15 сентября 1801 г. 214 лет назад Александру I представлен первый в мире велосипед
Изобретателем первого в мире двухколесного велосипеда был уроженец Прикамской земли Ефим Михеевич Артамонов, крепостной Пожвинского завода.
Конструкция самоката была настолько прочна, что мастер смог совершить на нем нелегкое путешествие (со скоростью 10 км/ч) от Урала до Петербурга на коронацию Александра I – 15 сентября 1801 года. Изобретение так удивило всех присутствующих и царя, что за создание велосипеда Артамонову со всем его потомством была дарована свобода от крепостной зависимости. Понравившееся чудо техники затем пополнило царскую коллекцию редкостей, после чего было забыто. Второе рождение велосипеда, как, впрочем, и его названия (в переводе с латинского «велосипед» – «быстрые ноги»), состоялось в 1808 году в Париже. Сейчас велосипед Артамонова хранится в Нижнетагильском краеведческом музее, а его точная копия – в Политехническом музее в Москве. В Пермском областном краеведческом музее тоже есть велосипед, сделанный в Артамоновских мастерских. Велосипед этот деревянный, колеса приводились в движение тягой на веревках. Никаких шин на колесах не было, и поэтому велосипеды долгое время называли «костотрясами».
15 сентября 1830 г. 185 лет назад состоялась церемония открытия первой междугородней железнодорожной линии на паровой тяге
15 сентября 1830 года состоялось торжественное открытие первой междугородней железнодорожной линии на паровой тяге: из Ливерпуля в Манчестер. В 11 часов 20 минут из Ливерпуля по 50-километровой магистрали отправились восемь железнодорожных вагонов. Акционерное общество «Liverpool & Manchester Railroad Company» назначило техническим руководителем проекта Джорджа Стефенсона, изобретателя паровоза, который не только сконструировал машины, которые выиграли в открытом конкурсе право обслуживать новую дорогу, но и проложил саму магистраль, по «грузоподъемности и выносливости» признанную знатоками – шедевром дорожного строительства.
Церемония открытия железной дороги стала очень важным событием государственного масштаба. На ней присутствовали многие члены правительства, включая премьер-министра герцога Веллингтона. С этого дня в Великобритании, а затем и во всем мире началась бурная эпоха развития сети железных дорог.
15 сентября 1916 г. 99 лет назад первая в истории мировых войн танковая атака произошла в битве на реке Сомме
В ходе крупномасштабной наступательной операции англо-французских войск против германских соединений на французском театре Первой мировой войны в битве у деревни Флер близ реки Соммы 15 сентября 1916 года впервые в мире была проведена танковая атака, в которой было задействовано 49 боевых машин модели Mk.1. Но из-за низкой технической надёжности этих танков в атаке участвовало только 18 боевых машин, остальные вышли из строя из-за неполадок или застряли в болоте. Тем не менее, участвовавшие в сражении танки смогли продвинуться вглубь обороны на 5 км за 5 часов. Причём потери англичан в этой наступательной операции оказались в 20 раз меньше обычных.
И хотя в сражении на реке Сомме из-за малого количества танков фронт не удалось прорвать окончательно, но боевая машина показала свои возможности, да и психологическое воздействие на германскую пехоту было огромным. Также стало ясно, что за танками, как видом боевой техники, большое будущее.
15 сентября 1956 г. 59 лет назад на трассы Аэрофлота вышел первый в мире реактивный пассажирский лайнер «Ту-104»
15 сентября 1956 года самолет «Ту-104» совершил первый регулярный рейс с пассажирами по трассе Москва-Иркутск. Через 7 часов 10 минут летного времени, преодолев (с посадкой в Омске) 4570 км, самолет приземлился в Иркутске. Лайнер пилотировал экипаж под руководством Е.П.Барабаша. По сравнению с предыдущим (поршневым) поколением самолетов, реактивная машина преодолевала расстояния почти в 3 раза быстрее. «Ту-104», перевозивший до 100 пассажиров за один рейс и преодолевавший 800-900 км в час, с 1956 года стал основным самолетом на магистральных линиях Аэрофлота. В том же году реактивные первенцы стали летать на линиях Москва – Тбилиси, Москва – Ташкент, Москва – Хабаровск.
15 сентября 1971 г. 44 года назад день рождения экологической организации «Гринпис»
15 сентября 1971 года – день первой организованной акции экологов против ядерных испытаний – считается днем создания (днем начала деятельности) международной экологической организации «Гринпис» («Зеленый мир»). Основатели «Гринпис» – Бен Мэткаф и Дэвид Фрейзер Мак Таггарт. Их называли «первыми воинами зеленого воинства». До того, как основать «Гринпис», Бен возглавлял PR-агенство, а Таггарт занимался бизнесом в Канаде.
Финансируется организация и ее отделения исключительно за счет личных добровольных пожертвований сторонников движения в мире. Главным руководящим органом является Совет «Гринпис», состоящий из представителей всех офисов организации, которые существуют более чем в 40 странах мира. В их число входит «Гринпис» России, созданный в 1992 году.
15 сентября 2000 г. 15 лет назад открылись XXVII летние Олимпийские игры в Сиднее (Австралия)
XXVII летние Олимпийские игры проходили с 15 сентября по 1 октября 2000 года в Сиднее (Австралия). Талисманом Олимпиады 2000 года стали несколько животных – кукабарра Олли, утконос Сид, ехидна Милли, обитающие только в Австралии. Эта символическая триада, по замыслу создателей, символизирует олимпийскую дружбу и стремление к победе. Кроме того, каждый из них по месту своего обитания олицетворяют три стихии: землю, воду и небо, а тройка в данном случае – число символическое, поскольку XXVII летние Игры проходили накануне вступления в третье тысячелетие. Имена животным тоже дали со смыслом. Так утконоса назвали Сидом (Syd – сокращенно от названия города, принимавшего Олимпиаду, Сиднея), кукабарру – Олли (Olly – сокращенно от «олимпиада»), а ехидна получила имя Милли (Millie – сокращение от слова millenium) в честь начала третьего тысячелетия.
Календарь событий