Гай Габалдон был типичным малолетним хулиганом, промышлявшим воровством на улицах Лос–Анджелеса. Жизнь юного мексиканца резко изменилась, когда в 12 лет его передали в семью Накано, окружившую его вниманием и заботой. Через три года, однако, началась война, и его приемных родителей, японцев по происхождению, отправили в лагерь. Вновь предоставленный самому себе Гай отправился на заработки на Аляску, а в 17 лет пошел в морпехи. В составе своей дивизии участвовал в высадке на Сайпан. Когда американцы заняли побережье, оказалось, что все японцы спрятались в джунглях. Японские власти обнародовали приказ, согласно которому каждый из подданных империи должен был убить не менее семи американцев либо совершить самоубийство. В общем, американцам светила качественная партизанская война.
В первую же ночь Гай покинул пост и отправился в джунгли. Используя знания языка и представления о психологии японцев, полученные в приемной семье, он уговорил сдаться двух человек. Начальство пригрозило ему трибуналом за оставление поста, но на следующую ночь он вновь ушел в джунгли. Рискуя получить пулю от японцев и быть обвиненным в измене своими, он привел уже 50 военнопленных. После этого ему разрешили действовать на свой страх и риск. Во время одного из своих рейдов Гай услышал о готовящейся японцами самоубийственной атаке. Благодаря этому ее удалось отбить, а морпех продолжил свои вылазки. После одной из них он привел за собой 800 человек, после чего пораженные сослуживцы прозвали его «Сайпанским крысоловом» (этот момент изображен на картине).
Всего Гай спас полторы тысячи японцев и неизвестно сколько американцев, которые могли бы погибнуть в случае активного сопротивления. Трудный подросток сделал то, что было не под силу десяткам коммандос. Высшую награду США – Медаль Почета – ему не дали. Очевидно, начальству не понравился способ, которым он взял столько пленных. Но разве дело в наградах?