20 октября 1480 г. 535 лет назад началось знаменитое «стояние на Угре», закончившееся окончательным освобождением России от монголо-татарского ига
В период княжения великого князя Ивана III практически закончилось собирание русских земель под властью Москвы. Именно в период расширения и укрепления Московского государства произошло одно из главных событий – окончательное падение татаро-монгольского ига. Во время своего княжения Иван III прекратил платить дань, не ездил в орду, не оказывал почтения хану. Золотоордынский хан Ахмат пытался действовать против Москвы в союзе с Литвой, но, не получая необходимой помощи, ограничивался приграничными набегами. Вскоре Ахмат был спровоцирован к походу на Москву братьями Ивана III – Андреем и Борисом, а польско-литовский король Казимир IV обещал хану Золотой орды поддержку. Ахмат планировал разорить русскую землю, как это было сделано во времена Батыя.
Не получив обещанной помощи, Ахмат пошел к Угре и, став на берегу против русских полков, предпринял попытку перейти реку. Несколько раз Ахмат пытался прорваться на другой берег Угры, но все его попытки пресекались русскими войсками. Вскоре река начала замерзать. Иван III приказал отвести все войска от Угры и сосредоточиться в Кременце. От Кременца великий князь отошел к Боровску. Но Ахмат не решился преследовать русские войска, а развернувшись, 11 ноября отправился назад в Золотую орду, грабя по дороге земли своего необязательного союзника. Таким образом, от реки Угры противоборствующие войска одновременно разошлись в разные стороны. Современники приписывали это чудесному заступничеству Богородицы, которая спасла русскую землю от разорения. Историки по разному интерпретируют летописи и объясняют причины отступления войск Ахмата. Но главное заключается в том, что последний набег Золотой орды закончился полным провалом. «Стояние на Угре» положило конец татаро-монгольскому игу и стало прологом гибели Золотой орды. В 1481 году Ахмат был убит, а в 1502 году Золотая орда пала под ударами крымских и тюменских татар.
20 октября 1714 г.301 год назад Петр I издал Указ о запрещении каменного строительства по всей России, кроме Санкт-Петербурга
20 октября 1714 года царь Петр I издал Указ о запрещении каменного строительства по всей России, кроме Санкт-Петербурга. В городе же на Неве строго предписывалось возведение исключительно каменных «образцовых домов». Отныне во всех городах, кроме Санкт-Петербурга, строительство каменных домов стало строго караться. Легким росчерком пера царь оставил без работы тысячи каменщиков по всей России. Расчет был прост: каменщики в поисках способа прокормить семью будут вынуждены отправиться на поиски лучшей доли в новую столицу, где и продолжат заниматься любимым делом. А их опыт и мастерство позволит новой российской столице как можно быстрее стать вровень со столицами других европейских городов. Указ возник не от капризов царя-реформатора – он стал последней каплей терпения Петра I. Город начали возводить одиннадцатью годами ранее, и первую четверть 18 века он напоминал огромную строительную площадку, на которой найти опытного каменщика было не так-то просто. После Указа царь некоторое время подождал, когда в Санкт-Петербург будут съезжаться каменщики, но так и не дождался, а потому распорядился, чтобы людей, способных к строительству каменных сооружений, свозили в Северную Пальмиру насильно… Мечта царя-реформатора видеть город каменным так до конца и не осуществилась. Каменными домами мог похвастать в основном центр города. Кирпича не хватало – кирпичные заводы во всей России можно было по пальцам перечесть. Однако самые ушлые люди быстро нашли способ, как обмануть царя. Они строили обычный деревянный дом, лепили на стены тонкий слой глины, который раскрашивали «под кирпич». При быстрой езде невозможно было отличить раскрашенный дом от капитального. Но это было делом рисковым: порой нарисованный «кирпич» выходил настолько красиво и неестественно, что мог привлечь внимание монарха. И уж тогда «художникам» было не сносить головы… Оштукатуренные деревянные дома составляли в разных районах новой столицы от 30 до 70% застройки. И, конечно, не всегда дело было в том, чтобы ввести государя в заблуждение. Применение штукатурки поверх дерева служило защитой постройки от высокой влажности, к тому же повышало престиж, а значит и стоимость здания. Указ же Петра действовал вплоть до 1741 года.
