«Стоило бы спросить Керри, помогает ли гонке коньюнктура цен на углеводороды, или же она откладывает эту гонку на среднесрочную и долгосрочную перспективу, когда цены на нефть может быть поднимутся до уровня 100 долларов за баррель и выше, — прокомментировал ФБА «Экономика сегодня» профессор Александр Пилясов, директор Центра экономики Севера и Арктики. — Гонка за арктическими ресурсами — это не новость для нас, мои коллеги писали об этом еще в нулевые годы.
Американцы имеют очень небольшое окошко в морскую Арктику, но стремятся через гонку за морские ресурсы, добиться давно ими желаемого контроля над остальными приморскими арктическими территориями мира. Именно для этого они говорят о «свободе навигации и судоходства».
Об этом все время говорят, претендуют на российский северный морской путь, на канадский северный проход. Это заявление можно расценивать как продолжение американской линии на свободу мореплавания в морской зоне Арктики. Потому что гонка невозможна без того, чтобы пустить суда, куда они хотят по морской Арктике на поиск и разведку месторождений шельфа и на их совместную эксплуатацию со страной, в экономической зоне которых эти месторождения находятся.
Конечно, это политическая спекуляция, потому что эта гонка определяется не словами Керри, а коньюнктурой мировых цен на энергоресурсы, потому что если цены на нефть падают, то Арктика становится не интересна одинаково всем странам мира, и все откладывается на неопределенные сроки».
Технические разработки, которые используются в умеренной и тропической зонах, дают возможность вводить в строй месторождения, которые обходятся дешевле, гораздо больше интересны бизнесу.
«Это сильное заявление, которое имеет смысл только в контексте укрепления позиций США в Арктике, которые по естественным географическим причинам весьма камерные. И это стремление компенсировать камерность арктической форточки мощными заявлениями страны, которая имеет финансовый потенциал и амбиции контролировать всю Арктику», - объясняет эксперт.
Что касается прямого конфликта интересов между Россией и США в Арктике, то здесь можно вспомнить, прежде всего, линию Бейкера-Шеварднадзе в Беринговом проливе, которая была закреплена в 90-м году, и наш парламент до сих пор не ратифицировал ее. Мы придерживаемся того разграничения, но формально, юридически оно не закреплено.
Получается, что конечно, есть некоторые разногласия со Штатами и с Данией по хребту Ломоносова-Менделеева на нашем шельфе. Они претендуют туда через Гренландию. Но гонка за арктические ресурсы пока сильно преувеличена, что еще раз подтверждается тем, что никаких действий по конкретным вопросам не предпринимается.
Добыча углеводородов на сегодняшний день составляет более двух третей совокупного продукта, который дает Арктика. Помимо этого там есть золото и другие цветные металлы, алмазы. «получается, что вообще там много чего есть, но если говорить о том, что уже добывается или является потенциально близким к тому, чтобы в ближайшее время разрабатывать, углеводороды будут доминировать», — отмечает эксперт.