- Владимир Вольфович, что стало с экономикой РФ после длительного воздействия санкций США, к чему-то Российская экономика уже адаптировалась? Разрушились ли, благодаря санкциям какие-то секторы экономики? Год назад, в интервью каналу Россия 24, вы говорили о том, что Россия способна на практически 100% импортозамещение, за минувший год, многое сделано в этой области. Появились новые возможности производства?
- Санкции нам только помогли. Это отличный стимул для того, чтобы перестать зависеть от иностранных кредитов и продукции, особенно с Запада, а также сделать собственную экономику более развитой. И есть наглядные примеры, как мы успешно это делаем. Так в 2015 году мы экспортировала сельскохозяйственной продукции на большую сумму, чем вооружений. Продажа продуктов за границу нам принесла треть от доходов с продажи газа. Это огромный успех.
Но предстоит еще многое сделать. Так мы должны максимально облегчить работу нашему малому бизнесу, который может стать двигателем экономики. Мы призываем людей открывать свое дело: выращивать фрукты и овощи, держать животных за городом и продавать свои продукты на рынках или в ларьках. Это ускорит импортозамещение, удержит цены. А от чиновников требуется только не мешать. Именно с таким лозунгом мы идем на выборы 2016 года — «Не мешайте работать!».
- Как вы относитесь к действиям РФ в Сирии? Что будет дальше?
- Без эффективной наземной операции уверенная победа над «Исламским государством» (запрещено в РФ) вряд ли возможна. Но кому ее проводить? В США рассчитывали, что такую операцию на себя может взять Турция, но Анкара продемонстрировала свою неадекватность, когда сбила российский бомбардировщик, и такой план, по всей видимости, было решено отложить. Так что единственной силой, которая де факто воюет на земле с боевиками остается армия Сирии. Поэтому, я полагаю, в Вашингтоне сейчас и смягчили свою позицию по поводу сохранения режима Башара Асада. Там поняли, что его свержение было бы не только незаконно, но и контрпродуктивно. Без его армии вся Сирия окажется в руках террористов, а остатки правительственных войск примкнут к ним.
Будет тоже самое, что в 2003-2004 годах стало с армией Саддама Хуссейна.
При этом Россия является единственным государством, оказывающем эффективным военную поддержку властям Сирии в войне с ИГ. Поэтому в 2016 году мы будем приходить к общему знаменателю, как уничтожить ИГ. Все решится в Москве и Вашингтоне.
- Как быть с Турцией? Разрывать ли российско-турецкие отношения?
- Отношения разрывать не нужно. Все же мы не виним в произошедшем простой народ Турции. Во всем виновата правящая верхушка, мечтающая о создании великого Турана. Но наши санкции приведут их в чувство. Это очень мощный инструмент давления.
Анкара в одночасье лишились рынка сбытов своей продукции, их фирмы остались без заказов, их курорты без миллионов туристов, а также они рискуют лишиться ряда долголетних контрактов. Все это приведет к тому, что в стране могут начаться волнения. Там и так молодежь бунтует из-за навязываемой Эрдоганом так называемой «мягкой исламизации». Так что не исключено, что его режим может быть смещен армией, как это уже неоднократно происходило в Турции.
- Долг Украины перед РФ: собирается ли Киев его выплачивать? что, по вашему мнению, необходимо сделать, чтобы его вернули? Газовый вопрос. Для чего Киев устроил этот газовый спектакль? Что мы потеряем, отказавшись от поставок газа в Украину?
- Украина ведет по отношению к нам недружественную политику. Они отказываются возвращать наш кредит в 3,5 миллиарда долларов, уничтожают русских на Донбассе, присоединились к антироссийским санкциям. Несмотря на наши предложения обсудить зону свободной торговли с ЕС, отказались от нормальных переговоров. Мы вынуждены отвечать на это: с 1 января мы вводим пошлины на украинские товары и включаем Украину в число стран, против которых действуют наши санкции.
Но кризис в отношения России и Украины не навсегда, его, скорее, можно считать психическим заболеванием. В Киеве чуть поболеют, побросаются стаканами и все придет в норму. Через несколько лет будем без проблем гулять по Крещатику, а граждане Украины по Тверской.