МЯУ. Мир Ярких Улыбок.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » МЯУ. Мир Ярких Улыбок. » Калейдоскоп. » Праздники и памятные даты - 12 Калейдоскоп (хочу всё знать)


Праздники и памятные даты - 12 Калейдоскоп (хочу всё знать)

Сообщений 511 страница 520 из 1000

511

Православные праздники
Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота
Дата в текущем году: 7 ноября 2015
http://www.arh-eparhia.ru/upload/iblock/d14/IMG_1693.jpg
Покойнички на Русь Дмитриев день ведут — живых блюдут. Русская пословица
8 ноября (по новому стилю) православная церковь чтит память великомученика Дмитрия Солунского. А в ближайшую субботу перед днем памяти Дмитрия Солунского совершается поминовение всех усопших — Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота.
У Димитриевской родительской субботы многовековая история. Этот день поминовения усопших был установлен по почину великого князя Дмитрия Донского и по благословению преподобного Сергия Радонежского. Более шести веков тому назад, собираясь на битву на Куликовом поле, Дмитрий Донской был благословлён на бой с иноземцами игуменом Троицко-Сергиевой обители Сергием Радонежским. В войско Донского по благословению Сергия вступили два инока обители — Александр Пересвет и Андрей Ослябя — которые пали в битве, а затем были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Сименове монастыре. После битвы на Куликовом поле (8) 16 сентября 1380 года Дмитрий Донской, одержав победу над Мамаем и вернувшись с поля сражения, снова посетил Троице-Сергиеву обитель. Великий князь совершил в обители поминовение православных воинов, погибших в Куликовской битве, и предложил Церкви творить поминовение ежегодно в субботу перед 26 октября, в день памяти святого Димитрия Солунского. Предложение великого князя было принято, потому что победа, доставшаяся русскому войску, была окрашена кровью тысяч православных воинов — утрата сыновей, мужей, отцов принесла в русские семьи слезы горя и отчаяния. Первоначально поминовение совершалось по всем православным воинам, павшим в этом сражении. С годами Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения не только воинов, но и всех усопших православных христиан. Димитриевская суббота всегда проводилась на Руси торжественно: посещали могилы родных, служили панихиды, устраивали тризны, женщины вспоминали и причитали. В день Димитриевской субботы, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших людей — особенно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл — установленная после Куликовской битвы, она напоминает о всех погибших и пострадавших за Православие. Если Димитриевская суббота выпадает на 4 ноября, день празднования Казанской иконы Божией Матери, то день поминовения усопших переносится на неделю раньше.

© Calend.ru

512

http://se.uploads.ru/4mt0S.png
7 ноября 680 г. 1335 лет назад в Константинополе открылся VI Вселенский собор
http://www.calend.ru/img/content_events/i4/4880.jpg
В Константинополе 7 ноября 680 года открылся VI Вселенский собор, созванный византийским императором Константином IV Бородатым, чтобы дать оценку учению монофелитов. Школа эта пыталась примирить ортодоксальное христианство с теорией монофизитов, которые утверждали, что Христос имел не две природы – божественную и человеческую, а только божественную. Монофелиты (от греческого «фелема» – «воля»), идя на компромисс, признавали за Иисусом обе ипостаси, но лишь одну единую волю. Собор проработал почти год. С 7 ноября 680 по 16 сентября 681 года состоялось 18 заседаний. Число участников собора все время возрастало. K концу оно достигло числа 174. Собор постановил осудить как еретиков и отлучить от церкви высших церковных иерархов-монофелитов, к тому времени покойных – четырех константинопольских патриархов и папу римского Гонория I, а также еще здравствовавшего антиохийского патриарха Макария. Само монофелитство было проклято. ,

7 ноября 1902 г. 113 лет назад в Туле открылся первый в России вытрезвитель
http://www.calend.ru/img/content_events/i4/4882.jpg
В столице оружейников Туле по инициативе врача Федора Сергеевича Архангельского (1855–1928) в этот день открылся первый в России вытрезвитель под названием «приют для опьяневших». Заведение должно было «дать бесплатное помещение, уход и медицинскую помощь тем лицам, которые будут подбираемы чинами полиции или иным способом на улицах города Тулы в тяжелом и бесчувственно пьяном виде и которые будут нуждаться в медицинской помощи». На открытии приюта Архангельский произнес речь, выдвинув задачу борьбы с алкоголизмом, приводящем «к вырождению населения, к экономическому разорению и нравственной порче пораженного им населения». Приют состоял из двух изолированных отделений: амбулатории для алкоголиков и приюта для детей пьющих родителей. В штате приюта были фельдшер и кучер. Кучер ездил по городу и подбирал пьяных. Через несколько лет после открытия первого приюта для выпивших почти в каждом губернском городе открылись аналогичные учреждения. В 1913 году Архангельский был удостоен за свой почин золотой и серебряной медали на гигиенической выставке в Санкт-Петербурге. Первый советский вытрезвитель был открыт 14 ноября 1931 года в Ленинграде на ул. Марата. Типовой процедурой в вытрезвителе было помещение под резкий холодный душ, бьющий в лицо. В советские времена вытрезвители активно действовали при Брежневе, важную роль они играли и во время антиалкогольной кампании Горбачева и Лигачева. В настоящее время вытрезвители в нашей стране ликвидированы

7 ноября 1917 г. 98 лет назад в России произошла Октябрьская революция
http://www.calend.ru/img/content_events/i4/4877.jpg
По старому юлианскому календарю, который в то время был принят в России, Октябрьская революция произошла 25 октября 1917 года. Но поскольку в феврале 1918 года на территории России был введен григорианский календарь, уже первая революционная годовщина отмечалась 7 ноября. Но в историю это событие вошло как Октябрьская революция 1917 года. Организаторами революции являлись Владимир Ленин, Лев Троцкий, Яков Свердлов и др. В ночь с 7 на 8 ноября 1917 года в Петрограде произошло восстание. По сигналу, которым стал выстрел крейсера «Аврора», вооруженные рабочие, солдаты и матросы захватили Зимний дворец. В результате Временное правительство было свергнуто и заменено новым, сформированным на II Съезде Советов (большинство мест в котором ещё до этого принадлежало партии большевиков – РСДРП (б) в союзе с меньшевиками, эсерами и крестьянскими фракциями). В избранное Советом правительство вошли только большевики и левые эсеры, остальные организации отказались от участия в восстании. Провозглашенная большевиками Власть Советов просуществовала в нашей стране 73 года.

7 ноября 1918 г. 97 лет назад выпущены первые марки Советской России
http://www.calend.ru/img/content_events/i4/4884.jpg
Первые почтовые марки РСФСР были выпущены в обращение в 1918 году, к первой годовщине Октябрьской революции. История этих марок была несколько необычной. Еще в начале 1917 года, сразу же после свержения императора Николая II, министерство почт и телеграфов Временного правительства приняло решение выпустить почтовую марку, олицетворяющую освобождение народа из оков царизма. На них художник Р.Зарриньш изобразил руку с мечом, разрубающим цепь, и надписью «Россия». Однако, пока марку изготавливали, Временное правительство было свергнуто большевиками, и вновь образованный Наркомпочтель РСФСР, после некоторого изменения клише марки, дал указание выпустить ее как свою. На Московском, Петроградском и почтамтах губернских городов страны появились в продаже первые революционные марки достоинством 35 копеек (синяя) и 70 копеек (коричневая). Выпустили их несколько экземпляров. Затем вышел указ с 1 января 1919 года пересылать простые письма и открытки бесплатно, за счет государства. Этот указ действовал до 15 августа 1921 года. Первые почтовые марки СССР были выпущены в августе 1923 года. Они были посвящены Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке. 14 января 1992 года в почтовое обращение поступили первые марки Российской Федерации, они были посвящены зимним Олимпийским играм в Альбервиле.

