не прошло и года, как проект был закрыт из-за «отсутствия экономической целесообразности», что вызвало в блогосфере бурю насмешек в адрес менеджмента «Роснано»: злые языки утверждали, что технология была устаревший уже в момент демонстрации нового гаджета.
Однако, согласно данным Счетной палаты, менеджеры «Роснано» оказались вовсе не такими профанами в технологиях, которыми хотели казаться. Более того, судя по произведенным манипуляциям с бюджетными деньгами, выпуск новых гаджетов реально и не планировался.
Изначально предполагалось, что «Роснано» закупит технологию производства гибких дисплеев и в Зеленограде запустит их производство тиражом свыше 2 млн. экземпляров в год. Однако вместо обычного договора купли-продажи или организации совместного предприятия была проведена совершенно иная схема.
Осенью 2010 года «Роснано» покупает за 7,1 млрд. рублей 44% акций ирландской «Plastic Logic Holding». Затем средства почти сразу же переводятся в «Plastic Logic Luxemburg». Тем временем в России учреждается ЗАО «Пластик Лоджик», которое под поручительство «Роснано» берет кредиты в банках на 5,7 млрд. рублей и… тут же выдает их в качестве займа компании «Plastic Logic Luxemburg» под льготные проценты до 2020 года. На эти кредитные деньги «Plastic Logic Luxemburg» покупает акции своего кредитора — российского ЗАО «Пластик Лоджик».
Круг замкнулся.
Таким образом, в результате схемы никакой (даже устаревшей) технологии закуплено не было, завод в Зеленограде так и не построен, зато на счетах зарубежной «Plastic Logic Luxemburg» осело (с учетом сложной системы взаимозачетов) более 5 млрд. рублей, а на счетах российского ЗАО, которое напрямую даже и не принадлежит «Роснано», осталось к 2013 году всего лишь 620 млн. рублей — к такому выводу пришли аудиторы СП.
Далее в «Роснано» решили создать международный инвестиционный фонд для финансирования многообещающих и перспективных разработок.
К созданию международного фонда в «Роснано» подошли серьезно. Предполагалось, что российский международный фонд будет вкладывать деньги в другие международные фонды, которые будут вкладываться в нанотехнологии.
Для этого в Люксембурге был зарегистрирован «Fonds Rusnano Capital» штатной численностью три человека (все — менеджеры «Роснано»). Чтобы управлять такой сложной структурой, в Швейцарии была создана управляющая компания «Rusnanо Capital» A.G. штатной численностью пять человек (включая и самого Анатолия Чубайса), а также заключен договор на консультационные услуги с компанией Axioma Management, которой за услуги было заплачено $1,3 млн.
Управление было несложным: всего фонду было выделено $440 млн., из которых 70% ушли на депозиты в банки или покупку зарубежных «голубых фишек». А 30% было вложено в два зарубежных фонда, один из которых находился в процессе ликвидации.
Вот, кстати, и ответ на вопрос, откуда у «Руснано» валютные активы. Все очень просто.
При этом многие члены наблюдательного совета «Роснано» были категорически против самой идеи создания фонда. Как отмечали аудиторы Счетной палаты, один из членов набсовета направил отрицательное заключение на этот проект, отметив, что в нем не было полноценного обоснования необходимости создания такой структуры.
Это чистый вывод денег за рубеж. Фактически все 13,5 млрд. рублей, которые направлены в фонды, либо потеряны для нас, либо не принесли никакой отдачи. При явном попустительстве наблюдательного совета «Роснано».
Еще одним проектом, который был одобрен «Роснано» вопреки мнению своего же научно-технического совета, стал «Лиотех», заявленный как «крупнейший в мире завод по производству литий-ионных аккумуляторов высокой емкости». Согласно проекту, это должно было совместное предприятие «Роснано» и китайского производителя аккумуляторных батарей «Thunder Sky».
Стоимость проекта составила 13,5 млрд. рублей. При этом деньги вносило только «Роснано», а партнер должен был внести свою интеллектуальную собственность — технологию производства.
Эксперты были категорически против: одни указывали, что производство этих батарей не является нанотехнологией, другие — что потребителем продукции внутри страны может быть только армия, и поэтому участие в нем иностранного партнера является «угрозой национальной безопасности».
А официальный оценщик «Эрнст энд Янг оценка» на основании проведенного анализа рынка заявил, что в ближайшие 10 лет только Китай может быть единственным рынком сбыта для этой продукции. Так что строить завод в России было не слишком логично.
Но завод все-таки был построен. Однако, несмотря на то, что свой взнос «Роснано» сделало, ее китайский партнер интеллектуальную собственность так и не внес, и продукция завода стала фактически контрафактной. Сейчас предприятие работает себе в убыток, продавая тем же китайцам свою продукцию в два раза дешевле себестоимости.
Добавлю, что «Тандеры» — очень известные производители аккумуляторов. Все, кто пользуется радиостанциями китайского производства «Баофенг», знакомы с этой продукцией. Но мало кто знает, что 80% аккумуляторов уходит в армию Китая, и вывозу в другие страны не подлежит. Сам был непосредственным участником такого случая, что заказанный рации завернула назад китайская таможня, заставив заменить «военные» аккумуляторы повышенной емкости на обычные.
