17 октября 1740 г. 275 лет назад участниками второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга основан Петропавловск-Камчатский
В 1733 году Берингу было поручено возглавить вторую Камчатскую экспедицию. Витус Беринг и Алексей Чириков должны были пересечь Сибирь и от Камчатки направиться к Северной Америке для исследования её побережья. Мартыну Шпанбергу поручалось завершить картографирование Курильских островов и найти морской путь к Японии. Одновременно несколько отрядов должны были нанести на карты северное и северо-восточное побережье России от Печоры до Чукотки. В начале 1734 года Беринг отправился из Тобольска в Якутск, где он потом провёл ещё три года, занимаясь заготовкой продовольствия и снаряжения для экспедиции. И здесь, и позднее в Охотске ему приходилось преодолевать бездействие и сопротивление местных властей, не желавших помогать в организации экспедиции. Во второй Камчатской экспедиции участвовал Арсений (Мацеевич), впоследствии сибирский митрополит, осуждённый при Екатерине II и канонизированный как мученик. Лишь осенью 1740 года два пакетбота, «Святой Пётр» и «Святой Павел», вышли из Охотска к восточному побережью Камчатки. Здесь в районе Авачинской губы экспедиция перезимовала в бухте, названной Петропавловской в честь судов экспедиции. Здесь 17 октября и было заложено поселение, с которого начала свою историю столица Камчатки – город Петропавловск-Камчатский.
17 октября 1902 г. 113 лет назад в Детройте выпущен первый автомобиль марки Cadillac
Своим рождением Cadillac обязан талантливому изобретателю Генри Мартину Лиланду. Генри и его сын Уилфред успешно сотрудничали и с Генри Фордом, и с Рэнсомом Олдсом. Вместе с Фордом Лиланд создал в августе 1902 года компанию "Cadillac Motor Car Company", назвав ее в честь губернатора Луизианы и основателя Детройта маркиза Антуана де Кадийяка. А уже 17 октября был готов первый Cadillac модели «А». К концу того же года собрали еще две машины, и все три выставили на январском авто-шоу в Нью-Йорке 1903 года. Успех был ошеломляющим – к дню закрытия экспозиции компания получила заказы на 2286 автомобилей. Машина развивала максимальную скорость около 48 километров в час и стоила 750 долларов. За доплату можно было получить два дополнительных пассажирских места и складной мягкий верх.
В 1978 году с конвейера стали сходить дизельные автомобили Cadillac. Почти на каждом Cadillac можно было обнаружить усилители руля и тормозов, кондиционеры, электрические стеклоподъемники, сервомеханизмы для передвижения сидений, открывания крышки багажника и бесчисленное оборудование для повышения комфорта. Не один президент США избирал в качестве «правительственной кареты» автомобиль Cadillac. Правда, это бывал не серийный, а бронированный, с удлиненным кузовом и различным специальным оборудованием. На таких машинах совершали официальные выезды президенты Джимми Картер, Рональд Рейган, Билл Клинтон.
17 октября 1938 г. 77 лет назад в СССР учреждена медаль «За отвагу»
17 октября 1938 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль «За отвагу». Этим же Указом утверждено Положение о медали, в которое впоследствии были внесены некоторые изменения в 1943, 1947 и 1980 годах.
С момента своего появления эта медаль стала высшей советской медалью в наградной системе СССР (и второй по времени учреждения, после юбилейной медали «ХХ лет РККА») и оставалась таковой до распада Советского Союза. В отличие от многих других медалей и орденов, вручавшихся нередко «за участие», медалью «За отвагу» награждали исключительно за личный подвиг и храбрость, проявленную на поле боя. Именно поэтому она стала особо популярной и ценимой среди фронтовиков и военных. Медаль «За отвагу» имеет форму круга диаметром 37 мм и изготовлена из серебра. На ее лицевой стороне в верхней части изображены три летящих самолета, ниже которых в две строки надпись «За отвагу», а под ней – изображение танка. Вдоль нижнего края медали – надпись «СССР». Все изображения на медали рельефные, надписи вдавленные, покрытые рубиново-красной эмалью. При помощи ушка и кольца медаль соединена с колодкой, обтянутой шелковой муаровой лентой. Первоначально это была четырехугольная колодка, обтянутая красной муаровой лентой, а с 1943 года стала пятиугольной, обтянутой муаровой лентой серого цвета с синими полосками по краям. Медаль носится на левой стороне груди и, при наличии орденов и других медалей СССР, располагается после орденов и перед остальными медалями.