7 ноября 1941 г. 74 года назад состоялся парад советских войск на Красной площади в Москве, приравненный к важнейшей боевой операции
http://www.calend.ru/img/content_events/i4/4886.jpg
Парад 7 ноября 1941 года по силе воздействия на ход событий приравнивается к важнейшей военной операции. Именно на этот день по случаю запланированного захвата Москвы гитлеровской Германией было назначено торжественное прохождение по Красной площади немецких войск. Военный парад советск
С 5 ноября советские Военно-Воздушные Силы наносили упреждающие удары по аэродромам противника, и в праздничный день на Москву не была сброшена ни одна бомба. В ночь на 7 ноября по указанию Сталина кремлевские звезды были расчехлены и зажжены, от маскировки освобожден мавзолей Ленина. Парад начался ровно в 8 часов утра. Пришедшие на Красную площадь убедились в том, что боевой дух армии не сломлен. На трибунах по обе стороны Мавзолея, помимо рабочих и служащих, находились аккредитованные в столице корреспонденты иностранных газет. Так что весть о параде разносилась по всему миру. Между тем 6 и 7 ноября 1941 года советское командование спланировало и осуществило ряд сильных ударов по врагу на Можайском, Волоколамском и Малоярославецком направлениях. Прямо с парада на главной площади страны бойцы Красной Армии отправлялись на фронт, до которого от центра Москвы было всего несколько километров.
Календарь событий

513

события
http://www.proshkolu.ru/content/media/pic/std/6000000/5841000/5840617-18ab79ce788685d6.jpg
7  ноября  в истории:
63 до н. э. (2078 лет) - ЦИЦЕРОН выслал из Рима КАТИЛИНУ.
1504 (511 лет) - Христофор Колумб завершил свое последнее в жизни морское плавание.
1612 (403 года) - Москва освобождена от поляков войсками под предводительством Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина.
1629 (386 лет) - В Северной Америке основана провинция Нью-Гэмпшир.
1714 (25 октября по ст. ст.) (301 год) - Первым русским, избранным членом иностранной академии наук, стал Александр Данилович МЕНШИКОВ. Письмо об его избрании членом Королевского общества написал сам Исаак НЬЮТОН.

Свернутый текст

1783 (232 года) - В Севилье публично сожжена последняя жертва испанской инквизиции, а в Англии в этот же день в последний раз был повешен заслуживший такое наказание преступник.
1807 (208 лет) - Выполняя условия договора с Наполеоном, русский император Александр разорвал отношения с Англией.
1874 (141 год) - Слон впервые использован как символ Республиканской партии США.
1885 (130 лет) - Завершено строительство Тихоокеанской железной дороги, впервые соединившей запад и восток Канады.
1902 (113 лет) - В Туле открылся первый в России "приют для опьяневших". Инициатором его появления стал врач и общественный деятель Федор Сергеевич Архангельский. Цель открытия приюта была поистине благородна: холодной зимой спасти от смерти.
1908 (107 лет) - Э. Резерфорд объявил о произведенном им расщеплении атома.
1917 (98 лет) - В Москве прошел первый бенефис Александра ВЕРТИНСКОГО.
1917 (98 лет) - Октябрський переворот (революция) в России.
1917 (98 лет) - Украинская Центральная Рада выступает с III Универсалом, провозгласившим образование Украинской народной Республики (УНР).
1918 (97 лет) - Выпущены первые марки Советской России. Автором рисунка - меч, разрубающий цепи, - был латышский график Рихард ЗАРИНЬШ.
1922 (93 года) - В Харькове основан украинский драматический театр им. Т.Шевченко.
1924 (91 год) - По Красной площади проехали первые советские автомобили - полуторатонные машины "АМО-Ф-15" Московского автозавода.
1929 (86 лет) - В Нью-Йорке открылся Музей современного искусства.
1929 (86 лет) - В "Правде" опубликована статья И. В. СТАЛИНА "Год великого перелома", в которой генсек призвал к "решительному наступлению на кулака".
1931 (84 года) - Основано информационное агентство «Красный Китай» (теперь Синьхуа).
1941 (74 года) - На военном параде в Куйбышеве пролетело более 700 самолетов.
1944 (71 год) - Сталин отказался восстанавливать дипломатические отношения с Швейцарией из-за действовавшего там запрета компартии.
1951 (64 года) - В Киеве начал работу первый в Украине телевизионный центр.
1951 (64 года) - Свадьба Фрэнка СИНАТРЫ и Авы ГАРДНЕР.
1958 (57 лет) - В московском метрополитене впервые введены автоматические контрольные пункты.
1963 (52 года) - В Голливуде состоялась премьера кинокомедии "Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир".
1963 (52 года) - По нефтепроводу «Дружба» советская нефть пошла в Польшу.
1967 (48 лет) - Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о ликвидации дискриминации женщин.
1973 (42 года) - На Центральном телевидении прошла премьера фильма "Как закалялась сталь" с Владимиром КОНКИНЫМ в роли Павки Корчагина.
2002 (13 лет) - В Иране введен запрет на рекламу американских товаров.
1996 (19 лет) - Борис Ельцин издал указ, объявляющий 7 ноября Днем примирения и согласия.
2002 (13 лет) - На состоявшемся референдуме жители Гибралтара подавляющим большинством голосов высказались против идеи совместного суверенитета Великобритании и Испании над территорией. 98.9% участвовавших в голосовании предпочли только британское управление.
http://redday.ru/autumn/11/07b.asp

514

В этот день родились
http://www.proshkolu.ru/content/media/pic/std/6000000/5841000/5840590-046cf08ab2a05b46.jpg
Абдуррахман Нураддин ибн Ахмад Джами (1414-9.11.1492)
   (601 год) - персидский и таджикский поэт и философ, завершитель классического периода поэзии на языке фарси.
Франциско де СУРБАРАН (1598)
   (417 лет) - испанский художник («Святой Лаврентий»).
Уильям СТАКЛИ (1687-3.5.1765)
   (328 лет) - английский археолог, исследовавший загадочные каменные круги Стонхенджа и Эвбюри.
Ференц ЭРКЕЛЬ (1810-15.06.1893)
   (205 лет) - венгерский композитор (автор гимна Венгрии), дирижер, пианист, шахматист, основоположник венгерской оперы («Банк бан», «Дьердь Дожа»).
Эмиль ДЮБУА-РЕЙМОН (1818-25.12.1896)
   (197 лет) - немецкий физиолог (по национальности швейцарец), основатель современной электрофизиологии.