20 октября 1740 г. 275 лет назад австрийская эрцгерцогиня Мария-Терезия объявлена наследницей Карла VI Габсбурга
20 октября 1740 года 23-летняя австрийская эрцгерцогиня Мария-Терезия была объявлена наследницей Карла VI Габсбурга, императора Священной Римской империи. Она получила чисто мужское воспитание, подготовившее ее к управлению обширным государством. В 14 лет она уже присутствовала на заседаниях государственного совета. В 1736 году вышла замуж за герцога лотарингского Франца Стефана. Вступив на престол, она с первых же дней очутилась лицом к лицу со множеством претендентов на «австрийское наследство», не желавших уступать ей своих прав. Принцессе досталось неблагополучное наследство. «Оказалось, – писала она впоследствии, – что у меня нет ни денег, ни солдат, ни советников». Сама легитимность правления Марии-Терезии, противоречащая былым правилам передачи престола, была признана лишь через восемь лет, после войны за австрийское наследство, в ходе которой молодая женщина продемонстрировала невероятную стойкость. На протяжении 40 лет, до самого конца жизни в 1780-м, Мария-Терезия оставалась полноправной правительницей империи, а в Австрии этот период доныне считается подлинной «золотой эпохой». Умирая, Мария-Терезия оставила свое государство значительно подвинувшимся на пути благоустройства, с армией в 260 тысяч человек и с значительно увеличенным престижем в Европе. Энергичная, деятельная, умная, Мария-Терезия обладала большим тактом и обаятельной прелестью обращения, действовавшей чарующим образом на окружающих. Мария-Терезия родила 16 детей. Одна из ее девочек, Мария-Антуанетта, попала на гильотину, а один из мальчиков, Иосиф, стал императором.
20 октября 1833 г. 182 года назад из Пруссии в Петербург прибыл 21-летний француз Жорж Шарль Дантес
20 октября 1833 года из Пруссии в Петербург в качестве компаньона голландского посланника в России барона Геккерна прибыл 21-летний француз Жорж Шарль Дантес. Дипломат представил его ко двору в Санкт-Петербурге. Благодаря рекомендательному письму наследного принца прусского Вильгельма императору Николаю I, Дантес сразу же был зачислен корнетом в царскую гвардию, в то время как во Франции после июльской революции 1830 года у него, как у участника провалившегося контрреволюционного заговора, никакого будущего не было. В январе 1834 года Пушкин по поводу такого мгновенного карьерного роста Дантеса, тогда еще ему лично не знакомого, отметил в своем дневнике: «Гвардия ропщет». Пройдет всего три года, и под Петербургом состоится дуэль, на которой Дантес смертельно ранит Пушкина. Суд первой инстанции, согласно закону, приговорил его за участие в дуэли к повешению, но при прохождении по инстанциям приговор постепенно смягчался, и в конце концов Дантес по распоряжению императора был просто выдворен за границу с лишением офицерских патентов.
20 октября 1880 г. 135 лет назад Московский цирк на Цветном бульваре принял первых зрителей
Cтарый Московский цирк на Цветном бульваре – один из самых старейших цирков России, он начал свою работу 20 октября 1880 года. Сначала в цирке было пять рядов кресел, ложи, бельэтаж, вторые места с деревянными ненумерованными лавками и стоячая галерея. Потом здание не раз подстраивалось и достраивалось, но весь свой долгий век служило цирку.
Цирк прославили его знаменитые режиссеры, и каждый был неутомим в поиске. Арнольд Арнольд привел клоунов в таинственный аттракцион Кио. Борис Шахет заставил изящных танцовщиц сделать своими партнерами громадных корниловских слонов. Успеху цирка во многом способствовала работа в нем Художественного руководителя Ю.С. Юрского, который прогремел своими театрализованными парадами-прологами, главного режиссера М.С. Местечкина, режиссера-постановщика А.Г. Арнольда, директоров Н.С. Байкалова и А.В. Асанова. Художественный руководитель студии циркового искусства Изяслав Немчинский создал на московском манеже подлинное откровение века – «Медвежий цирк» Валентина Филатова. Цирк на Цветном бульваре все время вел поиск – новых номеров, новых спектаклей, новых имен. В 1919 году по декрету В.И. Ленина цирк был национализирован и стал первым государственным цирком. Здесь началась неувядаемая слава Карандаша. Не единожды выступал в старом цирке «солнечный клоун» Олег Попов. На московском манеже засияла звезда «клоуна с осенью в сердце» Леонида Енгибарова, который называл себя заочным учеником Чарли Чаплина. В 1983 году руководство цирком принял Народный артист СССР, знаменитый клоун и артист Юрий Никулин. 13 августа 1985 года состоялось последнее представление в старом здании цирка. 19 октября 1987 года была произведена закладка первого камня для строительства нового здания, и туда же замурована капсула. А 29 сентября 1989 года состоялось открытие нового здания Старого Московского цирка программой «Здравствуй, Старый цирк!». В декабре 1996 года после 75-летнего юбилея Юрия Никулина цирку было присвоено имя «Московский цирк Никулина на Цветном бульваре».
Календарь событий