И это не единственный такой проект.
Стоит отметить, что с момента создания в 2007 году «Роснано» получило прибыль лишь один раз, в 2014 году — 8 млрд. рублей, и то только из-за девальвации рубля.
За 2012 год был отмечен убыток в 24 млрд. рублей, а расходы «Роснано» за 2007-2012 годы превысили 196 млрд. рублей при общем объеме финансирования за этот период 259 млрд. рублей. Из них 47 млрд. рублей были «инвестированы» в западные компании. За 2013 год убыток составил 39,9 млрд. рублей.
Согласно отчетности по РСБУ, чистый убыток «Роснано» за первое полугодие 2015 года уменьшился на 23%, составив 2,521 млрд. рублей против 3,274 млрд. рублей год назад. Выручка за шесть месяцев 2015 года составила 3,6 млрд. рублей, что в 1,8 раза больше прошлогоднего результата в 1,929 млрд. рублей. Но это, сами понимаете, вызвано исключительно обвалом курса рубля.
Осенью этого года правительство выдало «Роснано» госгарантий на 70 млрд. рублей. С 2016 по 2020 год госкомпания может получить более 50 млрд. рублей субсидий в рамках господдержки наноиндустрии. Вопрос, куда пойдут эти деньги, тоже пока открыт.
Что еще вызывает неподдельный интерес, так это структура «Роснано». Если зайти на официальный сайт, то там, в разделе, посвященном структуре компании (http://www.rusnano.com/about/subsidiary/rusnano-usa), можно увидеть следующее.
Филиал в США.
RUSNANO USA, Inc. — дочерняя компания ОАО РОСНАНО, учрежденная в декабре 2010 года для представления интересов группы РОСНАНО на территории США и Канады, а также для содействия продвижению российской нанотехнологической продукции на мировые рынки.
С этой целью RUSNANO USA, Inc. организует взаимодействие с американскими фондами венчурных и прямых инвестиций, высокотехнологичными компаниями, университетами и центрами трансфера технологий, заинтересованными в реализации совместных проектов с РОСНАНО. RUSNANO USA, Inc. проводит road-show, встречи, переговоры, а также маркетинговые исследования и другие мероприятия, направленные на поиск и привлечение новых проектов в сфере нанотехнологий.
Кроме того, контрагентами RUSNANO USA, Inc. могут стать проектные компании РОСНАНО, которые заинтересованы в продвижении своей продукции на американские рынки, ищут в США и Канаде партнеров или объекты для слияний и поглощений.
Офис RUSNANO USA, Inc. расположен в центре Кремниевой долины (штат Калифорния, США), недалеко от Стэндфордского университета. Компания, совместно с представительствами Фонда «Сколково» и РВК, также открывших свои офисы в Кремниевой долине, планирует участие в проектах по выводу высокотехнологичной продукции российских компаний на зарубежные рынки, в создании международной системы трансфера технологий, в поиске и подготовке квалифицированных специалистов для проектных компаний и научных центров, а также в разработке и реализации инфраструктурных проектов с зарубежным участием.
Интересно, правда? Вывод каких «высокотехнологичных продуктов» планируется осуществлять? Контрафактных китайских аккумуляторов или «российских смартфонов»? Наверное, все-таки единственное, чем могут менеджеры из «Роснано» заинтересовать своих «американских партнеров», так это выводом на американский рынок российских рублей, конвертированных в доллары. Не более того.
Для этого, конечно, офис в «Кремниевой долине» просто необходим.
А есть еще филиал и в Израиле…
Фактически ни один проект, в который вложила средства госкомпания «Роснано», еще не «выстрелил», и ее прибыль — не результат работы топ-менеджмента, а результат санкций и падения рубля. Тем не менее, в «Роснано» полагают, что кризис их не касается вообще и откровенно шикуют за счет государства.
Вероятно, здесь первоочередную роль играет непотопляемый авианосец «А. Чубайс». Феномен Анатолия Борисовича — это вообще трудно понимаемая вещь. Сколько «пользы» принес сей государственный деятель своей стране (надо бы только уточнить, какая страна является его страной), недооценить невозможно. Но должен же быть хоть какой-то закономерный итог?
Да, когда с огромной помпой открывалось Сколково, много было саркастических комментариев. На деле же все обернулось куда хуже. Сколково и «Роснано» под чутким руководством Чубайса превратилось в насос, выкачивающий деньги из бюджета на благо… Ну, мы знаем и так, на чье благо.
О том, как грабить народ России, А.Б. Чубайс мог бы написать не одну книгу. И, раз больше ничего он не умеет, то думать, что он изменит своему делу, просто глупо. Но не так же открыто?
Русский народ очень терпелив. Он может терпеть и повышение цен, и падение рубля, и все спецэффекты, связанные с рублем, санкциями, нефтью, газом. Но, как показывает историческая практика, терпение иногда заканчивается выплеском. Так не проще ли нашим властям реально подумать над тем, что надо сделать в этой ситуации? Пока не поздно.
Момент «точки кипения» может настать когда угодно. И тогда уже микроскопы всему населению не раздашь. Зачем микроскопы? А как еще можно будет попробовать разглядеть ту прибыль, которые приносит государству (то есть нам) государственная корпорация А. Чубайса?