Свернутый текст

Леонард СОВИНЬСКИЙ (1831-23.12.1887)
   (184 года) - польский прозаик и поэт-романтик.
Николай АРТАМОНОВ (1840)
   (175 лет) - астроном, геодезист, генерал.
Юзеф ХЕЛЬМОНЬСКИЙ (1849-6.4.1914)
   (166 лет) - польский живописец.
Мария СКЛОДОВСКАЯ-КЮРИ (1867-4.7.1934)
   (148 лет) - французский физик и химик.
Лизе МАЙТНЕР (1878)
   (137 лет) - австрийский физик и радиохимик, Нобелевский лауреат.
Сергей Дмитриевич МЕРКУРОВ (1881-8.6.1952)
   (134 года) - скульптор-монументалист.
Марк Александрович АЛДАНОВ (1886-25.2.1957)
   (129 лет) - писатель («Мыслитель», «Истоки», «Ключ»).
Арон НИМЦОВИЧ (1886, Рига - 16.3.1935)
   (129 лет) - гроссмейстер.
Субрахманьян ЧАНДРАСЕКАР (1888)
   (127 лет) - индийский физик, Нобелевский лауреат.
Михаил ТРОЯНОВСКИЙ (1889)
   (126 лет) - актер («Детство Горького», «Чук и Гек», «Отелло»).
Дмитрий Андреевич ФУРМАНОВ (1891-15.3.1926)
   (124 года) - писатель («Чапаев», «Мятеж»).
Дмитрий КАПКА (1898)
   (117 лет) - актер («ЧП», «Тихий Дон», «Вий»).
В.Б. ШАВРОВ (1898)
   (117 лет) - авиаконструктор и историк авиации.
ТОТО (1898-15.4.1967)
   (117 лет) - итальянский комик.
Дмитрий Яковлевич ПОКРАСС (1899-20.12.1978)
   (116 лет) - композитор-песенник.
Рина ЗЕЛЕНАЯ (1902)
   (113 лет) - актриса театра, радио и кино, сценаристка.
Георгий Францевич МИЛЛЯР (1903-4.6.1993)
   (112 лет) - народный артист РСФСР, актер, сыгравший в кино Кащея Бессмертного, Бабу Ягу и прочую нечисть.
Конрад ЛОРЕНЦ (1903-27.2.1989)
   (112 лет) - австрийский зоолог, один из создателей науки о поведении животных - этологии, Нобелевский лауреат 1973 года.
Владимир КЕНИГСОН (1907)
   (108 лет) - актер («Майор Вихрь», «Любовь Яровая», «Моя судьба»).
Альбер КАМЮ (1913-4.1.1960)
   (102 года) - французский писатель, Нобелевский лауреат 1957 года («Бунтующий человек», «Калигула», «Падение»).
Анастасия Павловна ГЕОРГИЕВСКАЯ (1914-10.9.1990)
   (101 год) - актриса МХАТа, народная артистка СССР.
Антонина МАКСИМОВА (1916)
   (99 лет) - актриса («Отелло», «Тайна двух океанов», «Баллада о солдате», «Берегись автомобиля», «Как закалялась сталь»).
Лев Ефимович КЕРБЕЛЬ (1917)
   (98 лет) - скульптор, вице-президент Академии Художеств СССР (1988-92 гг.), автор памятников Маркса в Москве и Ленину в Горках.
Борис Владимирович ИВАНОВ (1917)
   (98 лет) - писатель.
Билли ГРЭХЕМ (1918)
   (97 лет) - американский проповедник, первый евангелист, начавший проповедовать в СССР.
Михаил Владимирович ВЛАДИМОВ (1924)
   (91 год) - поэт, прозаик и драматург.
Джоан САЗЕРЛЕНД (1926)
   (89 лет) - австралийская певица, колоратурное сопрано.
Ричард Николаевич ВИКТОРОВ (1929-8.9.1983)
   (86 лет) - кинорежиссер ("Третья ракета", "Москва - Кассиопея", "Отроки во Вселенной", "Через тернии к звездам").
Татьяна Николаевна ГОЛЕМБИЕВСКАЯ (1936)
   (79 лет) - народный художник Украины.
Мэри ТРЭВЕРС (1937)
   (78 лет) - участница американского фолк-трио Peter, Paul and Mary.
Джони МИТЧЕЛЛ /Роберта Джоан АНДЕРСОН/(1943)
   (72 года) - канадская фолк-певица, автор песен.
Наталья ПЛАТИЦЫНА (1971)
   (44 года) - певица, автор песен («Зажгите свечи»).

http://redday.ru/autumn/11/07a.asp

515

http://sa.uploads.ru/t/RAFqL.gif
http://shalya-west.ru/media/cache/77/0b/97/32/770b973251d14629f0005c4b2b21fc9a.jpg
7 ноября - Дедовские плачи
(25 октября по старому стилю)
В этот ноябрьский день вся природа плачет — дождем или снегом. И люди стали плакать вместе с ней — устраивать ритуальные плачи, получившие название дедовских, вспоминать умерших родственников и друзей. Полагалось обязательно сходить на кладбище, привести в порядок могилы, зажечь церковную свечу. В прежние времена есть и пить (особенно алкоголь) на погосте было не принято, еду на могиле тоже не оставляли — отдавали ее нищим. Придя домой, накрывали обильный стол, стараясь поставить на него те кушанья, которым отдавали предпочтение умершие родственники.
Кроме того, полагалось в этот день оказать помощь сиротам и обездоленным, ведь их жизнь обычно была несладкой. Недаром наши предки говорили: «В сиротстве жить — день-деньской слезы лить». Как и нищие, сироты считались обделенными счастьем и удачей. Поэтому о детях, оставшихся без родителей, обычно заботились всей деревней. Обманывать или обкрадывать сироту считалось страшным грехом. На дедовские плачи особые приметы существовали для торговцев — им, например, запрещалось есть хлеб. Те же, кто торговал зерном, не должны были в этот день переезжать с места на место — иначе можно было спугнуть удачу.

© Calend.ru

516

http://se.uploads.ru/gQMwf.gif
http://images2.fanpop.com/image/photos/11600000/Sweet-angel-sweety-babies-11677715-900-600.jpg
Афанасий, Валерий, Матрона