17 октября 1945 г. 70 лет назад Кенигсберг включен в состав СССР
Следуя решениям Ялтинской и Потсдамской конференций, Кёнигсберг с прилегающими землями 17 октября 1945 года был включен в состав СССР. Южная часть Восточной Пруссии отошла к Польше. В апреле 1946-го в составе РСФСР образовалась соответствующая область, а спустя три месяца ее главный город получил новое название – Калининград – в память умершего 3 июня «всесоюзного старосты». Территории эти были в составе России и во время Семилетней войны: в 1758 году кёнигсбергцы присягнули императрице Елизавете Петровне и до весны 1762-го, до заключения мира, Восточная Пруссия имела статус российского генерал-губернаторства. Так, в декабре 1758-го знаменитый горожанин Кёнигсберга Иммануил Кант обращался к Елизавете с письмом, где просил место профессора в здешнем университете. В Калининграде осталось только 20 тысяч из 370 тысяч немецких жителей, которые жили в нём до войны. Хотя сразу после войны началась работа по адаптации немцев к новой власти – выходила газета «Новое время» на немецком языке, были организованы школы, где преподавание велось на немецком, – было принято решение о депортации немецкого населения в Германию.
Властями не уделялось никакого внимания наследию немецкой культуры. Старый город не восстанавливался, а руины замка (следствие бомбардировок союзников) были снесены в конце 1960-х годов, несмотря на протесты архитекторов, историков, краеведов и просто жителей города. Изменения 1990-х в России положили начало новому этапу развития Калининградской области. С 1991 года город открыт для международного сотрудничества с зарубежными странами, в первую очередь с Германией и Польшей, в сфере бизнеса, культуры и образования. Сегодня в городе функционирует множество иностранных учреждений, обеспечивающих необходимую городу информационную, административную и визовую поддержку.
17 октября 1961 г. 54 года назад открыт Государственный Кремлевский Дворец
Государственный Кремлевский Дворец (до 1992 года – Кремлевский Дворец Съездов) был открыт 17 октября 1961 года. Руководил проектом архитектор Михаил Васильевич Посохин.
Государственный Кремлевский Дворец – одна из лучших и престижнейших театрально-концертных площадок Москвы и России. Он прочно закрепил за собой звание «главной сцены страны». Для каждого человека посещение Кремлевского Дворца является выдающимся событием его жизни. Для любого артиста выступление на этой сцене становится высшей формой зрительского признания. Лицо кремлевской сцены определяют концертные программы, посвященные различным памятным, историческим, юбилейным датам, праздникам людей тех профессий, чей труд утверждает величие России, укрепляет ее мощь и духовный авторитет. На сцене Кремлевского Дворца сегодня с успехом выступают исполнители и коллективы мировой величины: Ray Charls, Sting, Elton John, Julio Eglesias, Chris Rea, Eros Ramazzotti, Joe Cocker, Bryan Adams, Patricia Caas, Al Jarreau, George Benson, Tina Terner, Vanessa May, «Lord Of The Dance» и многие другие. С аншлагами проходят концерты и отечественных исполнителей: Аллы Пугачевой, Софии Ротару, Раймонда Паулса, Вячеслава Добрынина, Валерия Меладзе, Николая Баскова, Максима Галкина, Кристины Орбакайте…
Календарь событий