Сейчас поводом для выхода на авансцену в Лондоне послужило воскрешение уголовного дела по факту убийства в 1998 году мэра Нефтеюганска господина Петухова. За это деяние получил пожизненный срок бывший начальник безопасности ЮКОСа Алексей Пичугин, и он отбывает наказание. Заказчиком убийства российским судом был признан партнер господина Ходорковского, господин Невзлин, который тоже получил пожизненное, но заочно, потому что из Израиля, где он живет, как с Дона в свое время, выдачи нет.
Появились, говорит Следственный комитет, новые обстоятельства и новые свидетельства, и потому господин Ходорковский вызван в суд в качестве обвиняемого.
Российские СМИ сразу бросились наперегонки объяснять, почему СК призывает Ходорковского явиться на допрос. Это их любимейшее занятие — гадать вот так на кофейной гуще, тыча пальцем в небо.
Самое распространенное объяснение: приближаются выборы 2016 года, и Ходорковский, поскольку выборы приближаются, будет якобы играть роль лидера протеста. И вот его хотят осадить уголовным делом, поставить на место.
Такое объяснение, конечно же, грубый перебор. СМИ у нас любят теорию заговоров и объясняют происходящие события, исходя из самых выспренних мотиваций.
При этом здравый смысл им не подсказывает, что Ходорковский не может участвовать в каких бы то ни было выборах, закон ему не позволяет. А некоронованным лидером протеста он уже давно не является даже у либералов, настолько он оказался неуклюж в политике и совершил ряд глупейших политических просчетов. Лидером протеста у либералов является тоже не блещущий политическим талантом, но куда более свой Алексей Навальный.
Сам Ходорковский объяснил внимание к нему Следственного комитета тем, что якобы власть хочет переключить внимание общества с компромата на генерального прокурора Чайку на новое дело Ходорковского.
Это, конечно, кромешная неправда, потому что о реанимации дела об убийстве Петухова генерал Маркин из СК оповестил Россию и мир еще в конце июня, то есть полгода тому назад. Когда компромат Навального на Чайку еще не был вброшен в СМИ.
А чего бы не взглянуть на вновь открытое дело об убийстве мэра Нефтеюганска проще и спокойнее? Давайте взглянем спокойно.
Появились доказательства вины Ходорковского в деле об убийстве господина Петухова, и Следственный комитет, являясь легитимным орудием правосудия в нашем государстве, не мог не открыть это старое дело вновь. Так их обязывает закон.
В законе есть формулировка «по вновь открывшимся обстоятельствам».
А если СК не открыл бы дело вновь, то пошли бы разговоры в прокурорской среде, например, и во власти: в Кремле, например, появились бы слухи, что вот есть новые свидетельства, а СК их замалчивает. Почему бы это СК замалчивает?
Следственный комитет не хочет таких разговоров ни на каком уровне, особенно на уровне Кремля.
По этим мотивам Следственный комитет и вызывает Ходрковского на допрос, прекрасно понимая при этом, что он не явится.
Но Следственный комитет уже приготовил многоходовку по поводу Ходорковского.
Они в СК рассуждают так: «Он не явится, и мы объявим его в международный розыск. Для этого мы пошлем материалы нового уголовного дела европейцам, пусть они сами убедятся, что у нас есть достоверные доказательства виновности Ходорковского. Дело об убийстве — это не то же самое, что дело о неуплате налогов компанией, убийство выглядит мрачно, и вряд ли западные страны попытаются заступиться за человека, обвиняемого в соучастии в убийстве».
Михаилу Борисовичу, я полагаю, всё это ясно, он понимает, как поэтапно будет поступать Следственный комитет. Он знает, что скоро ему негде будет спрятаться. Потому ему и понадобилась «революция», которая, как известно, начинает Историю всякий раз с нуля и, как правило, прощает прошлые грехи ее творцам и буревестникам.