© Calend.ru

517

памятные даты
http://lib.znaimo.com.ua/tw_files2/urls_24/23/d-22329/img53.jpg
День поступления на прилавки магазинов одного из первых компьютеров.
первый компьютер 7 ноября 1982 года в продажу поступил один из первых компьютеров (ставший особенно популярным в СССР 80-х) ZX Spectrum 16K.
Его создатель Клайв Синклер сумел ухватить назревающую тенденцию к компьютеризации и электронизации жизни, работая редактором в техническом издательстве «Радио на практике». В 1961 году Синклер организовал собственную компанию Sinclair Radionics. Через год он изобрел и выпустил первый микроусилитель, размер которого был меньше спичечного коробка.
В 1966 году сэр Клайв пошел еще дальше - его компания наладила производство первых «карманных» телевизоров Microvision.
В 1968 году Синклер сконструировал настоящую Hi-Fi систему. Через два года - первый электронный калькулятор и электронные же часы. А потом он решил объединить все свои разработки в области электроники, основал новую фирму Sinclair Research Ltd и в начале 80-х прославился серией изобретений в области полупроводниковых технологий.
И точно, в 1982 году такие монстры компьютерной индустрии, как IBM, содрогнулись - на рынке появляются ZX Spectrum 16K и ZX Spectrum 48K. За год их продано 300 000.
1983-й. Успех Клайва не знает предела: продажа компьютеров ZX81 достигает 12000 штук в неделю! Они отличаются от компьютеров-конкурентов портативностью, низкой ценой (порядка 150 долларов США) и простотой в обращении.
Его посвящают в рыцари «за достижения в области высоких технологий» и за то, что он привлек большие инвестиции в британскую промышленность. Его Spectrumы распродаются по всему миру. Но ослепленный успехом сэр Клайв не видит, что будущее за более серьезными, чем игровые компьютеры, машинами. А когда битва с Гейтсом уже проиграна, он вдруг переключает все мощности своей фирмы на экологически чистый транспорт.
Далее список изобретений Синклера таков: C5, первый электромобиль. Полный провал с продажами. Zike, первый электро велосипед. Фирма на гране банкротства. Sinclair X1 Button Radio, первый же микроскопический радиоприемник. Компания Синклера разоряется и сжимается до одного человека - его самого. Тогда сэр Клайв уходит на бессрочную пенсию.
Сегодня он преподает математику в нескольких британских университетах, увлекается покером и поэзией.
Информация к размышлению: недавно компания Microsoft заинтересовалась изысканиями Синклера в области микропроцессоров. А на его официальном сайте в интернете, в отделе продаж, рядом с электромобилем и радиоприемником ($10), недавно появилcя свободный лот... Не иначе назревает новая электронная революция.
http://redday.ru/autumn/11/07.asp

518

Памятные даты
ЗЕЛЕНАЯ
Рина (Екатерина) Васильевна

http://www.rusactors.ru/z/zelenaya/rina_zelenaya-02.jpg
07.11.1901, Ташкент - 01.04.1991, Москва
Народная артистка РСФСР (1970)
Детство
Жила-была девочка. Жила в маленьком одноэтажном Ташкенте, с кирпичными тротуарами, маленькими ишаками и проходящими караванами верблюдов. Девочка хорошо училась и много читала. Ее звали Катей, Екатериной.
"Люди часто интересуются моей фамилией, - вспоминала актриса. - Одни спрашивали, почему я выбрала такой псевдоним, а другие уверяли меня, что я родилась в Одессе и что я дочь одесского градоначальника Зеленого, поэтому у меня такая фамилия. Мне приходилось отказываться от такого родства просто потому, что у меня был свой отец, хотя и не генерал".
В их семье никто ни с кем не дружил. Мама и папа - совсем не подходящие друг другу люди. Аккуратный и педантичный, незначительный чиновник-служака Василий Иванович Зеленый берег каждую копейку скромного жалования. Маму выдали замуж шестнадцати лет, она так и не привыкла к нему, старшему, в очках, несимпатичному, с усами и бородкой.
Вообще же все было "как у людей". Был даже инструмент - старшая сестра Муся училась играть. Приходила учительница, но сестра могла сбежать куда угодно, и чтобы урок не пропадал, заставляли учиться Катерину, поймав ее за шиворот где-нибудь на дереве.
Старшие дети не обращали на младших никакого внимания. Муся была далека от них, как луна. У нее были кавалеры, подруги, зеркало-трельяж, в которое она никому не позволяла смотреться. Именно поэтому Катерина всю жизнь обожала вертеться у зеркала и рассматривать свой язык с трех сторон. Братец Иван - личность непостижимая, загадочная, уходил в ночь на рыбалку и под утро возвращался, увешанный змеями.
Раз в месяц отец его нещадно порол: "Тебя выгонят из реального училища! Кем ты собираешься быть?" Иван отвечал отчетливо: "Я думаю быть или шофером, или епископом". Теряясь от такой точной программы, отец выходил, хлопнув дверью: "Болван!"

Младшие - Катя и Зина - вертелись у всех под ногами, словно котята. Зина, самая маленькая - кроткое, доброе существо, готовое помочь каждому. Катя, как старшая и нахалка, помыкала ею особенно часто: иди, принеси, отдай. Перед сном, укладываясь в постель, могла сказать: "Поди закрой дверь!" Зина возражала: "Ведь тебе ближе, закрой сама!" Катерина вставала и шла от своей кровати к двери, измеряя шагами расстояние. Потом считала шаги от двери до ее кровати, ложилась и говорила: "От тебя на два шага ближе. Закрой дверь!" И Зина закрывала.
В те времена никто никуда не переезжал - где люди рождались, там и умирали. И вдруг удивительное дело: Василия Ивановича Зеленого переводят по службе из Ташкента в Москву. Началась совсем непохожая, другая жизнь. Катерину определили в гимназию фон Дервис, в Гороховском переулке. Это было довольно дорогое учебное заведение, где учились девочки из состоятельных семей. Катя Зеленая была одета хуже других: и пальто, и форма - из дешевого материала. К тому же вела она себя, как мальчишка - впрыгивала в трамваи на ходу и лазала по деревьям. Катерина привлекла к себе внимание чуть ли не всей гимназии.
Театр

Свернутый текст

Катерина стала актрисой случайно. Она шла по улице и увидела объявление: "Прием в театральную школу". Она и не подозревала, что профессии актера можно научиться. Вошла и прочитала стихотворение Никитина "Выезд ямщика", чем до слез насмешила знаменитых актеров Певцова и Шатрову. Из восьмидесяти юношей и девушек приняли двадцать два человека, в том числе и Зеленую.
Молодежь занимали в массовках, студийцы знали наизусть все пьесы и роли, перенимали актерские обычаи, суеверия, словечки. Окончила Московское Театральное училище Рина в 1919 году. А потом, после начала Гражданской войны, семья Рины Зеленой оказалась в Одессе.
Первыми театральными подмостками Екатерины Зеленой в 1921 году стал старенький подвальчик в Одессе, где разместилась труппа любителей под названием "КРОТ" - "Конфрерия Рыцарей Острого Театра". Руководил ею Виктор Типот, химик по образованию, а в будущем - знаменитый режиссер и автор первых советских оперетт "Свадьба в Малиновке" и "Вольный ветер".
У всех в коллективе были свои обязанности. Екатерина пела, танцевала, переодевалась каждую минуту, играя по пять ролей в один вечер. Программа менялась каждую неделю, и работать приходилось целыми днями. Ведь зрители платили хоть маленькие, но все же деньги, которые делились между всеми. Кате нужно было кормить семью - маму, которую отец оставил ради другой женщины, и младшую сестренку. Правда, вскоре в "КРОТе" нашлось место и для Зинаиды - она стала выступать как балерина.
Тогда же Екатерина стала Риной. На первой в ее жизни афише имя "Екатерина" почему-то не поместилось, и актриса безжалостно его сократила. Получилось коротко и удобно. А еще некоторое время спустя Рина Зеленая решила ехать в Москву, где, по слухам, появились в огромном количестве новые театры.
Москва оказалась неузнаваемой. Куда идти и к кому проситься, Рина не знала. Сняла шестиметровую комнатку, куда со временем перевезла из Одессы маму, Зинаиду и режиссера Типота с женой. Шла она как-то по улице, мимо мчались автомобили, сверкали витрины, горели рекламы, шумели торговцы, настроение у Рины было прескверное, и вдруг… В глаза ей бросилась нарядная и нелепая табличка: Театр "Нерыдай!" "Как будто прямо для меня написано!" - подумала Рина и вошла в помещение. "Нерыдай!" оказалось самым популярным в Москве ночным кабаре. Несмотря на высокие цены, попасть туда было не так просто. Зал набивался богачами-нэпманами, столичными знаменитостями, известными поэтами, актерами и художниками. Представления начинались в полночь, а заканчивались часа в четыре утра.
Потом в ее жизни было много театров и много встреч. Вера Инбер, Игорь Ильинский, Эраст Гарин, Ольга Пыжова, Виктор Шкловский, Эдуард Багрицкий, Сергей Есенин... Все они были ее партнерами или друзьями. Театр "Летучая мышь", Театр Сатиры (1924-1928)... Ее сразу же полюбили зрители. Даже в парикмахерских Петрограда дамы просили постричь их под Рину Зеленую. В "Гостином дворе", куда Рина как-то зашла за покупками, приказчик сказал ей: "Товарищ Зеленая! Я вам, конечно, уступлю, но с условием - выходите побольше на "бис", а то больно скупы".
Очень смешно Рина рассказывала о своей работе в питерском театре "Балаганчик". Жизнь в "Балаганчике" протекала очень весело, даже объявление о встрече Нового года нельзя читать без смеха: "Встреча Нового года 31 декабря на углу 3 июля и 25 октября". Когда актеры приходили в кассу за зарплатой, им вместо денег протягивали ведомость: "Распишитесь, товарищ! С вас рубль семьдесят пять копеек. У театра крыша протекает!"
Война
Вторая мировая война застала Театр миниатюр, в котором работала Рина Зеленая, на гастролях. В Министерстве культуры было решено труппу не эвакуировать, а продлить гастроли на неопределенный срок. Когда же они, наконец, закончились, артистов до Москвы не довезли, а оставили в Куйбышеве, где собралась чуть ли не вся театральная богема. Там же был отпразднован день Революции, совпадающий в днем рождения Рины Зеленой - 7 ноября. А осенью 1945 года она побывала в Берлине и даже расписалась на рейхстаге: "Мне удалось втиснуться между фамилиями бойца-пехотинца и матроса на одной из колонн". Большую же часть военных лет Рина Зеленая провела на фронте.
Военный корреспондент Сергей Михалков в одной из заметок написал, что на передовой услышал горестный разговор солдат о том, как "чертовы фрицы вдребезги разбили Рину Зеленую". Оказалось, что во время очередного воздушного налета были разбиты пластинки с записями выступлений актрисы.
В Москве тоже было неспокойно. Фашисты каждый вечер устраивали налеты на город, и на крыше дома, где жила Рина Зеленая, появилась зенитная батарея. Немцы, естественно, старались попасть именно туда. Дружинниками в доме были все оставшиеся мужчины: режиссеры, актеры и писатели. Они тушили зажигалки и убирали осколки снарядов от зенитки, установленной на крыше. Шлемы дружинникам не полагались, и Рина Васильевна просила мужа: "Ты надень хоть кастрюлю, а то тебе голову пробьет". На что супруг отвечал: "Я дворянин. Я не могу умирать с кастрюлей на голове!".
Личная жизнь
Первым мужем Рины Васильевны был очень известный московский юрист Владимир Блюмельфельд. Этот очаровательный человек стал впоследствии большим другом всей семьи Зеленой. Приходил в гости, даже когда Рины не было дома, дарил редкие книги. Блюмельфельд был гораздо старше Рины, она вышла замуж восемнадцатилетней, вероятно, поэтому она относилась к нему больше как к другу. Видимо, разница в возрасте давала о себе знать: Рина, как озорной ребенок, любила шутить, разыгрывать, словом, эдакий непоседливый чертенок - и, вскоре они разошлись.
После развода с Блюмельфельдом у Рины закрутился красивый роман со знаменитым журналистом Михаилом Кольцовым. Лучше и умнее этого человека для Рины тогда не было на свете! Но влюбленные часто расставались: Кольцов постоянно ездил в командировки: в Женеву, в Италию, в Испанию... Кроме того, он был женат, а Рина Васильевна в силу огромной порядочности не стала разбивать чужую семью. Когда Кольцов надолго уехал в Испанию, она поняла: больше так продолжаться не может. По счастливой случайности в тот момент она встретила Константина Топуридзе и убедилась, что ее идеал мужчины еще существует.
Константин Тихонович Топуридзе (Котэ - как она его называла) был известный архитектор, автор фонтанов "Дружба народов", "Золотой колос", "Каменный цветок" на ВДНХ (нынешний ВВЦ). Он был главным архитектором Ленинского района Москвы (это от Кремля до Внукова) и заместителем академика Павлова по охране исторических памятников. Тем, что удалось сохранить Новодевичьи пруды, москвичи обязаны именно Топуридзе. На одном из совещаний в Кремле он так горячо доказывал Брежневу и его окружению, что безнравственно уничтожать парк, засыпать пруды, в которых отражаются стены и купола монастыря, и строить дома для ЦК, что генсек под впечатлением его выступления произнес: "Этот парень любит свое дело, к его мнению стоит прислушаться".
Их знакомство произошло в Абхазии, можно сказать, на другом конце света. Приятель-журналист как-то подвел к Рине красивого мужчину и представил: "Познакомьтесь, Риночка, это мой друг из Ленинграда, Котэ Топуридзе". Рина говорила: "Так в моей жизни образовалась новая профессия - жена архитектора. Сначала я думала: а, ерунда! Потом вижу: нет, не ерунда!" Вся жизнь Рины Васильевны прошла рядом с Топуридзе, они прожили вместе сорок лет. "Все, что я знаю, я узнавала от него. Не было вопроса, на который он не мог бы ответить", - не уставала восхищаться она своим мужем.
По воспоминаниям друзей, любила Зеленая Константина Топуридзе очень сильно. И прощала все. Хотя бывало и так, что то ли в шутку, то ли всерьез актриса вздыхала: "Нет, все-таки неправильно прожила я свою жизнь. Надо было мне замуж за кинорежиссера выходить".
Жизнь супружеской четы Зеленая-Топуридзе была просто бешеной, до краев наполненной работой. Обычно вечером, после того как у Рины заканчивался спектакль, они шли в гости, в Дом актера или на какое-нибудь представление. Котз никогда не возражал и охотно сопровождал Рину, хотя потом ему частенько приходилось всю ночь сидеть за чертежами и проектами.
Удивительно - они почти никогда не расставались. Если Рине случалось ехать на гастроли или съемки, Котэ приказывал: "Чтобы каждый день было письмо! Читать его я, может, и не буду, но оно должно лежать у меня на столе". Сам при этом же писем не писал, только открытки. Рина при всем своем отвращении к писанине ежедневно строчила мужу обо всех новостях, зная, что это ему необходимо. Себя Топуридзе любовно называл "тираном с очень мягким и отзывчивым характером".
У Рины Васильевны не было детей. Она воспитывала двух сыновей Котэ, с удовольствием проводила время с племянницей, уделяла внимание соседским детям. "Разве это нормально, как у людей? - сказала актриса однажды журналисту Глебу Скороходову. - Бездетная, я всю жизнь читаю за детей стихи и рассказы, и никого лучше детей в мире не знаю. Не повезло мне, хотя мать из меня могла получиться. Я разговариваю с детьми часами, как со взрослыми. И мне кажется, они меня признают".
Рина Зеленая не любила сюсюканья с детьми, удивлялась, когда общение с ними заключалось в том, чтобы нажать на нос и воскликнуть "Дзинь!" Она хотела, чтобы взрослые лучше узнали душу ребенка.
Рина и Котэ всегда ходили, трогательно взявшись за руки, и этой привычке не изменили, даже будучи пожилыми людьми. Гуляя по Москве, Котэ рассказывал жене то о старой церквушке, то об обитателях старинного особняка в каком-нибудь переулке. Он знал все о каждом доме, о каждой площади столицы. Иногда Рина делала вид, что обижается на его возгласы: "Как, ты не знаешь? Не понимаю! Я от тебя этого не ожидал. Прощу, если почитаешь мне вслух". И вечером она с удовольствием читала ему какого-нибудь любимого автора...
Первый инфаркт у Котэ случился в 69-м. Это произошло ночью, совершенно неожиданно. Он вдруг стал сильно кричать во сне от боли. Когда его увезли в больницу, Рину шатало из стороны в сторону: давление зашкаливало за двести, у нее даже повредилась сетчатка глаза. Второго инфаркта он уже не перенес. Потеряв Константина Тихоновича, Рина от шока почти ослепла. Чтобы хоть что-то увидеть по телевизору, ей приходилось придвигать кресло вплотную к экрану. Рине даже сделали специальный бинокль. Но и это не помогло: ей все домашние читали вслух по очереди.
Прощание с профессором Топуридзе проходило в Архитектурном институте. Рина стояла у гроба, глубоко надвинув на лоб шапку. На людях она держалась, не плакала. А когда у могилы остались одни родственники, Рина вдруг резко повернулась и пошла прочь по узкой асфальтовой дорожке. Плечи ее содрогались от рыданий...
Кино
Несмотря на постоянную занятость в концертах и гастролях, Зеленая каждый день ждала звонка с киностудий. Она не представляла своей жизни без кино и соглашалась на любой, самый пустячный эпизод. Большей частью их ей и предлагали.
Впервые Рина Зеленая снялась в 1931 году в первой советской звуковой картине "Путевка в жизнь", где исполняла блатные куплеты в шайке бандита Жигана. Потом пленку случайно засветили, и в фильм вошел всего один эпизод с ее участием.
Следующее ее появление на экране стало более заметным, но случайным. Рина Зеленая и Агния Барто написали сценарий чуть ли не первого фильма для детей "Подкидыш". По ходу съемок выяснилось, что необходим еще один персонаж - домработница. Рина Васильевна буквально на съемочной площадке написала несколько сцен с участием несуразной тараторки Ариши и сыграла эту роль сама.
Потом Зеленая уговорила Григория Алексанрова отдать ей мужскую роль гримера в комедии "Весна", и актриса переписала ее на женскую. Она часто переписывала совершенно безликие, проходные роли, а то и просто импровизировала перед камерой, оживляя, вкладывая душу, характер в очередную секретаршу, поэтессу, тетку в автобусе, гувернантку, певичку, просто старушку, и роли эти становились маленькими шедеврами, персонажи оказывались крайне интересными, а реплики мгновенно разлетались в народе. Достаточно вспомнить одну только Аришу с ее историей о том, как старушка зашла воды попросить, а потом хватились - "пианины нет"!
А сколько было таких фразочек! "Такие губы сейчас не носят!" ("Весна") "У меня под кроватью лежит неразорвавшаяся бомба. Нет-нет, она мне совсем не мешает. Я только хотела узнать, можно ли ее мыть мылом?" ("Встреча на Эльбе") "С места не сойду, пока не умру! А умру я не скоро!" ("Иностранка").
Актриса очень обрадовалась, когда ей предложили сыграть роль черепахи Тортиллы. Главным образом, потому что ее героиня должна петь. А петь Рина Васильевна любила. "Когда по радио теперь объявляют: "Романс Тортиллы". Исполняет Рина Зеленая", я чувствую себя тенором в опере", - говорила потом актриса. Кстати, знаменитая песенка Тортиллы должна была быть на куплет длиннее. Вот он, этот куплет:
Мне казалось, счастье рядом -
Только лапу протяни.
Но осенним листопадом
Пролетели лета дни.
Старость - все-таки не радость,
Люди правду говорят.
Как мне счастье улыбалось
Триста лет тому назад!
Рине Васильевна он очень не понравился: "Что такое "лапу"? Какую лапу? Нет у меня никаких лап!" И не стала петь.
Последней ролью, которую актриса сыграла в кино, стала миссис Хадсон, хозяйка квартиры на Бейкер-стрит, где жил легендарный Шерлок Холмс. Работа над образом растянулась на целых семь лет, было отснято пять фильмов о приключениях сыщика, последний - в 1986 году. Зеленой как раз исполнилось восемьдесят пять лет, и как-то она сказала режиссеру Игорю Масленникову: "Теперь называйте меня Руина Зеленая". Выступая по телевидению в посвященной ей передаче, актриса предположила, что этим образом ее кинокарьера и завершится. Только по традиции сетовала - "была таким же предметом мебели, как шкаф". О роли миссис Хадсон почти не вспоминала. "Об этой роли и говорить то особо нечего, - сетовала Зеленая. - Вот если бы фильм назывался "Шерлок Холмс и миссис Хадсон" - это другое дело.
Взрослым о детях
Актриса постоянно искала те формы, в которых с наибольшей полнотой выразилась бы ее индивидуальность. На многих сценах она переиграла массу уморительных скетчей, ставила сама, конферировала. Однажды, чтобы не сорвался один из концертов, Рину Зеленую попросили заполнить паузу, и она детским голосом, с запинаниями и придыханиями протараторила "Мойдодыра". Успех был оглушительный. С тех пор актриса много лет выступала на эстраде в жанре "Взрослым о детях".
Слава Рины Зеленой как исполнительницы "детских монологов" была безгранична. Особенно в довоенное время, когда ее имя звучало, как предвкушение чего-то необычного, праздничного. Если в кухню на коммуналке вбегал ребенок и кричал: "Рина Зеленая!" - кухня пустела. Соседи разбегались по комнатам к своим репродукторам. Ей приходили тысячи писем, с ней хотели дружить и те, кто воспринимал ее как обыкновенную девочку (телевидение появилось много позднее, и многие знали лишь ее голос), и те, кто знал, что это уважаемая, немолодая актриса, которую зовут Рина Зеленая. Актриса объездила десятки пионерлагерей, сотни школ. Выступала перед солдатами, академиками, спортсменами, учителями, выезжала в самые дальние уголки Советского Союза. В каждой статье о Рине Васильевне упоминалась ее поездка на Северный полюс.
Мультипликация
Колоссальное удовольствие Рина Зеленая испытывала от работы в мультипликации, где чаще ей приходилось озвучивать юных героев. Нередко анимационный образ напрямую зависит от того, каким будет его голос, какие краски, какую душу вдохнет в уже нарисованного персонажа актер. Рина Васильевна никогда не ограничивалась готовым текстом. "Как все шаблонно!" - возмущалась она и аккуратно переписывала роль со своими пометками и исправлениями в школьную тетрадку. Не потому ли до сих пор так популярны Вовка из Тридевятого царства, Лягушонок, который ищет папу, Щенок, пытавшийся понять, кто же сказал "мяу", и цирковое чудо Лошарик?
Заключение
На исходе 80-х Рина Зеленая больше жила в Доме ветеранов кино, в Матвеевском. Изредка выезжала на какие-нибудь творческие встречи, записи на радио или озвучание мультфильмов. Почти ничего не видела из-за астигматизма, с трудом передвигалась после перелома шейки бедра. Каждое утро делала "лежачую" гимнастику. А Доме ветеранов ни с кем не дружила, хотя знала всех. Ее раздражала старость. "Бог покарал меня долголетием", - часто повторяла актриса. Но чувство юмора ей не изменяло. Однажды во время прогулки Рина Зеленая оступилась и упала в кусты рядом с дорожкой. Встать самостоятельно не смогла и стала дожидаться, когда кто-нибудь пройдет мимо. А потом сказала: "Обратите внимание! Здесь валяется Рина Зеленая! Она упала!"
Своего возраста она и сама точно не знала. Поэтому, заполняя очередную анкету, год рождения она выдумывала заново. Во всех справочниках значится, что родилась актриса 7 ноября 1902 года, а знакомые уверены, что это знаменательное событие могло произойти и в 1896, и в 1900 годах. Но родственники Рины Зеленой утверждают, что родилась она в 1901 году. Эта дата значится и на памятнике актрисе на Введенском кладбище.
1 апреля 1991 года Рине Зеленой собирались присвоить звание народной артистки СССР. В этот день великая актриса скончалась. Узнав об этой новости, в правительстве не стали давать ход документам...

519

Памятные даты
7 ноября 1903 родился Георгий Милляр — актер советского и российского театра и кино, гениально исполнивший  роль Бабы-Яги в сказке "Морозко", Чуда-Юда в "Варвара-краса, длинная коса" и Кащея в "Кащей Бессмертный".
http://andreygoncharov.users.photofile.ru/photo/andreygoncharov/150086089/xlarge/152693300.jpg
Детство и юность Георгия Милляра
Георгий Милляр родился в семье французского инженера Франца де Милье и дочери золотопромышленника Елизаветы Журавлевой. Отец приехал консультировать русских строителей в вопросах мостостроения, познакомился с иркутской девушкой и не устоял. Счастливая семейная жизнь была недолгой — Франц умер, когда сыну было три года. Однако одинокая мать содержала ребенка в достатке, гувернантки обучали маленького Георгия Милляра языкам, музыке и литературе в огромной московской квартире. Тетя Георгия, театральная актриса, водила мальчика на спектакли, которые повлияли на ум ребенка. Георгий Милляр часто выступал перед родственниками на террасе подмосковной дачи, иногда разукрасив себе лицо, но даже образ Мефистофеля, созданный с помощью карандаша, заставлял улыбаться родных.

Свернутый текст

В 1914 году Георгия Милляра отправляют к родственникам в Геленджик, чтобы ребенок находился как можно дальше от предреволюционных волнений. Там мальчик пробыл пять лет, вскоре он узнал о свершившейся революции, которая отняла у семьи квартиру и дачу. Мать подправила фамилию с «де Милье» на «Милляр». В будущем Георгий Милляр никогда не упоминал события детства и не указывал, что свободно владеет немецким и французским.
После окончания геленджикской школы Георгий Милляр работает бутафором в театре. Все роли знал наизусть, поскольку мечтал о сцене. В 1920 году происходит чудо: юношу буквально выпихивают на сцену в роли Золушки, поскольку ведущая  актриса неожиданно заболела. Разумеется, Георгий Милляр справился с поставленной задачей и постепенно интегрировался в постановки театра. Но на самом деле, будущий артист мечтал о кинематографе.
В 1924 году Георгий Милляр поступает в Школу юниоров при Московском театре Революции (Театр имени Маяковского). Юноша обескураживает педагогов странной внешностью и проблемной дикцией.
«По своим психофизическим данным я был тяжелым учеником, и многие преподаватели бросили бы меня, если бы не чувство профессиональной любознательности… «Консилиум» педагогов долго не мог предрешить исхода ни за, ни против, и поэтому меня не выгоняли...».
Творческий путь Георгия Милляра
В 1927 году Георгий Милляр попал в труппу Московского театра Революции, где проработал до 1938 года и играл характерные роли: Герцог Альбано («Озеро Люль»), Мокроносов («Конец Криворыльска»), Пикель («Гоп-ля, мы живем»), аптекарь («Ромео и Джульетта»), Атташе («Голгофа»), Болтиков («Инга»), Имангужа («Поэма о топоре»), м-р Гоукер («Улица радости»), граф Людовико («Собака на сене»).
Первая большая роль Георгия Милляра в кино случилась в киносказке Александра Роу «По Щучьему велению». Эта работа была дебютом не только для исполнителя роли Царя Гороха, но и для самого режиссера. Картина получилась блестящей, уже тогда проявились элементы новаторства Роу: самодвигающаяся печка, пятящиеся задом гуси, говорящая щука. Все компоненты — от антуража до актерской игры — невероятно понравились детям и взрослым.
После первого успеха режиссеру заказали новую сказку, где была бы активная борьба между злом и добром, так появилась «Василиса Прекрасная». На роль русского богатыря был одобрен Сергей Столяров, а вот найти актрису на роль Бабы-Яги никак не удавалось, даже Фаина Раневская не смогла воплотить задуманное режиссером. Александр Роу пожаловался на такую острую ситуацию Георгию Милляру и услышал такой ответ: «А можно мне сыграть Бабу Ягу? Эту роль должна играть не женщина...». Дуэт получился потрясающим: худой Милляр в гриме Бабы-Яги выглядел устрашающе и зловеще, на его фоне Сергей Столяров воплощал образ самого положительного героя планеты.
«Я думаю, он сам придумал эту масочку, которую носил все годы жизни. Все нормальные люди пьют коньяк, а Милляр — одеколон. Это тоже была игра. Он называл себя „Стариком Похабычем“, придумывал всякие фривольные стишки, отпускал дерзкие реплики. А посмотрите внимательнее на его Бабу-ягу — бабуся такие неприличные жесты себе позволяет! При этом он всегда оставался настоящим французом, де Милляром» — считает Юрий Сорокин.
Кинематографически успешный дуэт снялся в сказке «Кащей Бессмертный», которая демонстрировалась 9 мая 1945 года на площади, чтобы всем зрителям хватило мест. Однако Георгий Милляр не сразу согласился на роль Кащея, потому что считал, что не справится с ролью, но после нескольких проб с Роу пришел на репетицию с обритой налысо головой. Образ Кащея тяготел к готическому, крайне мрачному, выразительному, зрители отождествляли киногероя с фашистом, которого побеждает русский простой богатырь, Сергей Столяров.
«Сказка должна отражать философию эпохи, а не гнаться за дешевой злободневностью. Тогда она не устареет»
Александр Роу и Георгий Милляр сотрудничали почти во всех фильмах режиссера, это было проверенный делами и временем творческий союз. Персонажи великого актера зачастую были со стороны «темных сил»: черт из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», злодей-придворный Квак из «Марьи-искусницы», подводный царь Чудо-Юдо в «Варваре-красе, длинной косе», оборотень Кастрюк в «Финисте-ясном соколе». В фильме «Марья-искусница» Георгию Милляру  пришлось побриться налысо, а лицо и руки намазали зеленкой, на ноги натягивали смешные зеленые ласты. Работа над образом всегда была тяжелой и кропотливой: изменение внешности, многочасовые репетиции ужимок и интонаций перед зеркалом. Образ Бабы-Яги Георгий Милляр исполнял на экране более десяти раз.
«В «Василисе Прекрасной» моя бабуля — такая дачница с повязочкой на голове, а в «Морозко» она уже подряхла, ослабла, да и радикулит ее, бедную, замучил. Обильный материал для Бабы-яги мне дала соседка по коммуналке. Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить. А в Ялте я старушку увидел — коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка… Не женская эта роль. Вот какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? Гример только отвернется — она тут же реснички себе подрисует».
В фильмах Александра Роу Георгий Милляр нередко играл не одну, а две-три роли. Так в сказке «Огонь, вода и медные трубы» он сыграл Бабу-Ягу и Кащея, в сказке «Золотые рога» — Бабу-Ягу и деда Маркея, а в «Королевстве кривых зеркал» предстал сразу в трех образах: Наиглавнейшего Церемониймейстера, королевского возчика и вдовствующей королевы.
Георгий Милляр сыграл множество эпизодических ролей у других режиссеров:  мистер Брауни в  сказке Бориса Бунеева «Деревня Утка», мудрец Селим в «Калифе Аисте» Виктора Храмова, злой волшебник Смог в картине Геннадия Харлана «Андрей и злой чародей», старичок-шахматист из  комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница», шут Балакирев в  фильме Юрия Швырева «Баллада о Беринге и его друзьях», вождь хапов Гы из детской фантастической ленты Радомира Василевского «Шаг с крыши», дядя Яша в музыкальной комедии Владимира Гориккера «Серебряное ревю».  Озвучил множество анимационных мультфильмов. Любимая роль  Георгия Милляра — палач из фильма  «Обыкновенное чудо» — немногословный элегантный господин в черном костюме, котелке и белых перчатках. В руках у него футляр от валторны, а там — топор. Однако великому актеру не удалось реализовать весь свой потенциал, режиссеры видели в нем комедийного персонажа, а Георгию Милляру очень хотелось сыграть Александра Суворова.
Георгий Францевич Милляр прожил долгую счастливую жизнь. Да, счастливую, несмотря на то, что долгое время прожил в коммуналке и получил отдельную квартиру в 80 лет, несмотря на то, что не накопил ни на дачу, ни на машину, не смотря на несыгранные роли в кино, не смотря на то, что официально стал народным артистом лишь в 85 лет. Но разве все это может сравниться с огромной народной любовью, которая всегда окружала этого человека. Его постоянно приглашали на встречи в школы и предприятия, пионерские лагеря и воинские части, и он никому не отказывал. Он вообще не мог отказывать. Однажды к нему зашла соседская девочка и стала рассматривать его рисунки. Георгий Францевич разрешил ей взять самый понравившийся. «А можно я возьму все?» – попросила девочка, и он отдал все.
«Официальные лица не относились к Милляру серьезно: „Ну кто такой Милляр? Ну ходит такой смешной человечек“. А он всегда оставался де Милляром. И при этом ел ливерную колбасу с черствым хлебом, 30 лет носил одно пальто и каракулевую шапку-пирожок. Дружил не с руководством, а с осветителями, гримерами и костюмерами, никогда не ходил на собрания и терпеть не мог заумных актерских разговоров. Обладал феноменальными знаниями во всех областях, с ним можно было говорить о чем угодно»- комментирует Юрий Сорокин.
Личная жизнь Георгия Милляра
О личной жизни Георгия Милляра существует много легенд, но достоверно известно, что до 65 лет он прожил один. Актер жил с мамой до ее кончины в 1971 году в комнате неприглядной  коммуналки. Там он и познакомился с новой соседкой Марией Васильевной. Георгий Милляр приглядывался, наведывался в гости. И сделал ей предложение. Георгию Францевичу тогда было 65 лет, а Марии Васильевне – 60. Женщина этому очень удивилась: «Что вы, Георгий Францевич! Мне не нужны мужчины!» На что Милляр пошутил: «А я и не мужчина. Я Баба-Яга». Так и прожили они вместе до самого конца Георгия Милляра в мире и согласии, в уважении и любви.
«Это была удивительно трогательная пара. Георгий Францевич называл ее «Манечка» и «лапочка», она ни разу мата от него не слышала, а самым большим ругательством было: «Ну, Маня, ты меня достала!» Я никогда не видела Георгия Францевича дома в вытянутых трико, он всегда ходил в рубашке и брюках, а на выступления обязательно надевал «бабочку». Сам стирал свое белье, лет до 87 ходил в магазин. Без грима его никто не узнавал, и, лишь заслышав характерный грассирующий голосок, люди оборачивались, видимо, вспоминая, где же они его раньше слышали. А каким галантным мужчиной он был! Сейчас таких уже не встретишь. Всегда ручку поцелует, вперед пропустит» — поделилась соседка по коммуналке Людмила Зайцева.
До своего 90-летия Георгий Францевич Милляр не дожил пять месяцев. Он умер 4 июня 1993 года. Мария Васильевна пережила его на шесть лет. Похоронен актёр на Троекуровском кладбище столицы (участок № 3).

520

7 ноября
День рисования на запотевшем стекле

http://content.kalen-dar.ru/medium/img-11-07-309.jpg

Туманные острова, изысканный орнамент, или летящая птица - сегодня можно самому придумать "мир-в-окне". Если вдруг грустно. Или - дождь. Или - ожидание. Можно ведь и ускорить, нарисовав встречу! И даже, если вдруг выдался ясный и прозрачный осенний день, то можно тихонько согреть окно своим дыханием и добавить в него что-то, чего никогда не было! Попробуем?

На улице дождь, и прохлада, и слякоть,
А небо темнее, всё хмурится, жмурится...
И что же теперь нам - грустить или плакать
О том, что пустеют осенние улицы?

Нет, мы на стекле запотевшем, туманном
Рисуем деревья и солнце, что катится
По синему небу, и дальние страны,
И волны, что шепчут и пеной лохматятся...

Движение пальца - и вот человечки
Придут волшебством, не раскрытым наукою,
Появится домик и пес на крылечке,
И чаща, где сказочный леший аукает.

А можно скользнуть по рисункам ладошкой,
Стирая и солнце, и палочки сосен,
И вдруг с удивленьем увидеть в окошко
И город, и сумрак, и нежную осень...
Автор текста: tobico
http://www.kalen-dar.ru/calendar/11/07


Вы здесь » МЯУ. Мир Ярких Улыбок. » Калейдоскоп. » Праздники и памятные даты - 12 Калейдоскоп (хочу всё знать)